Генеральный директор ООО «ВЭБ Инжиниринг» Дмитрий Шейбе опроверг критические заявления ученых Приангарья о неэффективности проекта ликвидации отходов Байкальского ЦБК и рекультивации территории, который предполагает омоноличивание шлам-карт. Как заявил Дмитрий Шейбе сегодня, 13 мая, «МК Байкал», специалисты «ВЭБ Инжиниринга» изучили несколько вариантов ликвидации и рекультивации и пришли к выводу, что омоноличивание является наиболее выгодным методом с разных точек зрения — экологической, практической, экономической.
«Данная технология апробирована не десятки, а сотни раз. Таким образом утилизировались шламовые остатки металлургических, радиоактивных, ядерных производств, лакокрасочной промышленности. Особенно широко она применялась для ликвидации отходов буровых растворов, — сообщил Дмитрий Шейбе. — Конечно, можно было высушить лигнин и сжечь. Но дело в том, что сжигать можно чистый лигнин, а в данном случае он отравлен хлором и серой. А самая страшная вещь при сжигании хлорсодержащих отходов — это диоксины, канцероген, вызывающий онкологию. Более того, в 6,2 млн тонн накопленных в шлам-картах отходов лигнин в сухом остатке составляет всего 15%, и высушивать его можно до бесконечности. На сушку будет затрачено колоссальное количество энергии. Поэтому выбран другой путь».
Предполагается, что резервуары, в которых хранится смешанный с водой шлам-лигнин, будут поделены на отдельные отсеки. Поочередно из каждого сегмента хранящуюся там массу будут извлекать, и отделять воду от отходов. После этого вода должна быть очищена и сброшена в Байкал. Оставшиеся отходы предлагается смешивать с известью, золой и определенными добавками, которые в результате химической реакции превратятся в монолитный блок, не размываемый водой. После этого блоки снова захоронят в резервуары, сверху будут уложены изолирующие материалы, а затем слой почвы.
По прогнозам авторов проекта, при омоноличивании шлам-лигнина произойдет герметизация содержащихся в нем вредных веществ, и за 70–100 лет отходы превратятся в плодородно-минеральный слой и нейтральный для окружающей среды материал.
На замечания иркутских ученых о том, откуда взять столько грунта для покрытия омоноличенных шлам-накопителей и можно ли будет потом на нем выращивать растения, которые будут безопасны, Дмитрий Шейбе заявил, что это проблемы не составляет.
«Максимум необходимо 1,2 млн кубов земли. Еще порядка 300 тыс. тонн коры можно подмешать. Я думаю, что мы привлечем к процессу местных почвоведов, которые без труда составят композиционный слой из экономически приемлемых источников, — убежден Дмитрий Шейбе. — Только по дороге в Байкальск находится три или четыре карьера с разным составом почв. Можно создать самый что ни на есть подходящий состав. Это элементарная задача».
Кроме того, представитель ВЭБа опроверг заявления иркутского экспертного сообщества о том, что очистные Байкальского ЦБК, которые предполагается задействовать в процессе ликвидации отходов, находятся в нерабочем состоянии. По его словам, объект, безусловно, изношен, но очистные сооружения работают и будут отремонтированы, чтобы их ресурса хватило на нейтрализацию накопленных 2 млн тонн надшламовой воды.
В соответствии с проектом работы по ликвидации отходов БЦБК будут носить сезонный характер, проводиться с мая по октябрь в течение ближайших пяти лет. Всего предстоит переработать 6,2 млн тонн шлам-лигнина и золошлаков.
По словам Дмитрия Шейбе, при разработке проекта ликвидации отходов и рекультивации территории «ВЭБ Инжиниринг» консультировался с немецкими учеными, потому что они имеют большой опыт в подобных вещах. К работам в Байкальске также будет привлекаться соответствующая техника из Германии. При этом представитель ВЭБа утверждает, что обучиться работе с нею без труда смогут бывшие работники комбината, которых планируется задействовать в этом процессе.
Как сообщал «МК Байкал», Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат находится в стадии ликвидации. Решение о его закрытии принято на федеральном уровне. В сентябре прошлого года на предприятии прекратили варку целлюлозы.
Накануне, 12 мая, на публичных слушаниях в Байкальске по материалам оценки воздействия мероприятий ликвидации на окружающую среду руководитель Лимнологического института РАН, академик Михаил Грачев назвал проект «ВЭБ Инжиниринга» фикцией. По его мнению, в нем нет никаких эффективных мероприятий по ликвидации накопленных отходов и восстановлению территории, на которой они хранятся.