Иркутск в иллюминациях и фонтанах

мечтает воплотить в реальность Булат Дугаров

Комитет по городскому обустройству мэрии областного центра бывший менеджер ОАО «Иркутскэнерго» Булат Дугаров возглавил чуть больше года назад, 10 июня 2013 года. Опыта у него еще немного, но он убежден: чтобы создать для жителей по-настоящему комфортную городскую среду, нужно трудиться долгие годы. Любимый Иркутск в обозримом будущем видится ему городом с широкими перекрестками и ровными, без ям, дорогами, без пробок и заторов, с четко регулируемым дорожным движением. Городом, в котором, как часы, работают все системы жизнеобеспечения, отменно служит пассажирский транспорт, ходят специальные авто для перевозки людей с проблемным здоровьем, внедрена автоматизированная электронная система оплаты проезда. Иркутск завтрашнего, ну, или хотя бы послезавтрашнего дня в концепции заместителя мэра Дугарова — зеленый, ухоженный, со множеством уютных мест отдыха, живописных скверов, украшенных скульптурными и цветочными композициями. Главный муниципальный чиновник, отвечающий за все наши удобства, мечтает привнести в старинную Восточно-Сибирскую столицу все лучшее, что видит у соседей или в европейских мегаполисах. 

мечтает воплотить в реальность Булат Дугаров
Фото пресс-службы мэрии Иркутска

— Вот вы спрашиваете, — вступает он со мной в полемику, — отчего бы Иркутску не стать не хуже, к примеру, Бремена, где такая же численность населения? Конечно, никто не против. Но до немецких стандартов еще пахать и пахать. А я вот не так давно был в Улан-Удэ, далеко ходить не надо, полюбовался, как элегантно подсвечены все улицы центра светодиодами. Цветные нити тянутся между фонарей, опоясывают деревья. Сразу загорелся и заразил мэра этой идеей. У нас тоже будет такая красота. Световое оборудование мы начали закупать, в августе-сентябре нарядим центральные улицы. И в последующие два-три года продолжим иллюминировать город. Еще у Красноярска оценил красивую особенность — он весь в фонтанах! А это и свежесть, и радостный плеск, и динамика в городском пространстве.

— Хотите, чтобы Иркутск фонтанировал?

— Обязательно! И коммерческие предложения есть. Дело за деньгами.

— Ну, да, совсем за малым, как говорится… Где же их взять, если их нет?

— Я надеюсь, не за горами момент, когда потребность в новых детсадах будет закрыта и начнут высвобождаться ресурсы, которые мы сможем тратить на обустройство. Ну, и, конечно, надо добиваться, чтобы все предприятия, которые работают в городе, исправно платили налоги в муниципальную казну. Мы ведь желаем жить цивилизованно, комфортно, красиво. Как в упомянутом вами Бремене. А почему же тогда не заботимся о наполнении городского бюджета? Над этим вопросом мэрия работает и будет работать впредь. Надо признать, по сравнению с «нулевыми» годами «черных» и «серых» схем стало значительно меньше. И это сказывается на состоянии города. Он меняется, хорошеет на глазах. И он будет развиваться еще смелее и ярче.

— Булат Доржиевич, давайте с этой головокружительной эмпирической высоты спустимся в реальность ваших повседневных забот. Чем наполнен нынешний летний сезон — время страды на поприще обустройства?

— Фронт работ огромный, дорог каждый летний день. Горожане видят, что дорожные рабочие, строители, все, кто заняты уличными работами, вкалывают дотемна. Вот буквально на днях открылось движение по улице Радищева, где сделан качественный капитальный ремонт на 147,7 млн рублей. Полностью в соответствии с грамотными современными методами. Все ругают иркутские дороги. Да ведь они капремонтов не видели вплоть до 2008 года, все было крайне запущенно. Практически нигде не было ни ливневки, ни лотков, то есть бордюрных камней. От этого покрытие нещадно страдало от наших суровых климатических условий. Вода, дождевая и талая, проникала под асфальт. Потом замерзала и неизбежно вспучивала поверхность. Лед, как известно, и металл может порвать. При таком положении вещей не наремонтируешься. Теперь же мы стараемся делать дорожные ремонты по-новому, применяя защитные технологии, надежные материалы. Будем презентовать Радищева — приезжайте, посмотрите. Так же будет отремонтирована улица Мира, на нее выделено почти 350 млн. Пусть потерпят жители перерытого Второго Иркутска, зато потом останутся довольны. В прошлом году мы отремонтировали проезжую часть на 2-й Железнодорожной, Ржанова, Марии Цукановой, дорогу к садоводству «Озерное». На очереди улицы Ремесленная и Напольная, работы на которых завершим уже в 2015 году. Много делается дорожных ремонтов так называемыми «большими картами» — на самых проблемных участках. Применяем армирование георешеткой, кладем двухслойное асфальтовое покрытие. Эти обширные фрагменты надежно продержатся в хорошем состоянии года три-четыре. Так отутюжены внушительные отрезки на Маяковского, на Российской. Всего в плане отремонтировать 77 объектов «большими картами» дорог и тротуаров на сумму свыше 184 млн рублей. 26 дорог и тротуаров отремонтировано в частном секторе, до конца сентября подобных объектов приведем в порядок 63. Предстоит отремонтировать 148 внутриквартальных территорий более чем на 265 млн, из них уже завершены 106.

— Кстати, как определяется очередность таких объектов? Кто решает, где благоустройство требуется безотлагательно?

— Тут мы постарались услышать, что называется, глас народа. На сайте irk.ru проводили онлайн-голосование. Люди присылали нам конкретные адреса и фотографии, мы с большим вниманием проверили поступившую информацию и большинство обозначенных нужд включили в свои планы. Многое сделано и делается по ремонту и строительству сетей уличного освещения, реконструкции и строительству инженерных коммуникаций. Всего на подготовку к зиме будет потрачено 450 млн рублей. Оснащаются навесами и урнами остановки общественного транспорта, на 11 из них с участием «Иркутскэнерго» и «Сбербанка» установлены павильоны, скамейки, офисы для кассового обслуживания горожан. В августе заключим договор на строительство контактно-кабельной сети для троллейбуса в микрорайон Университетский, который мы запустим в 2015 году.

— Какие камни преткновения на вашем поприще наиболее злостные? Нехватка финансов? Головотяпство подрядчиков?

— Вот вы сами и ответили. Бюджет скромный. Тем более, недопустимо, когда муниципальные заказы выполняются безо-бразно или не выполняются вообще. Город как заказчик тоже несет ответственность. Стараемся как можно тщательнее готовить конкурсную документацию, контролировать работы и закупки, принимать своевременные меры к халтурщикам. В прошлом году взыскали с нерадивых подрядчиков около 2 млн рублей. Двоих по нашему заявлению в антимонопольное управление внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Компания «Юмакс» прошлым летом не справилась в полном объеме со строительством детских площадок. С ней мы судимся за сорванные сроки исполнения заказа, работы продолжаются в текущем году. Идет судебная тяжба и с фирмой «Горизонт», которая занималась формовочной обрезкой деревьев на бульваре Постышева и занизила объемы работ, оставив много насаждений необрезанными. Все видели, как формально отнеслась к своей задаче фирма «Аврора Клининг», взявшаяся избавить в прошлом году Иркутск от горностаевой моли. Получив из бюджета 5 млн 200 тысяч, результата не добились. Сейчас с этим нашим горе-партнером разбираются правоохранительные органы. Нынче работал с молью «Горзеленхоз», в парках и на дорогах этого ужаса больше нет.

— Но во дворах-то мы видим жуткие тенета…

— К сожалению, в радиусе 50 метров от жилых домов, а тем более детсадов, школ и прочих посещаемых объектов обрабатывать деревья средством «Актеллик» нельзя, оно очень токсично.

— Большие страдания приносит иркутянам ремонт Иркутного моста, который ведется второй год.

— В прошлом году мы отремонтировали тротуарную часть, а нынче обновляем проезжую. Строго следим за сроками. Работы ведутся четко по графику. Окончания ждать недолго.

— В распоряжении мэрии десять муниципальных предприятий: «Водоканал», «Иркутскавтодор», «Горзеленхоз», Спецавтохозяйство и другие. Как городская власть может повысить эффективность их деятельности?

— У МУПов немало проблем, им, по сравнению со «свободными» участниками рынка, приходится нелегко. Они неукоснительно соблюдают все законы, платят налоги, не применяют серых зарплатных схем, не создают фирмы-однодневки, исключаются из торгов, где участвуют только представители среднего и малого бизнеса. Чтобы их работа была более успешной и рентабельной, мы решили ввести для муниципальных предприятий новую систему планирования — на год, но в помесячном режиме, с регулярными отчетами в наш комитет. Еще разработаем и внедрим систему ключевых показателей эффективности. Юридическая служба комитета поможет в грамотной реализации закупок, научит применять различные варианты оптимизации налогообложения. В общем, будем всячески поддерживать наши МУПы — оплот городского хозяйства, у них большие нагрузки на службе населению.

— Есть ли взаимопонимание в вопросах городского обустройства с управляющими компаниями? Всегда ли они учитывают интересы жильцов? Есть ли спорные моменты, как они решаются?

— В Иркутске 47 управляющих компаний. За исключением ЗАО «Восточное управление ЖКС», где учредитель — администрация города, все они частные. Выстраивать с ними диалог, так или иначе, приходится: по вопросам подготовки к отопительному сезону, капитального ремонта многоквартирных домов, благоустройства придомовых территорий. В большей части это полномочия комитетов по управлению округами, а не комитета по обустройству. Ну, и стоит, наконец, всем нам уяснить, что УК — это наемная команда собственников жилья. И очень важно самим жильцам учиться спрашивать с управляющих компаний, доносить до них свои нужды и претензии, добиваться реализации своих прав. Ведь если мы делаем ремонт у себя дома и приглашаем рабочих, то никого стороннего не привлекаем к контролю и переговорам. Так и в отношениях с УК пора привыкать вести себя по-хозяйски, объединяться, проявлять инициативу и ответственность. Когда права жильцов нарушаются управляющими компаниями, администрация города вправе вмешаться и провести открытый конкурс по выбору новой эксплуатационной организации. Скоро, уже с сентября 2014 года, вступит в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ, куда включено требование об обязательном лицензировании управляющих компаний, о прохождении их руководителями квалификационных экзаменов. Думаю, порядка в сфере управления жилым фондом станет больше и рычагов влияния на нее тоже.

— Иркутск традиционно признается грязным городом. Это обидно. Харизма у областного центра определенно есть, а захламленность, неряшливость портит все обаяние.

— Ну, во-первых, я считаю, что миф о грязном Иркутске устаревает на глазах. Город становится чище. С приходом на городское руководство Виктора Кондрашова стали регулярно убирать дороги, значительно увеличилось количество контейнерных площадок, проводятся два санитарных месячника — осенью и весной. Конечно, хвастать рано, надо добиваться большего. И тут никак не преуспеть, пока не поменяется менталитет людей. Самим горожанам хорошо бы привыкнуть заботиться о чистоте на улицах, у своего родного подъезда, в местах отдыха. Большую проблему создают безответственные строительные организации, которые оставляют после себя бог знает что или в лучшем случае сваливают весь бутор в близлежащей роще. К чести горожан, многие из них стали звонить нам и сигналить о тех, кто устраивает несанкционированные свалки, сообщать номера машин, называть адреса. Когда удается найти нарушителей, мы их штрафуем. Иркутск — наш общий дом, город с богатой историей, с яркой интеллектуальной и культурной аурой, он заслуживает бережного, любовного отношения к себе. Главное, чтобы исчезла «разруха в головах», проснулось самоуважение у людей. Тогда и бременские стандарты станут ближе, доступнее, реальнее. Я верю в то, что Иркутск будет молодеть и хорошеть, становиться удобным и приветливым для проживания. И я счастлив, что могу служить делу воплощения этой благородной задачи. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру