Наверное, фестивалю грядущему, десятому, нелегко будет превзойти нынешний, такую он взял небывалую творческую высоту, такую поднял заоблачную планку «сумасшествия». На фоне приезда Израильского филармонического оркестра, который стал сенсацией для мирового музыкального сообщества, рядом с Владимиром Спиваковым, побаловавшим иркутян своим искусством игры на скрипке, рисковали померкнуть другие выдающиеся музыканты, собравшиеся у берегов Байкала. Рисковали, но не потерялись, не остались обделены вниманием и восхищением публики.
Парадом пианистов можно было бы назвать серию академических сентябрьских концертов: на иркутской сцене блистали признанные виртуозы – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Денис Мацуев, Заслуженный артист России Валерий Кулешов, эксклюзивный артист фирмы «Steinway&Sons» Алексей Володин. А рядом с ними не оробели выступить победители II Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion румынский школьник Александру-Кадмиель Ботак и девятилетняя звездочка Шио Окуи из Японии. Начинающие исполнители уже сделали серьезную заявку на яркую исполнительскую карьеру. По свидетельству Дениса Мацуева, услышав игру Ботака, профессор Московской консерватории Сергей Доренский заявил, что «не слышал такого совершенства со времен Бенедетти Микеланджели».
Уместно было бы именовать «Звезды на Байкале-2014» и нашествием «могучей кучки» скрипачей. Наряду с мировым авторитетом Владимиром Спиваковым и планетарной звездой Борисом Бровцыным за зрителя соревновались народный артист России Максим Федотов, лауреат первой премии Московского конкурса скрипачей им. Паганини Иван Почекин, молодой солист Московской государственной филармонии Гайк Казазян.
Каждый из артистов, составивших нынче музыкальное Байкальское созвездие, заслуживает отдельного красноречивого рассказа. Не всех, увы, успели мы услышать, не со всеми смогли встретиться, лишь о части из них сумели замолвить словечко на наших страницах.
Конечно, остановимся крупным планом на гостях из земли обетованной. Израильский филармонический оркестр и его дирижер Зубин Мета – ровесники. Они старше страны, которую представляют. Зубин Мета родился в 1936 году, тогда же был основан и оркестр, названный позже Палестинским, а затем переименованный в Израильский. Коллектив изначально создал скрипач-виртуоз Бронислав Губерман, первым его концертом в Тель-Авиве дирижировал выдающийся итальянский дирижер Артуро Тосканини. Во время Второй мировой войны музыканты дали 140 концертов для солдат антигитлеровской коалиции. В 1971 году они триумфально выступили в Берлине, на бис исполнив государственный гимн Израиля. Верный традиции миротворчества оркестр и сегодня пытается объединить народы на Ближнем Востоке волшебной силой искусства. Зубин Мета, которому звание руководителя коллектива присвоено пожизненно, является официальным музыкальным послом Израиля в арабском мире. На пресс-конференции в Доме Мацуева, где присутствовал корреспондент «МК Байкал», маэстро Мета сказал:
- Нельзя недооценивать силу музыки, ее глубокого воздействия на сердца людей. Мы на востоке нередко даем концерты, где евреи и арабы слушают великие композиции рядом друг с другом. Это важно. В прошлом году я привез наш оркестр в мой родной индийский штат Кашмир, где мусульман и индуистов разделяет многовековая вражда. Люди разных вероисповеданий слушали музыку вместе, сидя в прекрасном саду. Конечно, это не может радикально изменить политическую ситуацию, но это рождает эмпатию. Люди на таких концертах улыбаются друг другу. Это драгоценно. Я пока не добился выступлений Израильского оркестра ни в одной арабской стране, но верю, что это произойдет.
Зубин Мета родился в Бомбее в семье выдающегося музыканта - скрипача и дирижера Мехли Меты. Последний свой концерт в качестве скрипача Мехли Мета дал с дирижером Мстиславом Ростроповичем, будучи уже 92-летним. Меты – представители древнего племени парсов, исповедующих Зороастризм – религию огнепоклонства. Экзотическая вера наследуется у них от отца к сыну, являясь неотъемлемой по рождению (аналогично иудаизму). В Бомбее Зубин с малолетства учился музыке у своего отца, затем в возрасте 18-ти лет отправился продолжить образование в Вену.
- Здесь я впервые вживую услышал симфонический оркестр, - рассказывает наш гость. – Думал, у меня закипят уши и разорвется сердце!
Музыкант огромного дарования и удивительной преданности искусству Зубин Мета сделал головокружительную симфоническую карьеру. Он работал с Ливерпульским филармоническим оркестром, возглавлял Монреальский, Нью-йоркский филармонические оркестры, Баварскую государственную оперу. В 1969 году началось его сотрудничество с Израильским филармоническим оркестром, который он возглавил в 1977. Маэстро Мета – единственный на сегодня классический дирижер планеты, который исполняет музыкальные шедевры по памяти, не глядя в ноты. Он верен завету старых мастеров, говоривших: «Читайте партитуру, впитывайте ее, пока это не станет частью вас».
Поэтому, наверное, игра руководимого Метой коллектива так совершенна. Среди оркестрантов около четверти – выходцы из СССР. Это еврейские музыканты, которые, эмигрировав в землю исторических предков, «выигрывали все прослушивания», по признанию дирижера. Он много лестных слов сказал о русской исполнительской школе и о великой русской музыке, которая формирует виртуозов всего мира. В поистине блистательном составе оркестра смог отличиться концертмейстер родом из Новосибирска Илья Коновалов. Он исполнил потрясающее драматическое соло для скрипки в симфонической поэме Штрауса «Жизнь героя». Исполнил на легендарной скрипке Страдивари по имени «Геркулес». На рубеже XIX и XX веков на этой скрипке играл виднейший бельгийский музыкант Эжен Изаи. В 1908 году на концерте в Питерской Мариинке скрипку украли, и до 1925 года она считалась утерянной. Найденный раритет доставался лучшим из лучших исполнителей. В 1972 году скрипач-виртуоз Генрик Шеринг передал инструмент Израильскому филармоническому оркестру, чтобы на нем всегда играл его концертмейстер. С 1997 года эта честь принадлежит Илье Коновалову.
Разумеется, на двух концертах еврейских симфонистов яблоку негде было упасть. Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром и Шестой симфонии Чайковского слушали и актеры московского театра на Таганке во главе с Вениамином Смеховым, бывшие в середине сентября с гастролями в Приангарье.
Больше всего музыкальной феерии, воодушевившей всех ее участников, радовались зрители. Две площадки фестиваля – Музыкальный театр им. Н.М. Загурского и областная филармония – стали местами массового паломничества. Опасный «эксперимент» с концертом Валерия Кулешова, назначенным на девять часов вечера, завершился ошеломительным успехом в заполненном зале. Пианист напрасно волновался, наша публика в очередной раз удивила его своим неравнодушием к высокому искусству.
На концертах я снова и снова видела одних и тех же людей, которым жаль было упустить хоть что-то из программы фестиваля, несмотря на внушительную стоимость билетов. Встретилась мне в антракте и моя учительница музыки, счастливая, что повезло купить место в партере прямо перед началом представления. О цене вопроса скромная иркутская пенсионерка и говорить не стала, только махнула рукой: «Что эти деньги? Ну, проедятся, уйдут на какую-то хозяйственную суету, - и вспомнить будет нечего!» - сказала моя милая Татьяна Георгиевна Черкашина. И была абсолютно права.
- Мне дочь пожаловалась по скайпу, что не могла в Нью-Йорке купить билеты на Спивакова, - делится фотохудожник Марина Свинина. – Говорит, не вздумай, мама, уезжать из Иркутска. В какой еще точке земного шара тебе позволят ползать под роялем у Мацуева, сколько твоей душе угодно?
Покидаю театр в конце одного из фестивальных дней. Пожилая дама просит взять ей пальто в гардеробе. И не удерживается похвастать, что на концерт Израильского оркестра ее без билета провел скрипач Максим Федоров, усадив с собою в машину. Иркутянка была на его выступлении в филармонии, подошла за автографом, разговорилась – и милостью музыканта оказалась доставленной с одного концерта на другой.
- У меня ноги неважно ходят, по лестнице лишний раз спускаться не хочу, спасибо, что вы мне поможете, - улыбается лучезарная меломанка. – Руки тоже болят, глаза видят худо. Но, мое счастье, уши слышат очень хорошо! Вот я и стараюсь ходить в концертные залы, ведь это такая радость!
Не уши, а душа здоровая, сердце золотое у этой умудренной жизнью, исполненной любовью женщины. О таких зрителях мечтают настоящие таланты, о таких поклонниках. И они есть в Иркутске, они ждут новых встреч с прекрасным.