«В последнее время у нас в стране очень остро ощущается нехватка специалистов в сфере интеллектуальной собственности, — рассказала Ольга Видякина. — Наш РГАИС является единственным вузом в стране, который готовит юристов и менеджеров в сфере интеллектуальной собственности по трехуровневой системе: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Подобного в России больше нет. Разработав этот проект, я стала думать, как его реализовать. Ответ не заставил себя ждать. Хотя интерес к «десанту» проявили и другие регионы, провести первый уникальный для России «Интеллектуальный десант» мы предложили Иркутскому государственному техническому университету, потому что ранее сотрудники ИрГТУ уже зарекомендовали себя как надежные партнеры, когда мы совместно в 2013 году проводили выездную научную школу по интеллектуальной собственности на базе ИрГТУ».
Десять наставников — студентов РГАИСа, которым предстояло обучать ребят в лагере, прошли серьезную подготовку. В течение полугода им читали лекции самые опытные преподаватели вуза и практики в сфере интеллектуальной собственности, каждый наставник занимался научной работой, консультировал молодых изобретателей. В общем, прибыли они на Ольхон с огромным багажом знаний, которым с нетерпением желали поделиться с другими.
В этом году, ввиду того что проект стартовал впервые, в иркутские вузы рассылались приглашения, и участвовали все, кого это заинтересовало.
Возможностью постигнуть, что такое интеллектуальная собственность и с чем ее едят, вдохновились студенты из ИрГУПСа, ИГУ, БГУЭП, ИрГСХА, ИГПУ, ВСГАО, а также омские студенты из ОмГАУ. В общей сложности количество участников составило 216 человек.
На лекциях в молодежном лагере ребята прежде всего узнали, что такое интеллектуальная собственность, и поняли, что это не только изобретения и промышленные образцы, но и произведения литературы и искусства, товарные знаки и даже их курсовые работы, научные статьи, стихи, сценарии и рисунки. Многие стали задаваться резонным вопросом: «А охраняется ли законом то, что я сделал?» Полученные знания они смогут применить при создании собственного бизнеса, теперь, изобретая и делая открытия, они будут твердо знать, кто какими правами обладает, каким образом заключить договор на передачу исключительных прав и как можно распоряжаться своей интеллектуальной собственностью. Подобные знания необходимо уметь применять не только представителям технических специальностей, но и юристам, экономистам и людям творческих профессий.
«На самом деле, тема сохранения интеллектуальной собственности для России пока еще недостаточно освоена в силу нашего менталитета, — отмечает региональный представитель проекта, руководитель Центра поддержки технологий и инноваций ИрГТУ Ольга Степаненко. — Если рассматривать нынешнюю обстановку в стране и то, какие к нам санкции предъявляются, очень важно быть готовыми к тому, что необходимо будет отвечать на вопросы об интеллектуальной собственности, к примеру, какие разработки мы применяем, наши ли они и где это закреплено. Иными словами, потребность в специалистах, которых мы подготовили в рамках научно-образовательного проекта «Интеллектуальный десант», огромная».
Помимо занятий по правовой безопасности для ребят был организован досуг, ведь в лагере во время прошедшей смены помимо «десантников» было еще несколько студенческих направлений. Иными словами, мастер-курс «Интеллектуальный десант» стал составной частью образовательной программы лагеря «Содружество».
«За это время мы все успели стать большой дружной семьей, — улыбается Ольга Степаненко. — Вожатые лагеря каждый вечер проводили игры, конкурсные программы, различные мастер-классы. Атмосфера царила просто невероятная, такая непосредственная и живая! Что касается именно наших интеллектуальных занятий, то на лекции наставников, которые были больше похожи на оживленные дружеские беседы, приходили даже вожатые, что уж говорить о непосредственных участниках. Меня поразило то, какой был отклик. У ребят горели глаза, они наперебой задавали вопросы, спорили. Было видно, что это им действительно интересно. Наставники стремились ссылаться на понятные и близкие примеры.Так, например, объясняли, как составить заявку на регистрацию игрушки, сделанной в Тальцах, или как охранять права на уникальное изобретение по технологии копчения байкальского омуля. Результатом проекта мы очень довольны, он даже превзошел наши ожидания».
Ольга Степаненко рассказала, что благодаря пройденным курсам они с ребятами даже наметили первые шаги по ликвидации правовой безграмотности. Первым из них должно стать создание программы для электронных вычислительных машин, которые обучают основам интеллектуальной собственности.
«Все прошло просто замечательно! Большой плюс «десанта» в том, что в качестве наставников выступали студенты, наши ровесники. Мы говорили с ними на одном языке и понимали друг друга, — поделилась участница проекта, студентка ВСГАО Маргарита Цыганова. — Раньше мы пусть не все, но многие были очень далеки от различных понятий, касающихся интеллектуальной собственности, теперь мы имеем об этом весьма четкое представление. В последний день у нас был финальный комплексный экзамен в очень интересной форме. Нам предстояло обнаружить поддельную продукцию, сравнить на первый взгляд одинаковые товарные знаки продуктов, найти отличия и выбрать подлинный».
По итогам проекта 46 самых прилежных активных учеников, которые успешно сдали финальный экзамен, не пропустили ни одного занятия и регулярно выполняли задания, получат специальные дипломы РГАИС, подтверждающие обучение в проекте «Интеллектуальный десант».