Лесной кодекс — книга зла

Иркутские добровольцы нашли причину лесных пожаров

Иркутские добровольцы отряда 15.08, которые решительно сплотились между собой для борьбы с экологическим бедствием, случившимся этим летом в национальных парках Байкальской территории, еще раз показали всем, что они люди дела. Продемонстрировав редкую пассионарность и бесстрашие в лесах, имея в руках только топор и лопату, они не намерены останавливаться на достигнутом и почивать на сиюминутных лаврах. Ими принято решение развернуть добровольческий фронт теперь уже не в лесах, а в чиновничьих кабинетах. Побывав на линии огня, они лучше других знают, где засел настоящий враг. Их главная цель – Лесной кодекс, самая настоящая книга зла. Добровольцы хотят ее досконально изучить, чтобы разнести в клочья. Беспредел черных лесорубов и разруха лесных хозяйств случилась в результате рождения этого документа, считают добровольцы, и их утверждения не голословны, а подтверждены опытом. Они видели это все своими глазами.

Иркутские добровольцы нашли причину лесных пожаров
Сергей Перевозников. Фото с сайта vk.com

Однако отряд 15.08 не собирается превращаться в юридических червей, сгрызая этот порочный документ. Уже зимой добровольцы начнут подготовку добровольных пожарных, которой займутся опытные лесники. В поселке Никола на базе «Байкальского отряда» пройдет аттестация по направлению «Начальная подготовка спасателей» для формирования отрядов, способных действовать в полевых условиях. Также планируется проведение совместных с Бурятией тренировочных сборов в конце апреля 2016 года на территории соседней республики.

— Однозначно Лесной кодекс нужно менять, у меня создается такое впечатление, что он написан по причине бессилия властей в решении проблемы охраны лесов. И надо сказать, написан этот документ весьма иезуитски, — считает директор туристической компании «Спутник-Байкал», участник добровольческого отряда 15.08 Константин Мамаджанов. — Он создает идеальные условия для оправдания чиновничьей безответственности и вместе с тем возлагает вину за пожары на низовые звенья в системе, у которых нет ресурсов для решения этой проблемы.

Оказавшись в эпицентре экологического бедствия, плечом к плечу с рядовыми лесниками, добровольцы увидели много всего такого, что привело их в негодование. Во-первых, бессмысленность присутствия большого количества подразделений МЧС, которых согнали со всей страны, затратив колоссальные бюджетные средства. От этих людей не было абсолютно никакого проку. В соответствии с Лесным кодексом на помощь обделенным лесникам отправляют людей, абсолютно в этом не подготовленных. Эта затея бессмысленная и бесполезная. Все это время в лесах на пожарах подразделения МЧС только контролировали кромку и занимались мониторингом ситуации.

— По нашим наблюдениям, наиболее эффективна на тушении пожаров авиалесоохрана, за ней следом идут волонтеры и лесники. Первые более мотивированы, вторые профессиональны. Присутствие на лесных пожарах бесполезного и дорогого МЧС только снижает эффективность работы лесников, потому что спасатели в данном случае являются балластом для профессионалов, — считает директор магазина фермерской кооперации «Эко-Базар», участник и один из организаторов добровольческого отряда по тушению лесных пожаров 15.08 Сергей Перевозников. – Лесной кодекс убил лесную охрану, зато МЧС распух, как на дрожжах. Не спорю, там хорошие люди, каждый по отдельности, но в целом эта система заточена только под сохранение и воспроизведение себя».

Дело в том, что задача МЧС – защита населения и оказание ему помощи в чрезвычайных ситуациях. Технике тушения лесных пожаров, которая имеет сложную специфику, спасатели не обучены. Все, что они умеют, это защищать населенные пункты от огня. А у лесников из-за этого Лесного кодекса забрали всю технику, и теперь они абсолютно беспомощны и безоружны перед огнем и при этом еще всегда остаются крайними. По мнению добровольцев, подходы к борьбе с лесными пожарами необходимо менять в принципе, нужно не как сейчас выделять средства по факту пожаров, в зависимости от их количества, по принципу, чем больше горит, тем больше получит лесная охрана, а направлять их на предотвращение беды.

— Это проблема нашего законодательства, Лесного кодекса прежде всего. Согласно ему лесники получают средства из бюджета на тушение пожаров, а не на профилактическую работу. Локализовав очаг возгорания, они его не окарауливают, в результате чего он может распространиться, — считает Сергей Перевозников. — Зимой у лесников нет работы, поэтому они стремятся найти как можно больше работы для себя в пожароопасный сезон, чтобы заработать денег. Так можно бесконечно бегать по лесам и тушить возникающие пожары, если мы не изменим подходы принципиально, к Лесному кодексу и ко всем остальным вещам.

По словам активиста, сейчас ведется мониторинг лесных пожаров при помощи спутника, он видит термоточку, которая уже разошлась. Раньше с начала пожароопасного периода от авиалесоохраны летал самолет Ан-2, в котором постоянно находились наблюдатели. Если была обнаружена огненная точка, туда сбрасывались десантники, где они все быстро тушили, и их перебрасывали в другое место. «Сейчас этого ничего нет, численность лесоохраны сокращена в разы, технику забрали, теперь они ходят в сапогах и с топором. Я убежден, что нужно вернуть старую систему лесоохраны, которую уничтожили», — сказал Константин Мамаджанов.

Константин Мамаджанов. Фото с сайта vk.com

Новый Лесной кодекс перевернул годами устоявшиеся отношения между всеми субъектами, связанными с лесной отраслью. Старая модель подразумевала очень высокие обязательства государства по содержанию лесов. Теперь за лесом должен ухаживать арендатор. Поэтому при принятии кодекса старались раздать как можно больше лесов в аренду, чтобы переложить на арендаторов обязанность проводить санитарные рубки, противопожарные и лесовосстановительные работы. И, как и следовало ожидать, раздали весь удобный лес, то есть тот, который легче всего срубить и вывезти. Причем раздавали именно крупным арендаторам, чтобы с мелюзгой не заморачиваться. А в итоге мелкие предприниматели, сельхозпроизводители и местные жители с их дровами и частным строительством остались не у дел.

В советское время лесник был уважаемым среди населения человеком. Порой к нему, как ныне к священнику, за советом и помощью обращались люди. Лесничества вместе с сельсоветами составляли основу каждого села, помогали колхозам и совхозам в заготовке сена, помогали старикам заготавливать дрова на зиму, проводили с жителями занятия по охране лесов. Селяне были первыми информаторами лесной охраны о замеченных самоволках и возгораниях леса.

Ситуацию не спасло и внесение в декабре 2010 года в Лесной кодекс поправок, восстанавливающих лесную охрану. Это было сделано только на бумаге, обязанности по охране лесов в качестве дополнительной нагрузки возложили на лиц, у которых для этого нет ни ресурсов, ни времени. Беспризорность лесов стала одной из главных причин незаконных рубок и катастрофической ситуации с лесными пожарами. А обилие дешевой древесины незаконного происхождения делает лесное хозяйство экономически бесперспективным.

По словам Сергея Перевозникова, пока добровольцы воспринимают проблему эмоционально, однако вредоносная сущность Лесного кодекса очевидна, и они будут его тщательно изучать и вносить свои предложения.

Зимой начнется спецподготовка волонтеров, которые планируют принять участие в тушении лесных пожаров в следующем году. Также в течение зимы добровольцы будут вырабатывать четкий механизм взаимодействия с подразделениями МЧС и пожарной охраны.

— Зимой планируется организовать для волонтеров обучение по специализации «добровольные пожарные», которое проведут опытные лесники. Также в поселке Никола на базе «Байкальского отряда» мы, добровольцы, намерены аттестоваться по направлению «Начальная подготовка спасателей», так как предстоит работать в полевых условиях, — сообщил Константин Мамаджанов. – Кроме того, мы предварительно обсуждали с коллегами из Бурятии проведение совместных тренировочных сборов в конце апреля 2016 года на их территории.

Как отметил доброволец, отдельное внимание участники отряда намерены уделить лесовосстановительным работам. «Сейчас ведутся переговоры по созданию проекта, в котором будет четко прописано, как правильно действовать на пораженных территориях, и утвержден перечень работ, который мы будем выполнять с весны следующего года по восстановлению пораженных участков леса»,— подчеркнул Константин Мамаджанов.

Первый выезд добровольческого отряда в составе 23 человек состоялся 15 августа 2015 года, отсюда и название отряда. За этот период до 22 сентября добровольцы локализовали 11 очагов возгорания в лесах возле Енхока, Еланцов, Даниловки, Бугульдейки, Куртуна, Шиды, Замы на общей площади 22 тыс. 447 га. Всего в выездах приняли участие 324 человека.

Также отряд активно участвует в тушении торфяных пожаров. Ежедневно на очаги в Бурдаковку и Пивовариху выезжает от 5 до 10 добровольцев, в выходные до 20 человек. Всего на торфяниках успели поработать около 100 человек.

Свою деятельность отряд осуществляет на денежные средства спонсоров и неравнодушных людей. Всего удалось собрать около 550 тыс. рублей, которые были направлены на покупку оборудования – ранцевых огнетушителей, бензопил, продуктов, бензина, аптечек. Бюджетных средств отряду не выделяется.

По словам Константина Мамаджанова, закупленное оборудование будет оставлено на хранение, сейчас идет поиск подходящего для этого помещения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру