Помощь пришла вместе с холодами

Майский пожар может лишить поселок Дальний будущего

Благие намерения властей Иркутской области по восстановлению домов погорельцев в поселке Дальнем Нижнеилимского района разбились о суровую бюрократическую реальность. Из-за отсутствия документов на собственность каждый из местных жителей, пострадавших от страшного пожара весной текущего года, получил компенсационную выплату до 100 тыс. рублей на человека только через пять месяцев после происшествия. А новые дома для погорельцев, которые начали возводить лишь сейчас, будут готовы и вовсе глубокой зимой. Но главное, оставшиеся без жилья селяне за прошедшие почти полгода по большей части уже устроили свою жизнь и успели твердо для себя решить, что им нужна не обещанная быстровозводимая «коробка» посреди стремительно пустеющего северного поселка, а деньги на погашение уже взятой ипотеки или покупку жилья в Усть-Илимске или Братске. Придя в себя, жители обнаружили себя в условиях информационной блокады, не позволяющей им определить даже, сколько средств собрано для них на счетах благотворительных фондов и куда пропали эти деньги.

Майский пожар может лишить поселок Дальний будущего
В Дальний начали завозить стройматериалы для новых домов. Фото Любови Брайнингер.

— Накануне, 16 октября, у нас в Дальнем состоялся сход, на котором присутствовали районные и поселковые власти, первый заместитель председателя правительства Приангарья Николай Слободчиков и другие представители регионального правительства. Ссылаясь на разные обстоятельства, жители стали просить вместо строительства домов выдать полагающиеся на возведение их квартир деньги. Этого хочет большинство погорельцев, — рассказала «МК Байкал» депутат поселковой думы Татьяна Артамонова. — Селянам, которые не были прописаны в своих домах, сейчас ремонтируют заброшенные дома. Но многие из них, по меньшей мере, три семьи, уже уехали в Усть-Илимск и больше не вернутся. Для кого делается этот капремонт, непонятно.

Остались наедине с обещаниями

Терпеливые жители Дальнего, где 18 мая в результате пожара сгорело 22 жилых дома, только в начале сентября текущего года стали жаловаться на невыполнение властями взятых на себя обязательств по оказанию им помощи. Первой, кто пожаловался, была директор Дальнинской школы Наталья Шикова. Она еще в сентябре рассказала «МК Байкал», что обещанных региональным правительством денежных выплат пострадавшие к этому моменту так и не получили, а строительство нового жилья, к которому планировалось приступить в августе, не началось, несмотря на приближение холодов. И если учителям выдал хоть какие-то компенсации профсоюз, то остальным жителям досталось только издевательские 131 рубль на человека от местной администрации.

Почти через четыре месяца после беды на специально организованный благотворительный счет была собрана сумма, достаточная для начала строительства. В сентябре подрядная организация «Брассика» получила аванс на возведение новых домов для погорельцев. В поселок начали завозить строительные материалы для возведения девяти двухквартирных построек из сэндвич-панелей по улице Ленина. Кроме того, был начат капитальный ремонт нескольких домов из социального фонда для той части пострадавших, которые не были прописаны в своих сгоревших домах, и новое жилье им не светит.

Обещанные еще в мае компенсационные выплаты в размере от 100 до 300 тыс. рублей на одну семью на общую сумму 5,7 млн рублей жители получили только в прошедшую среду, 15 октября. Задержку в пять месяцев министр социального развития, опеки и попечительства региона Владимир Родионов объяснил тем, что у пострадавших не было многих документов на собственность, которые пришлось оформлять.

— Деньги начали выдавать в 14.00 в местном почтовом отделении. Одинокие жители получили по 100 тыс. рублей, семьи из двух человек — 200 тыс., из трех и более — по 300 тыс. рублей, — рассказала «МК Байкал» местная жительница Любовь Брайнингер. — Поскольку многие погорельцы уже покинули Дальний, они прибыли в поселок на пароме, чтобы получить свою компенсацию. Как будут получать деньги те 11 человек, которые не успели приехать, неизвестно.

Дорога ложка к обеду

Затянувшийся до поздней ночи процесс выдачи компенсаций показал, что многие погорельцы уже не первый месяц находятся за пределами Дальнего, а некоторые уехали от родного поселка на такое расстояние, которое и за день не преодолеешь. Как рассказала «МК Байкал» Любовь Брайнингер, через год, по мнению селян, в поселке останутся жить только пенсионеры и те, у кого нет никакой возможности для переезда.

— С мая на месте сгоревшего жилья появился только фундамент для двух домов. Погорельцы вынуждены были разъехаться, кое-кто взял ипотеку и приобрел за собственные деньги жилье в других населенных пунктах, — рассказала «МК Байкал» Любовь Брайнингер. — В школе, где в 1980-х годах учились больше 300 человек, в этом году осталось 32. Никакой перспективы для жизни в Дальнем нет — нет ни дорог, ни больницы. Скоро начнется распутица, и мы будем вообще отрезаны от мира. Остаются только те, у кого нет возможности уехать.

Неудивительно, что при таком раскладе жителей уже не устраивает подход региональных властей к решению этой проблемы. В поселке планируется построить новые дома для погорельцев, у которых была прописка в уничтоженных огнем помещениях, и отремонтировать пустующие дома в Дальнем для остальных пострадавших. С шокирующего происшествия прошло много времени, за которое селяне успели придти в себя и твердо решить, что им нужно не жилье, которое они к настоящему моменту уже вынуждены были найти себе сами, а средства на приобретение квартир в других населенных пунктах, Братске и Усть-Илимске.

— Практически все жители поселка за небольшим исключением против строительства новых домов. В поселке много брошенных зданий, есть целые брошенные улицы. Подряд стоят, например, три трехэтажных дома, в которых некому жить, и рядом с ними хотят построить еще девять, — подчеркнула Любовь Брайнингер. — Нам сообщили, что каждый из новых домов будет стоить 3,7 млн рублей. Если бы нам отдали эти деньги, те, у кого сейчас нет денег на переезд, купили бы жилье в другом поселке или городе.

По мнению главы Дальнего Александра Логинова, полного вымирания поселка в ближайшие годы все-таки не предвидится. «Я не знаю, есть у Дальнего будущее или его нет, но здесь сейчас живет 444 человека. И возможности выехать у них нет, — подчеркнул руководитель муниципалитета в беседе с корреспондентом «МК Байкал». — Проблема только в том, что сгорели дома большинства учителей. Трое из них приобрели квартиры в Усть-Илимске и Братске и уехали. Если Дальний покинут все преподаватели, мы останемся без школы. Для уехавших тоже строятся новые дома, и если они посчитают нужным вернуться, мы их ждем».

Секретная благотворительность

В то время как в поселке собирались начать активное возведение и ремонт домов для людей, которые уже живут в других населенных пунктах, оставшиеся жители пытались добиться даже не денег и не жилья, а хотя бы информации о том, сколько средств в их адрес направили благотворители. Однако, как подчеркнула Любовь Брайнингер, местные власти проинформировали погорельцев о расходовании только около 300 тыс. рублей со счета поселковой администрации, на который собирались благотворительные средства.

— Местные власти сообщили нам о том, что практически все деньги со счета администрации были направлены на межевание земли под будущими домами и прочие сопутствующие расходы. Больше о поступлениях и о расходовании средств из фондов нам ничего не говорили, — отметила местная жительница.

Корреспонденту «МК Байкал» глава поселка и вовсе заявил о том, что на счет местной администрации никакие деньги никогда не собирались, добавив, что деньги аккумулировались только на счету Нижнеилимского районного общественного благотворительного фонда «Обновление жизни». В этот фонд, по заверениям Александра Логинова, за все время поступило только 100 тыс. рублей, которые никуда не расходовались. Председатель фонда «Обновление жизни» Раиса Рафаэль отказалась назвать корреспонденту «МК Байкал» общую сумму средств, поступивших на счет фонда, как и суммы расходов на помощь погорельцам.

— Это денежные дела, о таких вещах не распространяются, — невозмутимо заметила председатель общественного благотворительного фонда.

Столкнувшись с настоящей информационной блокадой, жители Дальнего попытались разобраться в ситуации самостоятельно. Они выяснили, что деньги для помощи со стороны любого желающего собирали на три разных счета — в поселковой администрации, в фонде «Обновление жизни» и по областной акции «Улица учительская», название которой само по себе ввело погорельцев в заблуждение. Ведь среди пострадавших немало людей, которые нуждаются в денежной помощи, но при этом не являются учителями.

Только случайно жителям стало известно, что Группа «Илим» 8 августа перечислила в фонд для помощи им 10 млн рублей. В пресс-службе компании «МК Байкал» эту информацию подтвердили. «По согласованию с правительством Иркутской области эти деньги в августе были направлены в благотворительный фонд ветеранов образования. Контроль расходования денежных средств осуществляет администрация региона, и по итогам 2014 года компании будет предоставлен отчет по их использованию», — отметили в пресс-службе.

Услышав про уже четвертый по счету фонд, на этот раз ветеранов образования, жители запутались окончательно. Теперь они готовят письменное заявление в Группу «Илим» о том, что средства компании жителям не выдавались и куда они пропали, неизвестно. Как пояснили «МК Байкал» в пресс-службе правительства Приангарья, эти 10 млн поступили как раз по акции «Улица учительская», хотя и в фонд с другим названием. Всего, по данным пресс-службы, на счет акции поступило 19,8 млн рублей. Из них 9,7 млн рублей было израсходовано в качестве предоплаты за строительные работы, еще 1,2 млн рублей — как аванс за капитальный ремонт. Впрочем, жители Дальнего утверждают, что этих цифр ни разу не слышали, до них эти данные никто не доводил.

Такие методы организации работы благотворительных фондов, по мнению экспертов, просто немыслимы. «Люди, организации, которые собирают средства — и это основа благотворительности — должны делать это публично и прозрачно, — подчеркнула руководитель молодежного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской» Елена Творогова. — Если в фонд идут безналичные перечисления, в ежедневном режиме должна публиковаться информация о том, какие средства и от кого получены, кроме случаев, когда организация-отправитель просит ее не называть».

Публичность позволяет людям и компаниями ориентироваться, сколько средств уже собрано, и мотивирует их к тому, чтобы переводить деньги, недостающие для решения проблемы. «На каждой организации, отвечающей за тот или иной благотворительный фонд, лежит величайшая ответственность, — подчеркнула Елена Творогова. — Если люди поделятся деньгами, а потом обнаружат, что запланированное доброе дело не сделано, они не просто перестанут доверять этому фонду, они потеряют веру в благотворительность».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру