Бограда – Чудотворская как ментальный маркер иркутского социума

Имена собственные стали подручными средствами в идеологической войне

Постановление о возвращении улице Бограда исторического названия Чудотворская, а также о создании Тихвинского сквера у здания «ВостСибУгля» и площади имени графа Сперанского возле областного правительства мэр Иркутска Дмитрий Бердников подписал 26 мая. Дискуссия о возвращении исторических названий улицам, в 20-е годы прошлого века одномоментно получившим имена известных и не очень революционеров, длится в Иркутске не одно десятилетие. Поэтому не удивительно, что смелое решение градоначальника  раскололо иркутское общество. Прогрессивные иркутяне обрадовались возвращению улице Бограда исторического названия, которое сложилось естественным путем из-за близости Чудотворской церкви, разрушенной в 1930-е годы. Другая же часть обвинила мэрию, а вместе с ней и городскую комиссию по топонимике в попытке десоветизации общества и вымарывания из истории ее советского периода. Дискуссия достигла такого накала, что иркутский обком КПРФ даже заявил о намерении потребовать отмены постановления мэра и роспуска комиссии по топонимике. Между тем мэрия уже организовала для жителей Чудо­творской специальный штаб из специалистов нескольких ведомств для переоформления паспортов.

Имена собственные стали подручными средствами в идеологической войне
Фото: http://www.irk.kp.ru

Долой топонимов-оккупантов

5 ноября 1920 года  в Иркутске было подписано постановление о присвоении новых названий 59 улицам и переулкам, четырем предместьям, трем площадям и двум садам, причем изменения в основном коснулись исторического центра. По мнению главы Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексея Чертилова, решения о переименовании улиц в советское время принимались пришлыми людьми, не заинтересованными в истории Иркутска, при этом многим улицам были даны названия в честь идеологов красного террора. Поэтому взятый мэрией курс на возвращение исторических имен иркутским улицам является  восстановлением исторической справедливости.

— В советское время в центральной части города появилось множество топонимов-оккупантов, улицы стали носить имена террористов. Конечно, в те времена появилось и множество добрых наименований, и их никто не просит сменить, но большинство исторических названий улиц должно быть возвращено, — считает Алексей Чертилов. — Топонимика – историческая наука, а топонимы – нематериальные объекты культурного наследия. Если не принять решения о возвращении старых топонимов, мы можем скоро их утратить. Иркутск в третий раз включен в список исторических городов России, в реестр исторических населенных пунктов федерального значения. Согласно закону о культурном наследии в исторических населенных пунктах должны быть разработаны предметы охраны, поэтому я предлагаю вернуть улицам центра Иркутска исторические названия и закрепить их в качестве предмета охраны. Город вправе сделать это самостоятельно, не проводя никаких согласований.

Чтобы последующие поколения иркутян понимали, что живут в городе с более чем 300-летней историей, в городе должны не только создаваться памятники, но и возвращаться те названия улиц и скверов, которые отражают разные исторические периоды жизни Иркутска, считает священник Князе-Владимирского храма Иркутска отец Алексей.

— Если все названия улиц в центральной части города сводить только к одному советскому периоду, то в этом нет истины. Иркутск существовал и до 1917 года, и это необходимо подчеркивать. В советское время многое внедрялось в сознание народа через кровь, гонения, поэтому мы должны добровольно это отринуть. Что плохого в том, чтобы вернуть улице Чудотворской ее историческое название, сложившееся в народе, который назвал улицу в честь церкви Прокопия и Иоанна, устюжских чудотворцев, построенной еще в 1703 году? — говорит отец Алексей. — Никто сейчас не преследует коммунистов за то, что они, разрушив десятки церквей, как варвары, разрушили красоту нашего города, сейчас мы лишь просим вернуть центру Иркутска их имена, пусть то, что было построено нашими предками, носит исторические названия. А советские названия можно дать тем улицам, которые появились в то время, ведь есть немало достойных имен, характеризующих этот период нашей истории. Тогда Иркутск станет городом, в котором по максимуму будут представлены все исторические периоды. Понимаете, мы не имеем права взять и обокрасть тех людей, которые будут жить после нас, сведя вопрос о переименовании улиц к бесконечным спорам.

Поддержавшая переименование улицы Бограда в Чудотворскую председатель иркутской думы Ирина Ежова выступила с предложением для восстановления исторической справедливости построить часовню в память разрушенной Чудотворской церкви. Возвести часовню на том месте, где больше 200 лет стоял храм, не удастся, в советское время там был построен жилой дом, однако ее можно разместить в сквере на пересечении улиц Чудотворской и Сурикова.

— Это помимо восстановления исторической справедливости еще и правильный, на мой взгляд, шаг с точки зрения близости к родильному дому, — считает Ирина Ежова.

Не бойтесь уникальности, не нойте!

Найти компромисс предложил известный историк, организатор проекта «Прогулки по старому Иркутску» Алексей Петров. По его мнению, начать процесс присвоения новых топонимов в городе можно было бы с небольших улиц, названия которых не несут практически никакого смысла и изменение имен которых вряд ли вызовет недовольство даже у ярых сторонников сохранения советского наследия.

— В Иркутске есть множество улиц со, скажем так, спорными названиями. Есть, например, улица Шпальная Ветка, улица Металлобаза, параллельно Старокузьмихинской идет улица Прирельсовые склады, — рассказал Алексей Петров. — Есть в Иркутске 2-й Сарайный переулок, при этом 1-го Сарайного переулка уже не существует. Дальше, у нас есть две улицы Ольховых, две улицы Московских. Интересен топонимический кусочек возле микрорайона Топкинский: там есть улица Топкинская и три переулка Топкинских. У нас в Иркутске достаточное количество военных фамилий, которые никак не отмечены в топонимике, но при этом есть улицы 2-5 Летчиков, при этом 1-я Летчиков уже стала улицей Егорова, есть еще и проезд Летчиков. Есть множество Западных переулков. Удивителен поселок Кирова: там есть семь Кировских улиц плюс Главная Кировская улица. И это лишь небольшая часть примеров, поэтому думаю, что городские власти могут подумать над идеей о присвоении таким улицам фамилий известных, достойных иркутян. Я не говорю, что нужно это сделать мгновенно и именно на тех улицах, которые я назвал, но изменить такие названия, по-моему, можно.

А вот историк и блогер Сергей Шмидт, также положительно относящийся к идее переименования улиц Иркутска, отметил, что не ратует именно за возвращение исторических названий, а выступает за присвоение улицам, переулкам и скверам уникальных топонимов, аналогов которых нет в других городах.

— Я выступаю за переименования гораздо большего количества улиц в Иркутске, но считаю, что наш город заслуживает уникальных названий. Можно посмотреть в интернете, сколько улиц Бограда и сколько Чудотворских есть в стране, и исходя из того, что уникальный город должен иметь какие-то уникальные топонимы, уже действовать, — отметил Сергей Шмидт. — Но, думаю, в 2017 году лучше за переименования не браться, а дать людям левых взглядов спокойно отпраздновать 100-летие революции и вернуться к этому вопросу позже. Но я предлагаю не начинать процесс переименования со Шпаловых Веток, а все-таки постепенно подготовить город к действительно судьбоносному историческому решению по переименованию основных улиц исторического центра. Свою позицию можно подтвердить только собственным поступком, поэтому я могу заверить всех, что, если переименуют улицу Ленина, на которой я живу, я ныть не буду, спокойно пойду и переправлю все документы.

При этом сторонники переименования советских топонимов считают, что, прежде чем запустить этот процесс, необходимо выработать методологию, включающую параметры и критерии, по которым будет выбираться название улицы. Дело в том, что десятки улиц Иркутска за время существования города не раз меняли названия, зачастую решения о переименованиях также принимались, чтобы увековечить память российских деятелей. Например, улица Дзержинского, ранее носившая название Арсенальская, в угоду времени была переименована в улицу графа Кутайсова. Сквер Кирова до того, как был назван в честь графа Сперанского, носил разные названия – Тихвинская, Кремлевская, Гостинодворская площадь. Улица Ленина – бывшая Заморская была переименована в Амурскую в честь возвращения Амура в состав России. Поэтому, чтобы не запутаться в бывших названиях улиц и выбрать в случае необходимости один из вариантов, и должны быть разработаны критерии выбора топонима, причем производиться процесс переименований должен на основе исторических документов. Кроме того, сторонники переименований выступают за создание плана переименований, чтобы для жителей города этот процесс был понятен и они были к нему готовы.

В Иркутске жители Бограда провели сход против переименования улицы. Фото: bg-irkutsk.livejournal.com

Попытки вымарать историю

Однако есть и те, для кого переименование Бограда в Чудотворскую, а заодно и снос стелы «Кировский район», на месте которой должен появиться новый сквер, стали признаками надвигающейся катастрофы, низвержения всего, что связано со страной советов. Так, общественное движение «Суть времени» даже провело опрос в нескольких квартирах по улице Чудотворской, результаты которого, по мнению активистов движения, свидетельствуют о том, что жители улицы не только против переименования, но и совершенно не осведомлены о решении мэрии о смене названия.

— Говорят, что за решением о переименовании улицы Бограда и создании Тихвинского сквера и площади имени Сперанского нет идеологии, но она есть, ведь переименованы именно советские названия, то есть все идет именно в русле десоветизации. Еще у нас произошел снос стелы «Кировский район», которая была построена в честь 300-летия города. Это значит мы, в принципе, при изменении политической конъюнктуры лет через 20 или 50 можем разровнять 130-й Квартал, снести Бабра, — считает представитель иркутского общественного движения «Суть времени» Михаил Ермаков. – Все сторонники переименования говорят, что хотят вернуть исторические названия, но каким образом это делается? Решение о переименовании улицы Бограда было совершенно антидемократичное, потому что жителей улицы никто не спросил. Поэтому процесс переименования сопровождался ложью, подтасовкой данных и низостью. Если уж и принимать решения о переименовании, то нужно обсуждать это со всеми.

По мнению Сергея Шмидта, всем угодить невозможно, а  советоваться и обсуждать любой вопрос можно до бесконечности, поэтому власть должна брать на себя ответственность, иначе это не власть. А время  покажет, что от этого решения все только выиграют. 

Не возникло вопросов к мэру и у депутатов городской думы. Так, депутат думы Иркутска Сергей Юдин считает, что Дмитрий Бердников в этом вопросе проявил не только решительность, но и взвешенность и тактичность, ведь процесс переименования улицы не вызвал неудобства у жителей.

Однако представитель незарегистрированной партии «Другая Россия» Игорь Кремнев считает, что возвращение исторических топонимов может привести к сокрушительным последствиям.

— Вы во многом не понимаете, что происходит. Людям стараются внедрить в голову идею десоветизации. У нас отменили праздник 7 ноября, у нас уничтожается советское прошлое, — уверен Игорь Кремнев. — Существует опасность наступления либеральной чумы. Спрашивается, кому это выгодно? Есть определенные люди, такие как господин Петров, либералы, которые сегодня предлагают переименовывать улицы, а завтра они начнут  демонтировать памятники.

Разумеется, в стороне от столь острой темы не могли остаться коммунисты. По итогам пленума обкома КПРФ коммунисты намерены потребовать отмены постановления мэра о переименовании улицы Бограда в Чудотворскую, а также будут настаивать на расформировании комиссии по топонимике мэрии.

— Мы намерены добиваться отмены постановления о переименовании, а кроме того, сделать так, чтобы в будущем подобные решения перед принятием обсуждались с самым широким кругом общественности, вплоть до губернатора и правительства, — заявил «МК Байкал» секретарь Иркутского обкома КПРФ Владимир Аксенов.

Процесс пошел

Между тем мэрия Иркутска с начала нынешней недели уже организовала процесс штампирования паспортов для жителей улицы Чудотворская. Специально для этого в комитете по управлению Правобережным округом администрации Иркутска ежедневно с 9.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00 работают представители мэрии и миграционной службы. Для удобства жителей организован сбор паспортов, все изменения вносятся бесплатно.

— Жители не возражали против смены названия улицы на Чудотворскую, но нам поступило много звонков с вопросами о смене документов, — рассказала глава комитета по управлению Правобережным округом Юлия Гордина. — Ни стоять в очередях, ни платить деньги жителям Чудотворской не придется. После внесения изменения в действующий паспорт жителям будет необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда для включения в реестр. У юридических лиц затраты составят 1,5 тысячи рублей, которые необходимы для внесения изменений в уставные документы.

По словам Юлии Гординой, менять документы на жилье и транспортные средства жителям улицы Чудотворской не придется. При продаже или обмене имущества жители улицы смогут менять документы одномоментно. «В случае, когда люди будут продавать квартиру, одномоментно будет смена адреса со сменой регистрации. Это же касается транспортных средств – в случае реализации транспортного средства одномоментно со сменой ПТС будет производиться смена названия улицы».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру