Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова» под руководством Галины Солуяновой занимается сохранением культурного наследия. Благодаря кропотливому труду, титаническим усилиям и безграничной любви к своему делу культурный центр процветает и является связующим звеном настоящего и недалекого прошлого нашей сибирской земли, позволяет погрузиться в атмосферу творчества, необыкновенности и, конечно, красоты, оставляя за дверью обыденность и уныние.
— Галина Анатольевна, на протяжении долгого времени вам удается поддерживать общественный интерес к личности Вампилова. Казалось, за это время вы уже должны были заучить его биографию наизусть и относиться более спокойно к наследию классика, но ваши пламенные монологи свидетельствуют об обратном. Что помогает с таким первозданным интересом относиться к его творчеству?
— Начнем с того, что я профессионально этому обучена, ведь человек, который пришел меня слушать, не виноват, что я говорю об этом уже в тысячу первый раз, для него я должна говорить словно впервые. Я не фальшивлю, просто отстраняюсь от предыдущей тысячи. Это российская театральная школа научила проживать меня так, чтобы зритель, услышавший или увидевший меня сейчас, захотел прийти и на следующие спектакли. У меня параллель с театром, ведь по первому образованию я актриса. Мои мастера учили меня, четырнадцатилетнюю девочку, что нельзя произносить ни одного слова, в значение которого не веришь, тогда ты и будешь выкладываться на полную, и говорить как в первый раз. Сейчас мы живем сухо и куцо, особо не растрачиваемся. А нужно эмоционально и чувственно себя воспитывать, иначе вы не останетесь в памяти, будете пустыми и безынтересными.
— Наверное, немаловажно и кто с вами работает, ваша команда. Очевидно, что вас окружают люди неравнодушные и заинтересованные. Где вы их находите? Ведь к Вампилову должен привести собственный зов сердца.
— Я их сама выбираю! У меня действительно очень интересный коллектив. Выбирая того или иного человека, я сразу предупреждаю о высоких требованиях. Я очень эмоциональна, со мной непросто. Когда сутками находишься рядом с человеком, у которого температура 42 градуса всегда держится от его наполненности, естественно, становится тяжело. Аура ведь распространяется на окружающих тебя людей. Также я сразу говорю, что нужно быть на все руки мастером: не стесняться полы помыть, мы ведь учреждение культуры и не можем ждать вечернего прихода уборщицы. Наша задача — создать для людей, которые приходят к нам в течение дня, атмосферу красоты. А красота — это чистые полы, заполненные стены, цветы в узорчатых горшочках на подоконниках и сами люди, которые красивы своей лучезарной душой. Эта лучинка все время должна поддерживаться и чем-то подпитываться.
Я делаю ставку на молодежь. Мне хочется успеть передать все свое напряжение, я ведь не всегда буду директором. А они многого еще не понимают, их приходится учить, зарождать в этом пропущенном поколении лучинку, поэтому было условие, что ребята должны ходить на спектакли, смотреть фильмы, знакомиться с классическими произведениями, посещать выставки. В Доме драматурга должен чувствоваться естественный эмоциональный микроклимат творчества и вдохновения, это не всякое учреждение, здесь должна быть художественная правда. В оформлении, поведении, происходящих событиях. У нас даже планерки проходят в нестандартном формате. Бывает, читаем стихи или прозаические отрывки. В общем, задаем настрой на целый день. Очень важно, чтобы люди к нам возвращались или хранили память о нашем центре. Кто-то возьмет внешний облик, сугубо наш интерьер, а для кого-то в моем слове о Вампилове какая-то мысль проявится и станет той самой лучиной.
У нас бывают редкие разногласия, но наш коллектив все-таки слажен и дружен. Сегодня мы будем играть 15-й юбилейный спектакль «Мне подменили жизнь» по поэзии Анны Ахматовой. Побывав на этом спектакле, можно будет понять, как работает наш коллектив. У нас нет кассиров, гардеробщиц, мы делаем все сами: встречаем публику, помогаем раздеться, рассаживаем, мы с ними общаемся, а это очень важно.
Я с любовью и нежностью уже столько лет иду на свою службу. Да, для меня это не работа, а служение. Мои учителя привили мне, что нельзя в театре работать, в театре надо служить. Обычную работу закончил в шесть часов и ушел домой, тут все иначе.
— А какими людьми вы себя окружаете помимо вашего коллектива? В повседневной жизни, к примеру.
— Одно могу сказать точно, я не люблю окружать себя людьми с бытовым мышлением. К счастью, я уже имею возможность выбирать свой круг общения. Я люблю людей беспокойных и талантливых, мне с ними хорошо. Я все время вглядываюсь в жизнь. Когда в 14 лет я приехала из деревни, я обращала внимание на каждую мелочь, как люди одеваются, говорят, как ведут себя с другими. У меня была приятельница, которая каждое утро перед выходом детально продумывала свой гардероб. От ее внешнего вида рождалось ощущение праздника. Женщина, независимо от возраста, должна каждый свой выход в люди продумывать. А когда я вижу, что человеку все равно, как сегодня вышел, он такой небрежный и тусклый, то и поступки его будут такими же. Это большая часть людей, они живут, не интересуясь ничем, ограничиваясь потребностями в плотских удовольствиях, а это далеко не главное.
Мне многие говорят: «Ты создала здесь такой обетованный уголок, а за его пределами все плохо!» Я знаю, как там плохо. Но я хочу, чтобы здесь жила красота, чтобы здесь люди любили друг друга не наигранно, а искренне.
На работу я прихожу раньше своих сотрудников и часто стараюсь радовать их небольшими подарками. По утрам на рабочие столы я кладу яблочко, мандаринку или забавные сувениры, и порой они отвечают мне тем же. Ты отдаешь, и ты получаешь, а когда ты не отдашь, ты и не получишь. Человек должен чувствовать обратную связь. На любое поздравление я отвечу, пусть коротенько, но отвечу, а подаренную книгу, которую ввиду нехватки времени не могу пока прочесть, обязательно пролистаю и отзовусь хотя бы парой строчек. Человек же думал, выбирал, и как же никакого ответа? Так нельзя. Нужно быть внимательным. Я уверена, что даже благодаря маленьким благим делам мы помогаем развиваться цветочкам добра, которые нас окружают. Люди запоминают добро и потом с объятиями тебя встречают.
Я где-то читала, что любовь — это распахнутые руки. Я сама так живу. Так жить вкусно.
— Мы отметили великий День Победы! Как вы относитесь к этому празднику?
— Для меня это самый лучший праздник! Самый светлый, со слезами на глазах! Это не сравнится с твоим днем рождения, с Новым годом, 8 Марта или 23 февраля. Из всего перечня праздников на первом месте у меня стоит 9 Мая. Даже если по какой-либо причине я не смогла выехать к вечному огню, я у себя, в Солнечном, с утра возложу цветы к подножию памятника Георгию Жукову. Это не ритуал, а знак признательности всем тем, кто героически погиб, сражаясь за наше светлое будущее. В спектакле по поэзии Анны Ахматовой есть очень серьезный военный блок. К каждому выступлению я основательно готовлюсь, но именно стихи, посвященные войне, мне бы хотелось прочесть с особым чувством. Это большая честь — представлять творения великой поэтессы.
Изучая творчество Анны Андреевны, я нахожу точки соприкосновения. Я внутренне шла к ней всю жизнь. Я уверена, что есть единая мировая душа, и когда ты сладостно моменты неотъемлемой причастности и преемственности ловишь, то понимаешь, что человек приходит в эту жизнь не только ради того, чтобы уйти. Я придумала свою короткую формулу: «Жизнь — это дорога к смерти». А вот как ты по этой дороге идешь и что после себя оставишь, представляет собой истинную ценность.