Между ударами сердца художника

Из пыли рождаются гениальные творения

Владимир Анискин творит исключительно с восходом солнца. Встает в пять утра, когда за окном еще не слышны никакие посторонние шумы. По словам самого Владимира, полностью скрыться от шума все равно никак не получается, мешает звук биения собственного сердца. Поэтому самые мелкие и важные детали на маковые или рисовые зернышки или же на конский волос он бережно наносит в паузах между ударами сердца. Сорокалетний Владимир Анискин входит в десятку уникальных мастеров мира, которые занимаются редким видом искусства под названием микроминиатюра. Эти поистине героические люди с колоссальным терпением благодаря титаническим усилиям создают удивительные творения, которые можно разглядеть только под микроскопом. Фантастические произведения Владимира Анискина, такие как акварельный рисунок на срезе яблочной косточки, две розочки, состоящие из частичек зеленой пыли на срезе конского волоса, самую маленькую русскую матрешку высотой 0,02 миллиметра, розу внутри просверленного волоса и знаменитую подкованную блоху можно увидеть в Иркутске. 9 сентября здесь впервые открылась его выставка «Диво под микроскопом». 

Из пыли рождаются гениальные творения
Фото автора

«Наша выставка уже побывала не только во многих городах России, а именно в Казани, Кемерово, Челябинске, Йошкар-Ола, но и зарубежом – в Литве, Белоруссии, Чехии, Латвии. После Иркутска нас пригласили в Уругвай, - рассказала «МК Байкал» куратор выставки Лариса Панченко. - Это наша передвижная база, но помимо этого в Санкт-Петербурге в 2006 году Международная Гильдия Мастеров открыла первый в России интерактивный музей микроминиатюры «Русский левша». В экспозиции находятся более 40 работ Владимира Анискина».

Свою блоху, впоследствии ставшую произведением искусства, творец искал старательно и долго через знакомых и друзей, у которых есть домашние животные, и не найдя, сокрушался. Совсем отчаявшись, он вдруг вспомнил про свою знакомую – ветеринара и позвонил ей со словами: «Привет, выручай, срочно нужна блоха!». Неудивительно, что на другом конце провода немало удивились, но после подробных объяснений любезно предоставили специфическую «героиню».

Все работы на выставке «Диво под микроскопом» оснащены оптической системой для просмотра. Владимир собственноручно устанавливает и настраивает каждый, закупает оборудование тоже он. На выставках в Новосибирске мастер часто заимствует у знакомых ученых микроскоп со встроенной подключенной видеокамерой и вешает ее на экран. Садится творить, при этом комментирует вслух каждый свой шаг, а люди все это с интересом наблюдают на большом экране. После все желающие могут попробовать сделать несколько надписей на рисовом зернышке. Тогда и наступает ажиотаж. «Когда они садятся за микроскоп, начинается забавный спектакль, - улыбается Лариса Панченко. – Даже взрослые люди восторженно восклицают с горящими глазами: «Я нарисовал черточку на зернышке! Все видели?» и задорно смеются. Удивительное зрелище».

Лариса Панченко рассказала «МК Байкал», что такое необычное хобби у Владимира появилось в 1998 году, а до этого в свободное время он занимался и судостроением, и рисованием, и шахматами, и даже балетом. «Учась в Новосибирском государственном техническом университете, Владимир решил заняться ювелирным делом, - говорит Лариса Панченко. - Придя в библиотеку за книгами по пайке металла, случайно наткнулся на книгу Григория Мишкевича «Тайна невидимых шедевров». Заинтересовавшись названием, молодой человек прочел произведение. Находясь под впечатлением, он твердо решил сотворить что-то подобное. В голове сразу же возникло множество вопросов: «Как делать? Чем делать? Где взять материалы?». Но трудности его не напугали, а даже наоборот, подогревали стремления осуществить свою мечту».

Фото автора

Начинал теперь уже мастер с крупных работ. Первой пробой стало рисовое зернышко, на котором он старательно написал текст из книги Николая Лескова «Левша», уместив его в 22 строчки из 2027 букв. Эта была его первая долгожданная победа. Вторая победа и осознание собственной значимости к нему пришли с первой серьезной выставкой из трех работ в 2000 году.

Время работы, то есть непосредственного изготовления, занимает от двух недель до восьми месяцев, а вот на поиск технологий и методов могут уйти года. Так и произошло с композицией «Роза в волосе». Автор создавал ее почти 13 лет. Перед началом работы он позвонил киевскому мастеру Николаю Сидристому, которому ранее удалось это сделать, и спросил разрешение сделать нечто подобное, на что тот с вызовом ответил: «Попробуй». Тогда ни тот, ни другой не знали, что спустя несколько лет, в 2013 году, заслуженный мастер микроминиатюры Николай подарит Владимиру их совместную фотографию с надписью: «Мастеру от мастера».

Получив разрешение, Владимир Анискин приступил к работе. Одно дело вышлифовать волос, сделать его прозрачным, но нужно еще найти такую розу, которая туда влезет. Решение пришло совершенно неожиданно, прохаживаясь по комнате и рассуждая, он провел рукой по книжной полке и на пальцах у него остался слой пыли, который тут же изобретатель принялся рассматривать под микроскопом. И не прогадал – там была невероятная палитра самых разных цветов. Так он отобрал подходящие пылинки и сделал из них желанную розу.

Пару лет назад у Владимира Анискина попытался купить все экспозиции Фонд развития Петропавловской крепости. Кроме того, они предлагали финансово обеспечить его с условием, если Владимир переедет в Санкт-Петербург и будет создавать то, о чем его попросят и когда попросят. Но мастер искренне и без пафоса ответил, что работает по велению сердца. Ведь когда в искусстве материальные стремления затмевают духовные, вдохновение умирает, а вместе с ним и талант художника. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру