Над Байкалом нависла лигниновая отрава

Иркутские ученые вышли на тропу войны с «ВЭБ Инжинирингом»

Встреча губернатора Иркутской области Сергея Левченко с президентом России Владимиром Путиным обострила непрекращающуюся на протяжении четырех лет борьбу иркутских ученых с компанией «ВЭБ Инжиниринг» за право внедрения своей технологии ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Глава региона предложил президенту РФ передать полномочия по забуксовавшему проекту рекультивации отходов на уровень области и получил согласие. Правда, процедура их передачи пока не определена, поскольку не имеет прецедентов. Но свидетельство поддержки идеи Сергея Левченко со стороны государственной машины появилось уже в день встречи — Генпрокуратура потребовала от Минприроды России отменить выданное при странных обстоятельствах положительное заключение госэкспертизы на проект ликвидации отходов, разработанный «ВЭБ Инжинирингом». Воодушевленные этой новостью, иркутские исследователи призвали власти в срочном порядке вернуться к местным наработкам, пригрозив в случае промедления попаданием в Байкал ядовитых отходов из карт-накопителей БЦБК в результате землетрясения, селя или просто затяжного ливня.

Иркутские ученые вышли на тропу войны с «ВЭБ Инжинирингом»
Фото с сайта голосбайкала.рф

— Переполнение карт водой после затяжных ливней уже было в 2010 году при работавшем комбинате. Тогдашнему директору БЦБК Александру Сидоренко удалось сбросить эту воду через работавшие очистные сооружения. Если в этом году, не дай бог, будет сильный дождь, никто с этим не справится, нет больше такой системы, — рассказал на совещании о проблемах закрытия БЦБК заведующий лабораторией биогеохимии Лимнологического института СО РАН Александр Сутурин. — К таким же катастрофическим последствиям может привести и селевый поток. Если ничего не сделать, не изменить состав шламонакопителей, то однажды в озеро одномоментно будет сброшено такое количество лигнина, которое сбрасывалось бы со стоками в течение 700 лет.

Передел научной собственности

Долгая история разработки и согласования проекта отходов БЦБК тянется с 2012 года. Именно тогда министерство природных ресурсов и экологии РФ отклонило проект ОАО «Сибгипробум» и Лимнологического института СО РАН, связанный с ликвидацией отстойников отходов шлам-лигнина. Добиться восстановления своих прав в суде иркутским ученым не удалось. Тем временем в феврале 2013 года основным кредитором БЦБК стал «Внешэкономбанк», который открыл кредитную линию на 3,6 млрд рублей и выкупил задолженность комбината у «Альфа-Банка». Уже в апреле дочернее предприятие ВЭБа — ООО «ВЭБ Инжиниринг» — со второй попытки стало победителем нового конкурса на разработку указанного проекта.

Тем временем в сентябре 2013 года производство на комбинате было остановлено и начались работы по консервации оборудования. На картах-накопителях, занимающих территорию площадью 175 га, к этому времени скопилось около 6,2 млн тонн шлам-лигнина. Для ликвидации этих отходов «ВЭБ Инжиниринг» избрал технологию омоноличивания с последующим захоронением под слоем плодородного грунта. Однако получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на этот проект компании тоже удалось не сразу. Изначально проект рассматривала экспертная комиссия государственной экологической экспертизы управления Росприроднадзора по Иркутской области, которая вернула его на доработку. После чего документация была спешно доработана и направлена уже в федеральный Росприроднадзор.

Наконец, в октябре 2014 года компания «ВЭБ Инжиниринг» получила положительное заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора на проект ликвидации отходов БЦБК и рекультивации территории. Общая стоимость реализации проекта составила около 6 млрд рублей, которые планировалось направить по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». До реальных работ по рекультивации отходов дело, впрочем, и не дошло.

Беспрецедентное решение

Незавершенный и даже не начатый процесс ликвидации отходов БЦБК достался в наследство новому главе региона Сергею Левченко. Этот вопрос народный губернатор поднял на встрече с Владимиром Путиным 6 апреля текущего года, предложив президенту назначить правительство Иркутской области оператором по ликвидации отходов БЦБК вместо предприятия «ВЭБ Инжиниринг». Именно так эта идея прозвучала на встрече согласно стенограмме, опубликованной на официальном сайте президента РФ. Однако если учесть, что дочернее предприятие ВЭБа формально является всего лишь подрядчиком, а не оператором, речь скорее идет о передаче на региональный уровень части полномочий Минприроды РФ по распоряжению средствами ФЦП «Охрана Байкала» и определению подрядчика. Такое решение выглядит вполне закономерно, учитывая неоднократную критику реализации ФЦП со стороны Общероссийского народного фронта, но уж очень нестандартно.

Тем не менее первые свидетельства того, что договоренности на самом высоком уровне будут исполняться, последовали прямо в день встречи. По крайней мере, на сайте Генеральной прокуратуры РФ появилась информация о том, что надзорный орган по результатам проверки внес министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому представление с требованием фактически признать недействительным положительное заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора на проект ликвидации отходов БЦБК и рекультивации территории, разработанный «ВЭБ Инжинирингом».

Столь жесткое требование Генпрокуратура основывает на том, что Росприроднадзор и его управление по Иркутской области в 2014 году в течение месяца приняли противоречащие друг другу решения по результатам рассмотрения проектной документации. В надзорном органе признают, что в случае отрицательного заключения госэкспертизы заказчик действительно вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом изложенных замечаний. Однако изучение утвержденного приказом федерального Росприроднадзора положительного заключения экспертизы проекта показало, что оно не содержит всестороннего анализа устранения заказчиком замечаний, отмеченных в ранее выданном отрицательном заключении.

Итоги трехлетнего бездействия

В прокуратуре «ВЭБ Инжинирингу» напомнили и об основных недостатках его проекта, выявленных комиссией регионального управления Росприроднадзора. Их с большим удовольствием вновь разобрали иркутские ученые, обвинившие компанию в бездействии в течение трех последних лет. Громкое заявление научный руководитель Иркутского научного центра СО РАН академик Игорь Бычков подтвердил конкретными цифрами — из 5,7 млрд рублей, выделяемых на рекультивацию отходов БЦБК, с 2012 года освоено только 131 млн рублей на подготовку проекта омоноличивания шлам-лигнина.

— Основная проблема проекта — в отсутствии действующих очистных сооружений БЦБК. На сегодня они фактически остановлены. Для переработки шлам-лигнина необходимо строительство новых очистных, о которых в проекте ничего не говорится, — подчеркнул Игорь Бычков. — Кроме того, технология омоноличивания, которая была заявлена в проекте как не имеющая аналогов, при испытании на карте № 2 показала полное отсутствие эффекта. Также отсутствует и комплексная оценка безопасности получаемого продукта, то есть данные о том, что же получается в результате омоноличивания.

Как подчеркнул Игорь Бычков, на взгляд представителей Лимнологического института СО РАН и ОАО «Сибгипробум», стоимость реализации проекта «ВЭБ Инжиниринга» завышена почти в два раза. При этом среди запланированных работ нет мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного характера на селе– и сейсмоопасной территории, где размещены карты-накопители. А на замену ТЭЦ БЦБК планируется построить морально устаревшую котельную с избыточным выбросом вредных веществ. «Мы вынуждены констатировать, что переделанный проект, который должен был быть реализован «ВЭБ Инжинирингом», так и не был представлен в комиссию по вопросам охраны озера Байкал и общественности», — резюмировал академик.

Дожди загубят Байкал

Особое внимание исследователи сконцентрировали на теме природных катаклизмов, которые в ближайшее время могут привести к загрязнению Байкала ядовитыми веществами. Так, выступавшие в один голос заявили о высокой вероятности схода селей в ближайшие годы в районе Байкальска. Кроме того, этот участок также находится в зоне 10-балльных землетрясений, но дату и время, когда может произойти серия толчков, которые также приведут к загрязнению озера отходами БЦБК, предсказать невозможно.

— Последний раз селевые потоки в этой местности сходили с гор в 1971 году. За прошедшее с тех пор время в селеактивных бассейнах скопилось большое количество продуктов выветривания в виде селевых очагов, а русла постоянных и временных рек, их поймы и низкие террасы заросли лесом, — рассказал cтарший научный сотрудник лаборатории палеогеодинамики Института земной коры Валерий Лапердин. — При интенсивных осадках это может привести к катастрофическому сходу селей, вместе с которыми в Байкал попадут миллионы тонн ядовитых отходов БЦБК.

Картина грядущей непоправимой катастрофы особенно впечатлила присутствовавшего на совещании главу администрации Байкальска Василия Темгеневского. Выслушав доклады, он попросил слово и призвал губернатора Сергея Левченко как можно скорее перейти от совещаний и обсуждений проектов к рекультивации отходов БЦБК. «Я, честно говоря, не хочу продолжить практику Крымска и Аршана. Потому что если все это попадет в Байкал, то главу администрации нужно будет утопить в озере либо расстрелять. Я не хочу заканчивать свою жизнь таким вот образом», — обратился Темгеневский к главе региона.

Обычная бюрократическая практика

Между тем специалисты «ВЭБ Инжиниринга» в корне не согласны с обвинениями иркутских ученых. Как сообщили «МК Байкал» в ответе на официальный запрос в компанию, из четырех лет, прошедших с организации первого конкурса, три года заняли процедура согласования и проведение конкурса с дальнейшими экспертизами, а реальное выполнение проектных работ по контракту — один год. И то, что общественность назвала бездействием, в действительности является «существующей практикой реализации федеральных целевых программ в России».

По данным «ВЭБ Инжиниринга», компания без остановки выполняет подготовительные работы. Она получила заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на свой проект, а также в ноябре 2015 года выполнила пробную ликвидацию негативного воздействия отходов на участке карты № 2 — ту самую, которую иркутские ученые назвали неэффективной. По версии компании, в результате этих работ, напротив, «полностью подтверждены все расчетные характеристики разработанного технологического процесса».

Кроме того, компанией подготовлен пакет документов на отнесение к конкретному классу опасности шлам-лигнина и направлен в органы Росприроднадзора для включения в федеральный классификатор и банк данных отходов. «Без выполнения данного требования реализация проекта по ликвидации отходов начаться не может, — пояснили в «ВЭБ Инжиниринге». — Также производится добровольная сертификация технических условий на переработку отходов, оформляющая безопасность получаемого материала».

В компании также опровергли наличие каких-либо других еще недостатков в проекте рекультивации отходов. Так, по данным «ВЭБ Инжиниринга», при ликвидации отходов с помощью выбранной технологии использование очистных сооружений не требуется, поскольку вся надшламовая вода используется в технологическом процессе. Что касается котельной, то согласно подготовленному проекту ТЭЦ после реконструкции перейдет на комбинированное использование угля в качестве топлива и электроэнергии. Это позволит обеспечить оптимальный баланс между экологичностью и экономичностью производства тепла, поскольку весь летний сезон ТЭЦ фактически будет работать на электрокотлах без каких-либо выбросов в атмосферу.

Что касается решения проблемы селеопасности в районе Байкальска, то она, по данным «ВЭБ Инжиниринга», находится в зоне ответственности правительства Иркутской области. Разработчики проекта утверждают, что проект ликвидации отходов никак не связан с селеопасностью. В части цены реализации задуманного, которая с приходом компании выросла почти в два раза, компания отзеркалила обвинения иркутян в неэффективной технологии. «Объем затрат на реализацию проекта ликвидации отходов в изначальном варианте вышеуказанной ФЦП от 2011 года был рассчитан исходя из этой неработающей технологии, лоббируемой ОАО «Сибгипробум» и Лимнологическим институтом СО РАН, и был пересмотрен», — подчеркнули разработчики проекта.

По данным «МК Байкал», в ближайшее время запланирована встреча представителей «ВЭБ Инжиниринга» с властями Иркутской области. Да и сам Сергей Левченко заявлял о намерении на расширенной коллегии Минприроды РФ 25 апреля обсудить с участниками процесса ликвидации БЦБК процедуру передачи полномочий. По словам главы региона, поскольку прецеденты подобной процедуры отсутствуют, необходимо сделать все, чтобы разработать эффективную и рабочую схему для быстрой передачи полномочий, так как проведение тендеров может занять еще год. «Это очень серьезная работа, нам необходимо преодолеть всю эту бюрократию и чиновничью инерцию, подготовить и подписать все документы по передаче прав и полномочий», — подчеркнул Сергей Левченко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру