— Сейчас очень много говорят о том, что надо из людей воспитывать собственников жилья. Этот новый закон как раз можно было использовать, чтобы объяснять владельцам квартир их права и обязанности, но никто этого не сделал, — подчеркнул Валерий Лукин на встрече с представителями товариществ собственников жилья. — Несмотря на все рекомендации, никакого публичного обсуждения законопроекта не было. Вместо этого людей обязали за месяц принять самостоятельное решение о форме управления собранными средствами. В то время как сами разработчики законопроекта нарушили установленные федеральным законом предписания, и в итоге региональный закон был принят на девять месяцев позднее положенного.
Два месяца на раздумья
В настоящее время капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в соответствии с федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», принятым в 2007 году. По этому закону основная часть средств на ремонт поступает в регионы из федерального бюджета, а именно из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Собственники жилья также материально участвуют в капитальном ремонте, но их доля софинансирования составляет лишь 5%.
С лета этого года все финансовое бремя ляжет на плечи жильцов. Федеральный закон, который устанавливает новую схему, был принят в декабре 2012 года, а соответствующий региональный в декабре 2013 года. Вслед за ним в марте этого года в Приангарье была утверждена и долгосрочная программа, рассчитанная на 30 лет, с перечнем жилых зданий, в которых будет проведен капремонт. Всего в список вошли 14,7 тыс. домов.
Согласно закону существует два способа сбора средств на капитальный ремонт. В частности, средствами могут распоряжаться ТСЖ, ЖСК или ЖК, которые должны будут открыть специальный счет в банке. Туда будут поступать взносы жильцов. Второй вариант — доверить средства региональному оператору, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, который также должен создать отдельный спецсчет для каждого дома. Решение о выборе управления средствами должно быть принято собранием собственников жилья до 1 июня этого года.
Жителям дали всего два месяца на то, чтобы провести собрания и сделать выбор. Если в апреле они не собрались сами, в мае организовать собрания должна администрация муниципального образования. В случае если за два эти месяца жильцы так и не примут решение, управление средствами за конкретный дом автоматически ложится на регионального оператора. По данным администрации Иркутска, самостоятельно провели собрания в апреле около 100 домов из 5 тыс., то есть 2%. Теперь за оставшийся отрезок мая собрания должны быть проведены в 98% домов.
— Далеко не все были извещены о том, что в короткие сроки нужно провести собрание по способу формирования фонда, — жалуется председатель ТСЖ «Феникс» в Октябрьском районе Иркутска Андрей Черных. — Конечно, про закон мы все знали, потому что разработка его велась давно, но о том, когда он вступает в силу, какие конкретно обязанности он возлагает на собственников жилья, городская администрация нас не уведомляла. Когда же я сам позвонил в администрацию, мне еще и нахамили. А многие жильцы ведь вообще ничего не знают о новом законе, который касается каждого.
Отсутствие точной информации и «инструкций» — проблема отнюдь не надуманная. В апреле в Саянске прошел митинг против нового закона о капитальном ремонте, в котором приняли участие 2,5 тыс. человек, которые также заявляли об отсутствии ясности и просили перенести сроки реализации закона на конец года.
По словам руководителя саморегулируемой организации «Содружество ЖКХ», в которую входит большинство управляющих компаний Иркутска, Михаила Дамешека, ответственными за информирование населения являются органы местного самоуправления. «Совместно с министерством жилищной политики мы проводили онлайн-семинары, в которых мог участвовать любой желающий. Но, безусловно, мы понимаем, что посетители сайта — это только отдельный сегмент всей аудитории, — рассказал он. — Но у нас нет обязанностей и полномочий поквартирно обходить каждого жильца и рассказывать ему новый закон, или класть в каждый почтовый ящик разъяснительные листовки, или клеить объявления в подъезде об этом».
В пресс-службе городской администрации, в свою очередь, пояснили, что осуществлять поквартирный обход силами мэрии или управляющих компаний невыполнимо физически. «Вообще здесь сказывается инертность населения, — переложили в пресс-службе ответственность на жителей. — Люди плохо самоорганизуются, и можно сколько угодно уведомлять их об изменениях или о проведении собраний, они все равно на них не ходят».
Подвох на каждом шагу
Впрочем, иногда даже вездесущие граждане оказываются в тупике. Разузнав, казалось бы, все нюансы нового закона, они попадаются в его ловушку. «Мы готовились к принятию закона, следили за всеми новостями и приобретали методички. В итоге провели собрание еще 31 января. Однако в администрации города протокол собрания у меня не принимают, потому что провести его надо было именно в апреле. И что, мне теперь снова проделывать эту работу?» — разводит руками председатель иркутского ТСЖ «Солнце» Александр Зырянов.
Не нравится гражданам и схема распределения средств, которые собственники будут собирать на капремонт. Так, взносы будут делать даже те жители, ремонт в домах которых в ближайшее время не предполагается. Списки запланированных к ремонту домов, кстати, будут составляться министерством жилищной политики на каждые пять лет, в первую очередь работы станут проводить в наиболее нуждающихся в этом зданиях. Региональный оператор, управляя счетами каждого дома, может заимствовать накопления одного здания для ремонта другого с условием возврата. По мнению председателя ТСЖ «Феникс» Андрея Черных, те жильцы, которые будут кредитовать другие дома, должны получить гарантию индексации своих накоплений. Ведь пока программа капитального ремонта дойдет до их дома, часть сбережений съест инфляция.
— Многие люди всерьез считают, что данный закон был создан как своеобразный механизм дешевого кредитования банковской системы и инструмент для трудоустройства на высокие посты подрастающих детей чиновников, — говорит Андрей Черных. — Я согласен с тем, что должен быть общий оператор, который аккумулирует средства. Но ведь в банке эти деньги не будут лежать мертвым грузом, они будут «прокручиваться», и банк на них будет зарабатывать. Почему бы не предусмотреть такой же механизм и для граждан? Должна быть гарантирована ежегодная индексация накоплений. Тогда люди, которые собирают средства на перспективу и кредитуют тех, кому ремонт нужен срочно, будут знать, что их средства защищены и не обесценятся со временем.
Между тем определение очередности проведения ремонта в многоквартирных домах также вызывает у собственников недоумение. «Наряду с такими критериями, как износ дома, почему-то существует требование о существовании совета дома. Каким образом это влияет на необходимость проведения ремонта? — возмущен Александр Зырянов. — На мой взгляд, определять необходимость ремонта дома можно только на основе обследования фактического состояния здания, которое должна проводить некоммерческая структура, то есть служба государственного жилищного и строительного надзора».
По мнению Уполномоченного Валерия Лукина, необходимо скорректировать и перечень работ, которые будут проводиться за счет собранных гражданами средств. «По нашему региональному закону в плату включены работы по благоустройству территории, — рассказал омбудсмен. — Но ведь межевание участков и соответственно определение их границ почти нигде не было проведено. А там, где определены, границы участков проходят по отмостке. Территории нет. Тогда о благоустройстве чего идет речь?»
Кроме того, по информации Уполномоченного, муниципальные образования, которые также являются собственниками квартир и обязаны будут платить взносы на капитальный ремонт, до сих пор не предусмотрели в своих бюджетах средств на это. При этом многие из них являются дотационными территориями, и найти дополнительные деньги в кратчайшие сроки для них может быть проблематично.
По словам Валерия Лукина, на основе претензий, озвученных собственниками жилья в многоквартирных домах, он уже сформулировал предложения в органы власти для принятия поправок в региональный закон. Поправки омбудсмена внесены в областное Заксобрание.
Настойчивость — залог успеха
Тем временем губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко в беседе с корреспондентом «МК Байкал» выразил готовность региональной власти внести поправки в законодательство. При этом он отметил, что успешный исход процесса законотворчества зависит от того, насколько граждане настойчивы в своем стремлении изменить жизнь к лучшему, привлекать к этому все возможные стороны, доказывать необходимость преобразований и самим выдвигать предложения, а не просто где-то собираться узким кругом и кулуарно осуждать власть за желание запустить руку в карман населению.
— В сфере ЖХК, на мой взгляд, вообще довольных быть не может. И торопиться с принятием законов здесь не стоит. Да, мы с опозданием приняли региональный закон, но это только первый этап преобразований в области ЖКХ, и мы всегда можем выйти с поправками, если кого-то он не устраивает, — сказал губернатор. — Если инициативные группы жителей докажут, что необходимо увеличить срок, в течение которого они должны выбрать способ управления их средствами, предназначенными для капитального ремонта, мы внесем поправки.