Время трезветь

Польский рецепт спасения от зеленого змия

Возможно ли бросить пить в случае клинического алкоголизма? Может ли общество, государство вернуть в колею, казалось бы, безвозвратно заблудших во тьме дурмана людей? Мыслимо ли повлиять на изменение пагубных привычек национального психотипа, который издавна славится неумеренностью в питье? Побывавшие недавно в Иркутске польские специалисты доказали, что остановить массовую алкоголизацию и наркотизацию в отдельно взятой стране реально. Они привезли в дар нам, россиянам, весомый багаж своего уникального опыта по оздоровлению населения. Кандидат социологических наук, доктор права, академик Виктор Осятыньски, сотрудники Варшавского института психиатрии и неврологии — доктор медицинских наук Бохдан Воронович, доктор психологических наук Эва Войдылло-Осятыньска и другие гости из Европы поделились с нами новыми комплексными высокопрофессиональными подходами к проблемам зависимости.

Польский рецепт спасения от зеленого змия

Чтобы успешно противостоять алкоголизации этноса и наркотической угрозе, мало традиционного введения антидотов и заместительной медикаментозной терапии. Мало запретительных и карательных законов, даже при условии, что они будут неукоснительно исполняться. Необходимо сподвигнуть людей вернуться к трезвой жизни, созидательной, наполненной живым смыслом. Для этого необходимо создать армию сильных, компетентных психологов, социальных педагогов и психотренеров, построить доступную сеть специализированных стационаров, амбулаторий, реабилитационных центров, объединить страдающих от зависимого поведения людей в группах самопомощи и анонимных содружествах. И всю эту разностороннюю, поэтапную работу с живой человеческой душой вести совокупно, через координацию разных учреждений и служб, день за днем, год за годом помогая ослабевшему сознанию возвращаться к изначальной чистоте, искать утраченное место в жизни, отогреваться и заново учиться дышать, петь, чувствовать и творить.

Польский благотворительный фонд им. Стефана Батория, государственный центр реабилитации «Воля» и общественная организация Иркутской области «Матери против наркотиков» провели в Иркутске летнюю школу «Практические вопросы реабилитации зависимых».

Учиться, учиться и учиться

— Мы получили много новой информации, я и мои консультанты благодарны за уникальную возможность масштабного общения с профессионалами такого высокого уровня, как наши польские гости, — поделился с «МК Байкал» настоятель душепопечительского центра при Иркутской епархии отец Владимир Кокорин. – Лично я участвовал в тренингах Бохдана Вороновича. Это основатель и руководитель одного из первых в Восточной Европе центров реабилитации, за его плечами десятилетия реабилитационной работы, он глубоко понимает природу зависимости, вооружен богатым арсеналом психотерапевтического влияния на больных людей. В этой деятельности важно соблюдать даже самые, казалось бы, неуловимые нюансы. Например, на меня большое впечатление произвело его свидетельство о том, что ему было трудно работать с зависимыми, пока он сам не освободился от курения. Это очень тонкий момент. Трезвость, химическая чистота не может быть половинчатой, не терпит компромиссов и борьба за эту чистоту. Бытующая иллюзия, что бывший наркоман может понемногу выпивать – опасный провокационный фактор.

Польские специалисты убеждены, что реабилитация должна быть эмоционально наполненной. Главное открыть людям, страдающим от зависимости, что жить трезво интересно, привлекательно, перспективно.

— Поляки показывают нам завидный пример. Там государство уделяет вопросам реабилитации огромное внимание. Можно за них только порадоваться. И учиться у них, учиться и учиться. Нам насущно нужны доступные, эффективные реабилитационные центры, где обладающие высокой квалификацией специалисты ведут тонкую, комплексную работу с человеком, — говорит директор реабилитационного центра «Перекрёсток семи дорог», кандидат социологии Игорь Ванкон. — Таких центров очень мало, если учитывать реальную потребность. И специалистов таких недостаточно. Если мы действительно заботимся о здоровье населения, нам требуется система профессиональной подготовки практических реабилитологов. Такая, как в Польше.

Еще Польска не згинела

Опыт развития системы помощи зависимым в Польше, ставший темой обстоятельной лекции Бохдана Вороновича, действительно не может не впечатлить. Первые попытки лечить алкоголиков датируются началом XX века, когда, как отметил лектор, Польши как государства не было, а ее земли были поделены между Австрией, Пруссией и Россией. Движение трезвенников зарождалось на польской земле как одно из направлений национально-освободительной борьбы. Патриоты понимали, что алкоголизация народа на руку оккупантам, что стремление к национальной независимости несовместимо с одурманенным сознанием, поэтому они инициировали и поддерживали многочисленные общества трезвенников. К 1948 году эти общества стали так влиятельны, что новая коммунистическая власть даже видела в них угрозу. Коммунисты верили в тезис Ленина о том, что алкоголизм и проституция отомрут сами собой наряду с другими пережитками буржуазного строя. Время развеяло этот самообман. Поляки, не желая сгинуть в лапах зеленого змия, прошли все стадии противостояния алкогольной, а затем и наркотической угрозе. Были здесь и попытки принудительного лечения в закрытых учреждениях, как в наших лечебно-трудовых профилакториях, которые также провалились.

В 1957 году польский культуролог Збигнев Вержбицкий, побывав в США и познакомившись там с движением анонимных алкоголиков, опубликовал статью «АА – неизвестная Польше форма борьбы с алкоголизмом». Материалы, которые он привез с собой, воодушевили одну из женщин-психологов основать в городе Познань первую психотерапевтическую группу по избавлению от алкогольной зависимости, которую зарегистрировали как первую группу АА.

Настоящая терапия с реальными успехами, по мнению доктора Вороновича, началась в 1975 году, когда открылось психотерапевтическое отделение лечения алкоголизма при Варшавском институте психиатрии и неврологии, позднее — группа наркологического лечения в национальной клинике неврозов. Здесь, кроме традиционной детоксикации, пациенты получали психиатрическую помощь, а также проводились психотерапевтические занятия для семей алкоголиков. Пришло понимание, что алкоголизм поражает не только психику и организм самого злоупотребляющего спиртным, но и разрушает психическое здоровье всех его близких. Изучив опыт групп анонимных алкоголиков в Познани, польские наркологи без ложной фанаберии признали, что программа избавления от алкоголизма «12 шагов» — эффективный инструмент поддержания трезвости на том этапе, когда больной уже выходит из-под влияния врачей. Они инициировали открытие групп АА в столице и стали приглашать их участников к своим пациентам. Узнав о неклинических методах преодоления проблемы, польские врачи приветствовали эти формы реабилитации. Уже в 1982 году был принят закон «О воспитании трезвости и противодействии алкоголизму», благодаря которому стала активно развиваться сеть реабилитационных центров, крепнуть движение анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов, было введено обязательное специализированное лечение для лиц, у которых подтвердился диагноз химической зависимости, решение алкогольных проблем финансировалось целевой государственной программой. В 1989 году в министерстве здравоохранения Польши был даже назначен особый верховный чиновник по решению наркологических проблем, а в 1993 – создано отдельное государственное агентство.

Самым ценным завоеванием поляков на фронте борьбы с алкоголизацией населения, бесспорно, является крепкая система подготовки кадров. Такую систему Польша сумела построить за сравнительно небольшой срок после того, как объективное обследование специалистов-наркологов выявило их низкий квалификационный уровень. Сейчас в Польше успешно работают пять школ для специалистов по работе с зависимыми людьми, деятельность которых финансируется из бюджета государственным агентством по наркологическим проблемам и национальным фондом здоровья. Обучаются в таких школах врачи, фельдшеры с магистерским дипломом, психологи, социальные педагоги, социологи, теологи и философы. Они должны прослушать не менее 650 теоретических часов по основам психологической помощи зависимым, современным методам диагностики, терапии и семейной терапии. Обучение длится в течение года из расчета не менее пяти дней в месяц. Затем организуется 80-часовая стажировка студентов в реабилитационных центрах, зарекомендовавших себя высокими результатами. Качество обучения проверяется на государственном экзамене и удостоверяется государственным сертификатом. Практическая работа подготовленных таким образом сотрудников реабилитационных центров и терапевтических групп поддерживается сопровождением супервизоров с убедительным опытом.

Сегодня в Польше работают 817 учреждений по работе с зависимыми пациентами. Это отделения детоксикации и круглосуточной терапии, диспансеры и дневные стационары, государственные и полугосударственные реабилитационные центры. Борьбу за трезвость нации ведут 350 тысяч профессионалов с госсертификатами. Это в стране с населением менее 40 млн человек.

Все звенья борьбы за здравомыслие поляка – государственные и частные клиники, центры реабилитации разных форм собственности, общественные организации, группы самопомощи — спаяны прочными партнерскими связями, делают общее дело, взаимно поддерживают и дополняют друг друга. В стране открыто свыше 82 тысяч групп АА, в одной только Варшаве, по словам Бохдана Вороновича, их 250.

И все же, как уверяет лектор, наркологические проблемы для наших западно-славянских соседей остаются острыми и болезненными, на лаврах почивать рано, работу нужно продолжать, развивать и активизировать. Так рассуждают поляки, категорически не желающие сгинуть в плену дурмана. Заинтересованные в здравомыслии, в адекватной самоидентификации и национальном достоинстве, они не только целенаправленно спасают себя, но и безвозмездно доносят идеи исцеления до нас. Могут себе позволить с благой вестью о трезвости добраться даже до Сибири. Что, безусловно, заслуживает уважения и признательности с нашей стороны.

Еще Россия не прозрела

Нам же хвалиться трудно. Все кампании борьбы с алкоголизмом и наркоманией превращаются у нас в паллиативные благоглупости или демонстрируют эффект мыльного пузыря. Уничтожение селекционных виноградников и как следствие массовый мор от «косорыловки» и стеклоочистителя. Закон о запрете потребления пива в публичных местах, который тотально не соблюдается. Торговля пойлом от звонка до звонка, соблюдение «сухих» клеточек в календарях – последних звонков, дня защиты детей и прочиех ювенальных дат. И, наконец, запрет на алкогольную рекламу, который буксует и компенсируется вольными импровизациями. Бохдан Воронович и Виктор Осятыньски прямо на территории пансионата «Ёлочка», на пять дней захваченного трезвым десантом, были обескуражены самопальным лозунгом у бара: «Пиво без водки – деньги на ветер!». У себя на родине они ничего подобного не видели, а если бы увидели, это стало бы поводом громкого судебного процесса.

У нас нет не только реабилитологии как таковой, но и вообще внятной государственной политики защиты нации от алкогольного и наркотического потопа! Отдельные ковчеги, в которых спасаются горстки настрадавшихся горемык, — дело рук самих утопающих. Реабилитационные центры, созданные энтузиастами и держащиеся на бывших выпускниках, движение «Матери против наркотиков», объединившие с польской школой свой проект «Партнерство во имя жизни», отдельные группы содружеств самопомощи — вот организации, которые проявили к семинару жадный, насущный интерес. Материнскому движению удалось добиться командирования на учебу десяти участковых от отделов МВД разных территорий, пары судебных служащих и трех наркологов, один из которых так и не приехал. Почему-то министерства здравоохранения и образования, территориальное управление ФСКН остались индифферентны к приезду титулованной делегации польских ревнителей трезвости. В очередной раз сказалась безучастность к теме даже, казалось бы, облеченных соответствующей компетенцией казенных структур.

Российские верхи, по-видимому, не заинтересованы в здоровом народе. Значит, народу, в лице еще остаточно не загубленных элементов, самому надо искать способы мотивации государства на реальные, честные шаги к оздоровлению генофонда. А иначе, как выразился наш просветитель Бохдан Воронович, у нас, россиян, будет очень много работы в этом направлении. И как бы не вышло так, что работы окажется больше, чем сил и возможностей ее одолеть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру