В мобильном пространстве не щелкай клювом

Полиция назвала «честные способы» отъема денег кибермошенниками

Однажды лидер нации Владимир Путин изрек золотые слова: «У нас страна огромных возможностей не только для преступников, но и для государства». Поскольку возможности рядовых граждан влиять на государство сводятся к ничтожно малым величинам, самое время подумать о том, как не стать жертвами криминальных элементов. На днях именно ради этого провел брифинг и.о. начальника УМВД России по городу Иркутску Андрей Жбанов. Полицейский постарался вооружить знаниями законопослушных иркутян и жителей области против кибермошенников, которые распоясались в последнее время не только в нашем богоспасаемом граде, но и на территории всей матушки-России.

Полиция назвала «честные способы» отъема денег кибермошенниками
Фото: www.rg.ru

Приведенная правоохранителем статистика действительно впечатляет. За семь месяцев текущего года в Иркутске совершено 733 преступления, квалифицируемых как хищения чужих денежных средств и мошенничества с использованием средств связи – сотовых телефонов и интернета. Из этой лавины успешных виртуальных покушений на собственность горожан пока удалось раскрыть лишь 82 преступных эпизода. Ловить жуликов в мировой паутине весьма затруднительно, зачастую они находятся в других регионах и даже за рубежом, используют изощренные приемы кибер-камуфляжа. По сообщению полковника Жбанова, на прошлой неделе сотрудникам иркутского угро удалось задержать группу аферистов, подозреваемых в киберпреступлениях. Эти гастролеры прибыли к нам из Читинской области и в течение полугода с помощью хитроумных компьютерных программ входили в системные ресурсы Сбербанка и снимали деньги клиентов по всей стране. Потерпевшие от действий данной группы злоумышленников есть не только среди наших земляков, но и в самых удаленных субъектах РФ. Полицейский подчеркнул, что активность кибержуликов в июне и июле продолжала расти. «Хотя прогрессия пока алгебраическая, — сказал Андрей Жбанов, — она имеет место и вызывает большую тревогу». По мнению стража порядка, разгулу аферистов способствует виктимное поведение самих пострадавших. Victima по латыни означает «жертва». В подавляющем большинстве эпизодов кибержульничества она оказывается практически добровольной. Иными словами, пострадавшие отдают ловкачам нажитые непосильным трудом денежки, можно сказать, «на блюдечке с голубой каемочкой».

Как это происходит на практике, лучше всего проиллюстрируют живые примеры. Полковник доходчиво представил журналистам самые распространенные виды манипуляций по «сравнительно честному отъему денег» у доверчивых простаков. И раздал памятку, призванную усилить нашу бдительность при встрече с такими ловкачами. Предупредительные листовки полиции сейчас густо расклеены в общественном транспорте, отделениях банков, в электричках и крупных торговых центрах.

Мобильные «письма счастья»

Кто не получал на сотовый телефон поздравлений по поводу выигранной машины? Я получала аж дважды. Многие мои знакомые тоже. Представьте себе, находятся люди, свято верующие в Деда Мороза, которые звонят на указанный в sms телефон. Андрей Жбанов рассказал об иркутянине, который не только позвонил, но и дал преступнику убедить себя в том, что для оформления документов на «Тойоту Камри» надо перевести 14 тысяч рублей на продиктованный счет через банкомат или киви-кошелек. Перевел. До вечера в сладких мечтаниях ждал обещанный автомобиль. Потом пришел в полицию. По версии следствия, его денежки обогатили кого-то в Томске. Бывают заманчивые сообщения о пополнении вашего счета на 20 тысяч рублей, также с предложением позвонить по указанному номеру. Самый же распространенный вариант: «Ваша карта заблокирована. Подробности по телефону такому-то». Ни в коем случае нельзя набирать этот мутный номер. Мошенник представляется жертве работником банка, выведывает у него определенные данные о банковской карте, просит под диктовку проделать несложные операции у банкомата для ее разблокировки. Как правило, эти манипуляции приводят к исчезновению с вашего счета кругленькой суммы. Полицейским известны случаи, когда легковерные граждане в беседе с мнимым банковским клерком называют свои пин-коды, пароли к страницам «Сбербанк-онлайн» и прочую информацию, которая должна быть строжайшей тайной, в том числе и для сотрудников банка. Но даже если вы не пошли у преступника на поводу и никаких действий с картой не производили, в момент телефонного соединения с аферистом в ваш мобильник может быть внедрен вирус, с помощью которого жулик получит полный доступ к вашему мобильному устройству, в том числе к услуге «мобильный банк». В дальнейшем ничто не препятствует ему снять ваши средства.

Вот чем оборачиваются контакты с неизвестными телефонными номерами. Тут важно помнить одно: на все вопросы о вашей карте или вашем счете смогут правдиво ответить по тому телефону, который указан для вас в банковском договоре, или в одном из офисов банка, куда вы можете зайти.

Мама, караул!

Популярная реприза телефонных мошенников – тревожный звонок, как правило, в ночное время. Застигнутому врасплох спросонок человеку сообщают, что его сын или дочь попали в ДТП с тяжким исходом и являются виновниками. Для «улаживания» вопроса требуется перевести в адрес правоохранительных органов некую сумму.

— Буквально сегодня ночью, — рассказывал полковник Жбанов на брифинге, — одной женщине позвонили, сказав, что ее сын виновник ДТП, и потребовали 70 тысяч рублей. Взволнованная потерпевшая, не позвонив сыну и ни в чем сама не убедившись, поспешила выполнить требование преступников. Семидесяти тысяч у нее не оказалось, она перевела только пятьдесят. А через некоторое время сын пришел домой, и выяснилось, что с ним все в полном порядке. Бывает, что люди получают sms: «Мама, у меня проблемы. Все объясню потом. Срочно перечисли мне столько-то денег». И перечисляют, не догадавшись сначала позвонить тому близкому человеку, от кого якобы пришло сообщение. Такая схема обмана почти всегда срабатывает и сейчас очень распространена. Хочется просто попросить наших граждан, чтобы они давали себе хотя бы минутку подумать и связаться с сыном, дочкой, любым другим «попавшим в беду» родственником.

Паниковский всех вас купит и продаст

Большое количество мошеннических действий фиксируют оперативники на популярных сайтах платных объявлений о купле-продаже всякой всячины – на avito.ru и drom.ru. На автомобильном сайте обманщики предлагают несуществующие шины, колеса, двигатели и даже целые квадроциклы, убеждают покупателей сделать предоплату, а потом испаряются вместе со своей рекламой. Аферистами могут оказаться не только продавцы, но и покупатели. Вот, к примеру, какая причудливая история произошла с одной иркутянкой, разместившей на avito.ru объявление о продаже породистых щенков.

Щенками «заинтересовалась» потенциальная покупательница из дальнего региона. Она просила подержать щенка до ее прибытия в Иркутск, на что получила согласие. Однако, чтобы быть уверенной в покупке, неизвестная настаивала на внесении предоплаты в сумме полутора тысяч рублей. Продавец согласилась и назвала номер своей банковской карты. Вскоре карта пополнилась, но не на полторы, а на сто пятьдесят тысяч. Псевдопокупательница позвонила вновь и буквально в слезах сетовала, что по ошибке перечислила в Иркутск стократную сумму предоплаты, что «муж ей задаст». Добропорядочная наша землячка успокоила своего мнимого партнера и перевела денежные «излишки» назад, на карту покупательницы. Немного погодя выяснилось, что 150 тысяч злоумышленница сняла с накопительного счета самой продавщицы щенков и перевела ей же на карту. Доступ к информации по этому второму счету аферистка получила с помощью номера карты и компьютерных технологий. Может быть, через страницу потерпевшей в «Сбербанк-онлайн». Преступница смогла даже заблокировать сообщение о снятой со счета большой сумме, которого жертва вовремя не получила. Так что не только те, кто «продает» воздух через интернет-ресурсы, могут оказаться обманщиками, но и те «приобретатели», которые во что бы то ни стало жаждут сделать предоплату.

Разводят людей на деньги не только продавцы конкретных товаров, но и сайты, предлагающие разные услуги. Например, быстро оказать медицинскую помощь, без очереди пройти медицинское обследование. На такие посулы часто «клюют» люди преклонного возраста. Они же нередко по предоплате покупают в интернете БАДы и лекарства и тоже часто оказываются обманутыми. Один из ветеранов в течение полугода перечислял деньги на общую сумму более миллиона рублей, пока не понял, что никаких благ не получит. Сайт, с которым он вступил в переписку, бесследно исчез. Дело расследуется, но перспективы его смутны.

Полицейские советуют всем нам быть осторожными, пользуясь возможностями интернет-магазинов. Прежде чем что-то там заказывать и в особенности делать предоплату, следует набрать в поисковике позывные продавца и получить о нем как можно больше информации. Если это «кидала», это сразу же обнаружится по жалобам ваших предшественников, которые уже имели с ним дело.

Чур меня от ясновидцев

Предупредил глава УМВД по Иркутску и об орудующих в городе и области мошенницах, которые не используют коммуникационные технологии, предпочитая личный контакт с очень пожилыми людьми. Женщины высматривают своих жертв у крупных магазинов и поликлиник, завязывают с ними задушевные беседы, входят в доверие, выпытывают сведения о здоровье, о семейных обстоятельствах. А потом предлагают за большое вознаграждение снять порчу, сглаз, вернуть дорогого сердцу пропавшего человека.

— В поселке Авиастроителей у 90-летней женщины эти преступницы выманили 85 тысяч рублей за ложное обещание узнать, где сейчас находится ее внук, несколько лет назад пропавший без вести, — уточнил полковник полиции. – Если кто-то встретит этих шарлатанок, использующих приемы маскировки, звоните нам по телефонам 02, 102 или 112. Берегите своих пожилых родных, будьте к ним внимательнее, расскажите, что на них охотятся мошенницы, которые могут предложить дорогие целительские или экстрасенсорные услуги, разъясните, что это надувательство.

Недаром американский юморист Амброз Бирс изрек: «Ясновидящая – это женщина, которой дано видеть скрытое от глаз ее клиента, а именно то, что он болван».

Воров нет – люди сами крадут

Получается, что процветанию криминального чёса по нашим банковским карточкам и карманам нередко способствует наше ротозейство, импульсивность, отсутствие элементарной осмотрительности в действиях. Одна очень мудрая пословица так это характеризует: «Кто украл – на том грех, а у кого украли – на том десять».

 Комментарий отдела безопасности Иркутского отделения Сбербанка:

Береги карточку, как кошелек

От головотяпства не защитит даже банк

Прокомментировать ситуацию с кибер-мошенничеством мы попросили начальника отдела безопасности Иркутского отделения Сбербанка Артема Воробьева.

— Банковские продукты, через которые преступники посягают на деньги наших клиентов, такие как мобильный банк или Сбербанк Онлайн, на самом деле очень удобны, надежны и безопасны. Они проходят тщательное тестирование, прежде чем мы внедряем их. Но пользователям этих услуг необходимо самим неукоснительно следовать элементарным правилам защиты собственной конфиденциальности. Большинство обращений к нам от пострадавших связаны с неосторожными, неправильными действиями самих клиентов. Прежде всего, ни при каких обстоятельствах нельзя никому называть данные своей карты: пин-код, данные с лицевой и трехзначный код безопасности с обратной стороны карты, окончание срока ее действия. Нельзя передавать карту, а также мобильный телефон, к которому подключена банковская услуга, в чужие руки.

Стоит подчеркнуть такой момент. Когда вы пользуетесь услугой Сбербанк Онлайн и получаете в банкомате чеки с паролем-идентификатором и с двадцатью одноразовыми паролями для доступа в систему, ни в коем случае, завершив выбранную операцию, не выбрасывайте эти чеки. Ими могут воспользоваться недобросовестные люди. Правда, в этом случае найти преступника будет достаточно легко, ведь ваши деньги он переведет на какой-то счет, который система сможет отследить. И все же лучше избежать неприятности с исчезновением денег.

Смартфоны, на которые подключен мобильный банк, так же как и персональные компьютеры, должны быть защищены надежным и своевременно обновляемым антивирусным программным обеспечением. Мошенники размещают свои ловушки с вирусами, как правило, на сайтах сомнительного содержания – развлекательных, игровых, порнографических. Стоит пользователю сделать несколько кликов на таком сайте – и вот ваше мобильное устройство или компьютер уже заражены хитроумным вирусом. Как действует такой вирус? Мошенник получает доступ к вашим каналам управления банковскими услугами. Кибержулики активно используют так называемые фишинговые сайты (от английского «рыбалка»), где «ловят на крючок» беспечных посетителей. Вы хотите войти в Сбербанк Онлайн, а оказываетесь на сайте-имитации, на сайте-подделке, созданном преступниками. Жертва вводит свои данные – и они в руках у аферистов. Чтобы отличить такой «липовый» сайт от настоящего, надо помнить, что истинный сайт банка имеет сертификат безопасности. В верхнем углу его вы увидите иконку «замочек», а если на эту иконку навести указатель мыши – появится окошечко с информацией о сертификате. У фальшивого сайта такого сертификата нет. Кроме того, Сбербанк никогда не потребует у вас вводить пароль для отмены операции, а для фальшивки это характерно. Словом, так же, как и при обращении с живыми деньгами у вас в кошельке, с деньгами на счете, на карточке тоже требуется быть внимательным, бдительным, вдумчивым.

Если клиенты сами нарушают правила пользования картой, правила проведения тех или иных операций, банк в случае пропажи денег со счета может и отказать в компенсации ущерба. Мы компенсируем безоговорочно те средства клиентов, которые у них похищены по вине работников банка. Это могут быть как злоупотребления служебным положением, допущенные нашими служащими, так и просто ошибки операторов.

Учитывая, что кибер-преступность сейчас переживает новый виток активности, вводятся дополнительные методы защиты. Так, например, все интернет-платежи совершаются только через подтверждения sms. Чтобы совершить ту или иную удаленную операцию, вам придется ввести в систему код, который вы получите в виде sms на ваш телефон. Жулик, не имея в руках вашего телефона, не сможет осуществить свой преступный замысел.

Один из современных видов мошенничества с пластиковыми картами – скимминг, использование специальных устройств скиммеров для считывания данных карты, которые устанавливаются на банкомат – в картоприемник, в виде накладной клавиатуры поверх кнопок, в виде микрокамеры на корпусе. На самом деле эти «фишки» легко обнаружить, если присмотреться к банкомату внимательно, а не совершать привычные действия автоматически. Старайтесь пользоваться хорошо знакомым банкоматом внутри отделения банка. Не будет лишним внимательно осмотреть банкомат на предмет подозрительных устройств. Все операции с вашей картой при расчетах в магазинах и других местах должны совершаться в вашем присутствии. В любых случаях, требующих консультации с сотрудниками банка, обращайтесь в офис или звоните на телефон, указанный на обороте вашей карты.

При утере мобильного телефона, на который подключена услуга «мобильный банк» или приложение Сбербанк Онлайн, нужно срочно заблокировать SIM-карту и приостановить действие названных банковских услуг. При смене номера телефона обязательно убедитесь, что со старой SIM-карты мобильный банк отключен.

Установите на телефон антивирус и своевременно его обновляйте. Для платформы Android рекомендованы бесплатные приложения DrWeb for Android Light (доступен для загрузки из Google Play) и Kaspersky Internet Security for Android (пробная версия доступна на сайте компании, также будет доступна для загрузки из Google Play). Для клиентов Сбербанка – абонентов Билайн и Мегафон, использующих аппараты под управлением Android, доступен антивирус, который бесплатно можно скачать с сайта банка.

По всем вопросам безопасности ваших счетов можно справиться по легко запоминаемому телефону 8 800 555 5550.

 Комментарий психолога:

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Вслед за Михаилом Булгаковым советует профессиональный психолог

— Чтобы не попадаться на удочку кибернетических, а также любых других мошенников, ценные рекомендации нам дала доктор психологических наук, профессор факультета психологии Иркутского госуниверситета Ольга Артемьева:

— Прежде всего, хочу сделать важный акцент. Не совсем корректно обвинять человека в том, что он поддался на уговоры преступника по телефону. Мобильный телефон – привычное для нас, дружелюбное в нашем представлении средство связи, без которого мы не мыслим ни одного дня. Обычно он обслуживает звонки от знакомых и близких людей. Поэтому для человека естественно вежливо отвечать на звонок, тратить время на выслушивание звонящего, вникать в информацию, которая ему предлагается, в лучшем случае искать аргументы, чтобы отказаться от предложения, прощаться и извиняться, если он желает завершить разговор.

Когда инициатором контакта является мошенник, он заранее тщательно готовится к этому. Только ему известна цель коммуникации. Им продуман весь арсенал средств, необходимых для получения выгоды. Все трансакции прогнозируются опытным аферистом, как правило, искушенным в манипуляционных техниках, на несколько ходов и вариантов вперед. Жертва, в отличие от жулика, не подготовлена, некомпетентна в проблеме манипуляции и практически безоружна в данной ситуации. Жертва и злоумышленник находятся в неравной ситуации: новичок против профессионала. Если потенциальный потерпевший набрал роковой телефонный номер, где его поджидает преступник, или вступил с мошенником в непосредственный личный контакт, можно почти не сомневаться, что правонарушитель добьется от него и желаемой информации, и определенных действий. В данном случае законопослушный гражданин практически обречен на поражение в неравном «поединке».

Мошенничество давно стало профессией. У ее представителей есть свои принципы, средства, приемы, профессионально важные качества, этапы работы. Посмотрим, например, на основные шаги введения в заблуждение: привлечение внимания, завоевание доверия, создание непротиворечивой картины ситуации, формирование мотивации желаемого поведения, стимулирование поведения, в том числе с помощью апелляции к дефициту времени и других ресурсов, а также устрашения. На каждом из этих этапов мошенник использует различные приемы — в зависимости от ситуации и особенностей собеседника-жертвы. Поэтому и противодействие манипуляции на разных этапах контакта с мошенником требует различных специальных знаний и навыков. Большинство бывших жителей Советского Союза, среди которых представители зрелого и пожилого возраста, такими навыками не обладают.

К сожалению, приходится признать, что долгие годы воздействия советской пропаганды на поколения советских граждан подготовили личность, не защищенную от различных видов манипуляций со стороны представителей финансовых пирамид, сект, «философских учений», «духовных практик» и других недобропорядочных коммуникаторов. Другое дело — современная российская молодежь. Ее отличает не только подвижность мышления, но и опыт взросления в агрессивном информационном пространстве, в том числе телевизионного эфира и сети Интернет. Многие молодые люди умеют «фильтровать» информацию, ограждать себя от лишнего коммуникативного воздействия. Но и они не всегда застрахованы против изощренных психологических атак.

И все же сами мошенники нередко, выбирая жертву, ориентируются на определенные категории населения. И возраст в этом случае не последний критерий. Для пожилых людей в целом характерны снижение критичности мышления, отсутствие гибкости в переработке информации, ограниченные возможности анализа сразу нескольких аспектов ситуации, неадекватная оценка фактов и собственных возможностей.

Поэтому оптимальной стратегией и тактикой взаимодействия с мошенником может быть только избегание. Не извинение, не критика, не спор. Только прекращение контакта. Любыми средствами. Бежать как от огня. Прекращать разговор. Сбрасывать звонок. «Никогда не разговаривайте с неизвестными!» — это золотое правило из бессмертного романа Михаила Булгакова может стать для нас единственным надежным щитом при встрече с криминальными элементами. Любые соображения неловкости тут неуместны.

Если вы столкнулись с нестандартной ситуацией, если вас атакуют тревожным сообщением, немедленно включайте поиск информации известными средствами: звоните своим родным, якобы попавшим в трудную ситуацию, их друзьям, сотрудникам банка по официальному контактному номеру в договоре. Еще важно помнить, что в случае непредвиденного стресса необходимо применить внутренний «стоп-кран», дать себе время на осмысление и усвоение ситуации. Можно посчитать до десяти, выпить стакан воды, помолиться, позвонить не вовлеченному в ситуацию близкому человеку и обстоятельно ее пересказать. Главное – не спешить. Когда кто-то манипулирует нами, он почти всегда старается ограничить нас во времени. Заставить принять решение и перейти к действиям практически молниеносно. Впопыхах ошибки не избежать. Если взять себе за правило не торопиться, особенно в неопробированных ситуациях, можно избежать многих проблем.

Итак, берем на вооружение два простых железных правила. Не разговаривать с незнакомцами, в том числе по телефону. И не рубить сплеча, принимая решения. У этих правил могут быть разумные исключения, но цена их несоблюдения при встрече с жуликами может оказаться роковой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру