Последний концерт фестиваля прошел, как и предполагалось, с переаншлагом. На ступеньках балкона плотными стайками сидели не только студенты, журналисты, но и солидные, небезызвестные представители иркутской интеллигенции. Самодеятельная поэтесса Любовь Гибадуллина в негаснущей жажде услышать игру маэстро простояла у парадного подъезда все первое отделение – и к антракту контролеры все-таки смилостивились — Любовь и с нею нескольких неотступных иркутян пустили в переполненный музыкальный театр.
Штурмовать его в тот вечер, несомненно, стоило. На сцене колдовал дуэт двух инструментов, двух поразительных исполнителей – Дениса Мацуева за роялем и Владимира Спивакова со скрипкой Страдивари. Недаром композитор Арво Пярт свое сочинение для скрипки и фортепиано, посвященное Спивакову, назвал «Зеркалом в зеркале». Именно такую перекличку и взаимообогащение красок, перетекание эмоциональных волн, взаимодействие внутренних движений показали нам музыканты, связанные многолетней творческой дружбой. В первом отделении волшебники исполнили сонаты Брамса и Франка для фортепиано со скрипкой. Сложная драматургия и проникновенный лиризм этих камерных шедевров были переданы в тончайших нюансах. Вторая часть представления, составленная как мозаика виртуозных инструментальных миниатюр Равеля, Дебюсси, Пьяццоллы, других ярких авторов, была невыразимо прекрасна. Буквально нет слов, чтобы передать благодарность и счастье чуткого слушателя. И ни в коем случае не в обиду нашему славному земляку Денису Мацуеву все-таки именно скрипка Спивакова увлекла оцепеневшую публику за грань реальности.
Исполнительское мастерство скрипичного мэтра, призера самых крутых исполнительских конкурсов планеты давно признано неоспоримым. Слава Спивакова-скрипача не меркнет, несмотря на длительные паузы в концертах. Он выходил на сцену с лучшими оркестрами мира, играл под управлением великих дирижеров истории – Мравинского, Темирканова, Ростроповича, Джулини, Бернстайна. И всякий раз, наверное, зрителя поражало мистическое чувство, будто он стал свидетелем и участником чего-то неизъяснимого, такого, чего по рациональным законам не может быть, чего не объяснишь только фантастической техникой и редким сценическим даром артиста.
У меня от встреч с искусством маэстро остается впечатление прикосновения к тонкому телу музыки, к астральному плану, в котором она рождается. Это мнение разделяет со мной и постоянный хроникер фестиваля фотохудожник Марина Свинина:
- Наблюдая год за годом за Владимиром Теодоровичем, я прислушиваюсь к тому, где сосредоточен у него фокус внимания. Мне кажется, он постоянно настроен на некое пространство беззвучия, нефизическое, дозвуковое пространство, из которого вот-вот возникнет мелодия. Это внутренняя точка отсчета, как камертон, по которому он сверяет свое существование в мире музыки, где черпает глубину своего музыкального ясновидения, точнее – яснослышания. Глубочайшая музыкальная тишина в сознании, готовая воспринять сигнал из запредельного.
Вот это тончайшее чутье тончайших музыкальных состояний и есть, как мне кажется, главный секрет Спивакова. Секрет его успеха и неувядаемой творческой, эмоциональной, физической молодости. Прямо в канун иркутского выступления маэстро отметил свое 70-летие. «Цифры абсолютно не годятся! – объявил со сцены его партнер Денис Мацуев. – Посмотрите, этот человек в превосходной физической форме, а главное – музыкальной форме!»
Артист прибыл к нам прямо с юбилея, который столица праздновала 12 сентября. Прилетел, даже не успев распаковать многочисленные подарки, как признался сам наш гость во время короткого пресс-подхода.
- Я открывал первый фестиваль «Звезды на Байкале» и очень рад тому, что он так чудесно развивается, - сказал Владимир Спиваков. – Конечно, приезд оркестра Зубина Меты – особое, знаковое событие. Учитывая, что в мире сейчас так неспокойно, что все находятся у границы всеобщего отрицания, мы понимаем, как непросто этим людям приезжать в Россию. Но, тем не менее, музыка должна победить.
- Мы слышали, Владимир Теодорович, что вы любите играть джаз. По крайней мере, в узком кругу. Можно ли надеяться, что наш зритель тоже это когда-то услышит?
- Трудно сказать. Все надо делать хорошо. Пока я не убедился, что делаю это хорошо, не отважусь.
- Ваш роман со скрипкой переживает ренессанс. Мы стали свидетелями «рандеву» в Иркутске. Услышат ли вашу игру поклонники в других городах?
- Не часто. Вам, наверное, повезло. Это меня уговорил Денис Мацуев. Есть такие точки на планете, в которые тянет. Иркутск – такой город, он замечательный.
- Что для вас самое главное в жизни?
- Музыка. Это то, что я люблю больше всего на свете. И чему, к счастью, отдаю всего себя. Впереди запись Новогоднего огонька. Потом мы поедем в Улан-Удэ, в Бурятию, где празднуют 250-летие Иволгинского дацана. Я приготовил особенный подарок, пока не могу сказать, какой. Буддизм – удивительная религия, она учит тому, что мы, люди, страдаем сами от себя. От своих привязанностей к материальным вещам. На востоке есть изречение: «Все, что отдашь, - твое». Поэтому то, что я отдам, как раз будет очень хорошо, в духе.
- Кто-то из музыкантов говорил, когда ему плохо, то не до инструмента. У вас – наоборот?
- У меня, да. Ведь в музыке нет агрессии. В ней есть большое успокоение. Когда я переживаю, начинаю играть – и через десять минут все приходит в гармонию. Прежде всего, таким действием отличается для меня весь Бах. Это удивительный космос. Как сказала Лайза Швайцер, там темы смерти и темы радости сплетаются в едином своем самоотречении.
Приедет ли он на будущий, юбилейный, X фестиваль «Звезд на Байкале», любимец публики пока не знает. Она, несомненно, будет его искренне ждать. Чтобы вместе с великим талантом приобщаться к тайнам музыкального космоса.