Было дивное волненье

В четвертый вечер фестиваля в Иркутске сыграли «Виртуозы Москвы»

4 сентября в Иркутском музыкальном театре пианист Денис Мацуев выступал с невероятным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», а 5 сентября тандем знаменитого солиста и прославленного коллектива порадовал публику в Братске, где в прошлом году, благодаря фестивалю «Звезды на Байкале» появился первоклассный концертный рояль.

В четвертый вечер фестиваля в Иркутске сыграли «Виртуозы Москвы»
Георгий Цай.Фото Яны Ушаковой

«Виртуозы Москвы» легко узнаваемы даже по радио. Даже не самыми умудренными фанатами классики. Этой потрясающей команде музыкантов высочайшего класса удалось создать свой неподражаемый исполнительский стиль, настолько уникальный и харизматичный, что его не спутаешь ни с каким другим. Точеная графичность музыкального рисунка, предельно выпуклые фразировки, тонкое смакование нюансов, фантастическая точность ансамблевого звучания, импровизационная непринужденность и захватывающая эмоциональность с головой «выдают» оркестр Владимира Спивакова. К нам на фестиваль в этот раз он приехал без своего художественного руководителя, однако это не помешало ему свести переполненные зрителями залы с ума.

В первом отделении «Виртуозы» безраздельно царили на сцене. Они подарили нам два самых популярных произведения для камерного формата – «Времена года» Антонио Вивальди и написанные как подражание талантливому венецианцу «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Играли просто ошеломительно.

В инстументальном шедевре Вивальди солировал заслуженный артист России Алексей Лундин. Репутация этого скрипача необычайно высока. Будучи лидером и первой скрипкой «Виртуозов Москвы», он является также организатором и худруком международного фестиваля классической музыки в латвийском городе Салацгриве. Композитор Юрий Буцко, который много и плодотворно работал для театра и кино, посвятил Алексею Лундину свой Четвертый скрипичный концерт. Блеск, с которым скрипач и оркестранты исполнили красивейшую барочную мистерию Вивальди, не поддается описанию. Не обошлось, как водится у азартного коллектива, и без импровизации. В одном из фрагментов музыканты удивили нас футуристическими приемами звукоизвлечения, которые, конечно, и не снились автору цикла – «рыжему священнику».

Четыре танго аргентинского композитора были сыграны не просто «с огоньком». Тут уж бесновалось и ликовало настоящее вулканическое пламя. Солировали четыре скрипичных асса друг за другом: Денис Шульгин, Георгий Цай, Лев Иомдин и Евгений Стембольский. Особенно радостно было приветствовать аплодисментами первых двух маэстро. Несколько лет назад эти артисты стали жертвами жестоких уличных нападений, были серьезно травмированы, злоумышленники тогда похитили дорогие инструменты скрипачей. Особенно волновались поклонники за Георгия Цая, которому грабители изрезали пальцы рук. Слава богу, к молодым исполнителям вернулось не только здоровье, но и незаурядное мастерство. Во время концерта мы убедились, что их редкостные таланты счастливо расцвели и окрепли.

Двумя живописными циклами о смене природных настроений первое отделение не исчерпалось. Под настойчивым напором бисирующих зрителей оркестранты с явным удовольствием сыграли еще три инструментальных пьесы. На самый «десерт» «подали» с пылу с жару зажигательное и щемящее «Либер-танго» Пьяццоллы.

После антракта публику ждал сюрприз – мировая премьера симфонической фантазии молодого российского композитора Андрея Рубцова «Сибирская рапсодия». За дирижерским пультом встал сам автор, солировали лауреаты международных конкурсов флейтист Максим Рубцов и заслуженный артист России виолончелист Борис Андрианов, который концертирует с уникальным инструментом работы венецианского мастера Доменико Монтаньяна. На этой старинной виолончели когда-то играл Великий князь Михаил – родной брат Александра I. Теперь силу и теплоту ее тембра смогли оценить сибиряки. Сочинение Андрея Рубцова было с воодушевлением принято первыми слушателями. В нем отразились и могучая красота суровой сибирской природы, и ее поэтическая беззащитность. В нем звучат достоинство и широта сибирского характера, светится окрыляющая надежда и жизнеутверждающая вера в будущее.

Когда отзвучала рапсодия, на авансцену явился в своем королевском величии «Stainway», к которому вышел любимец публики Денис Мацуев. Настал черед непревзойденного Моцарта, «чистого, как слеза». Такое выражение обронил в соцсетях кто-то из очевидцев чуда – исполненного с большим чувством фортепианного концерта № 17 соль мажор.

Ведущий концерта известный телевизионщик Юлиан Макаров предпослал шедевру стихи Давида Самойлова:

Моцарт в легком опьяненье

       Шел домой.

Было дивное волненье,

       День шальной.

И глядел веселым оком

       На людей

Композитор Моцарт Вольфганг

       Амадей.

А потом звучала удивительная музыка, одну из главных тем которой композитор «подслушал» у своего домашнего скворца. Насвистанная скворушкой, мелодия была развита и расцвечена автором с такой неудержимой фантазией, какая, наверное, не по силам ни одной райской птице. Только Моцарту, которого мы с легкой руки Пушкина называем богом. Его семнадцатый концерт – это неистребимый юношеский восторг перед жизнью, немеркнущее лучистое солнце, непобедимая радость бытия.

В зале долго не стихали овации, а в сердцах еще долго-долго пульсировали упоительные отголоски смолкнувших звуков. Вечер с «Виртуозами Москвы» останется в памяти зрителей одним из самых чарующих и драгоценных воспоминаний.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру