Генплан с двойным дном

В Ангарске родился документ с дальним прицелом на узкие цели

«Городничий: Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планирование. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя».

(Николай Гоголь, «Ревизор», 1836)

Генеральный план Ангарского городского округа, вступивший в законную силу 28 марта 2016 года, получился наспех состряпанным блином, который вышел комом. Похоже, им оказались недовольны все, кроме муниципальных властей, которым он и был больше всего нужен. Архитекторы Ангарска собираются добиваться его отмены в суде, как вредного и не соответствующего интересам муниципалитета документа. Иркутское региональное отделение Общероссийского народного фронта обратилось к прокурору Иркутской области с просьбой проверить законность процедуры его принятия. И архитекторы, и активисты ОНФ имеют практически идентичные претензии и к качеству документа, и к процедуре его разработки и утверждения. Проект генплана был разработан за три недели и одобрен на формально проведенных общественных слушаниях. Он не решает вопросы развития транспортной и инженерной инфраструктуры города, не предлагает использование сельских территорий, которые вошли в Ангарский округ после объединения, не предусматривает земли под бесплатное предоставление в собственность льготным категориям граждан.

В Ангарске родился документ с дальним прицелом на узкие цели

Однако главной претензией к документу стали подозрения на наличие коррупциогенных факторов, поскольку есть основания утверждать, что генплан округа принят в стратегических интересах бизнеса одной строительной компании, по слухам, аффилированной с действующим мэром Ангарска Сергеем Петровым. В пользу данного утверждения в первую очередь говорит тот факт, что параметры функциональных зон под жилую застройку в генплане не определены, то есть в них не указана этажность будущих домов. Это создает для чиновников мэрии огромный простор для коррупционных маневров при принятии решений по отводу земельных участков застройщикам. Кроме того, «зональные пустоты» делают невозможными расчеты потребностей в тепле, электроэнергии, водоотведении и других магистральных коммуникациях, так как неизвестно, какое количество людей здесь планируется поселить. Не исключено, что все это придумано для того, чтобы в будущем устранить потенциальных конкурентов в строительной сфере на этой территории в принципе.

— Мое личное мнение такое, что при нашем расплывчатом законодательстве, которое подвергается множественным трактовкам, функциональные зоны обязательно должны содержать параметры, — считает руководитель Службы по архитектуре Иркутской области Екатерина Протасова. — На мой профессиональный взгляд, это очень важный аспект для определения зонального планирования, по сути, стратегического документа, который разрабатывается на длительный расчетный срок и в котором закладываются параметры развития. Когда жилые зоны указываются просто как жилые, без установления этажности будущих зданий, это дает администрации некую «свободу трактовки», и в дальнейшем, на мой взгляд, возможны нарушения в области градостроительного законодательства при установлении функциональных зон в правилах землепользования и застройки.

ОНФ против

По мнению активистов регионального отделения ОНФ, за скандальной историей сверхскоростной разработки и утверждения генплана кроется возможная личная заинтересованность конкретных чиновников мэрии. В первую очередь, по мнению активистов, этот генплан узаконивает уже существующие объекты, построенные ЗАО «Стройкомплекс», появление которых вызвало недовольство жителей, дошедшее до суда. Основателем и владельцем этой фирмы до избрания мэром Ангарского городского округа являлся Сергей Петров.

— Во время заседания рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» общественники обратили внимание, что проект генерального плана узаконивает строительство 13-этажного административного здания в 29-м микрорайоне Ангарска. Жители подали иск для отмены постановления администрации о выделении земли, ссылаясь на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, и выиграли суд первой инстанции, — сообщили в пресс-службе ОНФ. — Местные активисты предлагали сохранить территорию жилой зоны и естественный лес для жителей города. Однако, несмотря на протесты местных жителей, администрация обратилась с апелляционной жалобой в интересах ЗАО «Стройкомплекс», генеральным директором которого ранее являлся действующий мэр Ангарска.

Также от внимания активистов не ускользнул тот факт, что в новом генплане два земельных участка вблизи микрорайона Новый-4 площадью 25 га и 13 га отведены под строительство жилья экономкласса все тому же «Стройкомплексу». В этом году он получил их в аренду на 9 лет на льготных условиях на конкурсе с единственным участником. Арендная плата для этой компании оказалась равна ставке земельного налога и составила 150 тысяч рублей в год. В настоящее время там также ведется строительство коттеджного поселка «Четыре сезона», несмотря на то, что предыдущей администрацией эта земля предполагалась для предоставления на безвозмездной основе льготникам.

Дело в том, что в генплане вообще не предусмотрено ни одной территории под бесплатное предоставление земельных участков в собственность жителей Ангарска, претендующих на льготы. А этих льготников в городе 400 человек. Между тем закон Иркутской области от 12 марта 2009 года под №8-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» обязывает муниципальные власти такие участки выделять.

История с этим микрорайоном Новый-4 вообще темная. Первоначально на месте старых бараков прежняя городская администрация еще до объединения планировала построить многоэтажки. Однако в 2014 году границы застройки расширили и на территории в 77 га решили построить дома индивидуальной постройки, а также начальную школу и детский сад, сквер, магазины, чтобы был полный инфраструктурный набор. После того как бывший глава Ангарска Владимир Жуков потерял должность, в марте 2015 года на последнем заседании городской думы бывший главный архитектор города Елена Культикова убедила депутатов отказаться от этой затеи, потому что, судя по всему, на эти земли кое у кого были свои планы.

Наличием стратегических планов в отношении этих земельных участков, по мнению председателя правления ангарской организации Союза архитекторов России Татьяны Павловой, объясняется намерение муниципальных властей построить здесь, на окраине города строительный колледж, в здании которого у города большой нужды нет. По мнению Татьяны Павловой, этот объект нужен в первую очередь компании «Стройкомплекс», для того чтобы обеспечить полученную строительную площадку инфраструктурными коммуникациями, чтобы не делать этого за счет собственных средств и удешевить себестоимость квадратного метра. Иными словами, согласно этой версии, Сергею Петрову этот колледж нужен для того, чтобы обеспечить аффилированный бизнес необходимой инфраструктурой за бюджетный счет. Как, впрочем, и сам генплан, сделанный в интересах далеко не жителей Ангарского городского округа.

— Необходимо понимать, что генплан определяет условия среды жизнедеятельности населения на 20 лет вперед, поэтому он должен решать вопросы стратегического значения, однако принятый депутатами думы документ ни в коей мере не соответствует интересам жителей Ангарского городского округа, — считает Татьяна Павлова. — Самое главное, нас возмущает то, что нет резервирования земель. Никто не говорит, что строить какие-то определенные объекты надо прямо сейчас, все понимают, что денег на эти мероприятия нет, но застолбить эту землю мы были просто обязаны, а этого не сделано, поэтому мы будем настаивать на отмене этого документа.

Для народа старались

Однако чиновники с утверждением архитекторов, что генплан не отвечает интересам жителей Ангарска, не согласны. По их мнению, документ в позитивном ключе решает множество наболевших для жителей вопросов.

«Один из важных моментов нового генплана – изменение функционального зонирования территории Строителя, Кирова, Старицы, Суховской и Совхозной. Согласно предыдущему генплану жилье в этих районах подлежало сносу в связи с тем, что территории попадали в рекреационную зону, где размещение жилых помещений запрещено. Большинство живут без права собственности на свои дома и землю. Теперь жители этих территорий смогут прописаться в своих домах, — следует из официального заявления на сайте мэрии. — Кроме перечисленных населенных пунктов согласно новому генплану в Ангарском округе будут легализованы и сохранены все садоводства в пойме Китоя, микрорайоне Северном, СНТ по улице Декабристов. В новом генеральном плане определены территории для индивидуальной жилой застройки рядом с Мегетом — в Шаронах, Зуе, Стеклянке, Ударнике. На площадках под комплексное жилищное строительство в Зуе и Ударнике можно сформировать порядка 200 новых земельных участков. Кроме того, определены территории под жилищное строительство с обустройством коммуникаций в районах Савватеевки, Одинска. На территории всего округа предусмотрено сохранение и увеличение сельскохозяйственных земель, развитие автомобильных дорог».

Точно так же, как администрация Ангарского городского округа не видит изъянов в появившемся на свет благодаря их рукотворному творчеству документе, так она и считает призрачной угрозу его отмены, несмотря на то, что в процедуре его принятия и утверждения было зафиксировано множество нарушений. Большинство из них мэрия Ангарского городского округа не признает, утверждая, что общественные слушания, процедура проведения которых вызвала настоящее негодование ангарской общественности, были проведены законно.

«Публичные слушания по проекту генерального плана АГО на следующие 20 лет были проведены в конце 2015 года. Впервые генплан публично обсуждался с жителями каждого из четырнадцати населенных пунктов округа. В ходе обсуждения от жителей и организаций поступило около 200 предложений и замечаний, большая часть из них учтена в генплане, — следует из официального заявления на сайте мэрии. — Всего зарегистрировано 525 участников слушаний, из них 289 проголосовали за принятие документа. Процедура проведения публичных слушаний соблюдена и соответствует требованиям действующего законодательства. Проект генплана АГО прошел согласование и в правительстве Иркутской области».

За кадром

И пока общественность негодует по поводу общественных слушаний, результаты которых якобы были подтасованы, за кадром остались куда более важные обстоятельства. Они, в частности, бросают серьезную тень на этот документ и вызывают большие сомнения в его легитимности. Так, из ответа Службы архитектуры Иркутской области на запрос «МК Байкал» следует, что 21 марта правительство Иркутской области направило в адрес администрации АГО положительное заключение с предложениями и замечаниями, которые рекомендовалось учесть. В числе поправок правительством были учтены и замечания Службы архитектуры Иркутской области, которая выявила несоответствия законодательству о градостроительной деятельности. Однако поправки иркутских архитекторов в Ангарске получили еще в феврале, но ответили на них именно 21 марта, отправив якобы откорректированные материалы генплана.

А 23 марта генплан был принят на думе большинством депутатских голосов, но служба архитектуры в настоящее время повторно рассматривает уже действующий генплан. Вот обо всем этом муниципальные власти в Ангарске предпочитают умалчивать, акцентируя внимание лишь на том, что проект генплана был согласован правительством, и предпочитая не вдаваться в подробности, как и каким образом.

Другая, не менее досадная процедурная оплошность заключается в том, что из-за постановления Арбитражного суда Иркутской области от 19.10.2015 о возбуждении исполнительного производства по иску новосибирского ООО «Корпус» работы над проектом генплана были подрядчиком приостановлены. Однако в материалах по обоснованию проекта имеются ссылки на официальные письма, полученные после того, как «Иркутскгражданпроект» вынужден был закончить работы. Это подтверждает, что над генпланом корпели и после возбуждения исполнительного производства. По слухам, доработкой генплана занималось управление архитектуры и градостроительства администрации АГО. А это является серьезным законодательным нарушением, так как работу над таким серьезным документом, как генплан, может осуществлять только проектная организация, имеющая лицензию и разного вида допуски, в том числе и допуск к государственной тайне.

Здесь потребуется сделать отступление, чтобы объяснить, откуда взялось это ООО «Корпус» вместе с иском в Арбитражном суде и почему чиновники мэрии вдруг взялись самостоятельно ваять генплан.

Дело в том, что новосибирское ООО «Корпус» участвовало в конкурсе на заключение муниципального контракта по разработке проекта генплана АГО, но почему-то проиграло, предложив самую низкую цену в 3 млн 500 тысяч рублей. Победителем было признано АО «Иркутскгражданпроект», заявившее цену в 4 млн 760 тысяч рублей. Более того, в торгах участвовало и ООО «Институт «Ленинградский институт проектирования городов», готовое выполнить работы за 3 млн 575 тысяч рублей. Вопрос корреспондента «МК Байкал», чем руководствовались сотрудники мэрии, выбрав одно из самых дорогих предложений, в администрации предпочли проигнорировать.

Новосибирцы обратились в Управление ФАС по Иркутской области, вставшее на их сторону. После этого компанией был подан иск в Арбитражный суд Иркутской области о признании торгов недействительными с принятием обеспечительных мер по иску, который был удовлетворен. В результате с 7 октября 2015 года как заказчику, так и исполнителю было запрещено совершать действия по исполнению муниципального контракта.

На этом скверные манипуляции с контрактом не закончились. Мэрия Ангарска успела заключить контракт с АО «Иркутскгражданпроект», датировав его 15 сентября, а акт приема-передачи подписать 5 октября, что дало возможность считать часть работ по контракту выполненными до возбуждения исполнительного производства.

Иными словами, у чиновников мэрии Ангарского городского округа времени на разработку такого серьезного документа объективно не было совсем. В результате, как указано в замечаниях Службы архитектуры Иркутской области, ими были проигнорированы показатели целевых, отраслевых программ социально-экономического, территориального развития, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, экологического развития территории. Все, что удалось сделать чиновникам, это наспех перечислить программы в специальном перечне, но информации о конкретных мероприятиях, заложенных в перечисленных программах, нет, как и нет анализа и необходимых выводов. Возможно, генплан и учитывает частные интересы таких групп, как владельцы садоводческих хозяйств, но на этом его польза для народа, пожалуй, исчерпывается.

Замечания областной службы архитектуры, как и замечания регионального правительства, были учтены формально, поскольку это невозможно было сделать за один день. Возникает вопрос, на какой пожар спешили чиновники, в какой уходящий поезд стремились запрыгнуть? Торопились поделить свободные земли, которых в Ангарске, как утверждают местные архитекторы, совсем не осталось? Но такой подход вряд ли можно назвать государственным и стратегическим. Или требовать этого от современных чиновников уже утопия? И все им так и сойдет с рук?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру