Ядерные встряски

лихорадят Ангарский электролизный химкомбинат накануне предвыборной кампании

Представители Общественной палаты Ангарского муниципального образования обратились к губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко с просьбой вмешаться в ситуацию на Ангарском электролизном химическом комбинате (АЭХК), которому, по их мнению, грозит закрытие. Руководство завода в ноябре прошлого года уже опровергало слухи о ликвидации предприятия, поясняя, что существуют планы по закрытию одного из производств АЭХК — сублиматного — и его замене другим — неядерным, но, тем не менее, в Ангарске началась паника. Впрочем, губернатор и руководство АЭХК считают, что жители города стали предметом манипуляций политических сил, и ситуация намеренно ими подогревается в преддверии выборов в Законодательное собрание региона, которые состоятся 8 сентября этого года.

лихорадят Ангарский электролизный химкомбинат накануне предвыборной кампании

— Острые социальные темы всегда муссируются перед выборами, в частности, поползшие слухи о моей отставке, это стандартные вещи, — заявил Сергей Ерощенко. — АЭХК — любимая спекулятивная тема одного из депутатов — Юрия Фалейчика. Вот с него и надо спрашивать, кто его к таким заявлениям побуждал и на каких основаниях он это делает.

Губернатор отметил, что встретится с представителями общественной палаты АМО и, показав им соглашение между Иркутской областью и топливной компанией Росатома «ТВЭЛ» — собственником комбината, докажет, что никакое закрытие ему не грозит. Губернатор пояснил, что в настоящий момент прорабатывается вопрос по поводу оптимизации одного из производств комбината, на котором уже устарели технологии и поэтому при производстве возможны нарушения экологических норм, но оно занимает не более 5% от работы всего производства.

Между тем общественные волнения по поводу закрытия АЭХК, основанного в 1954 году, начались в Ангарске в ноябре прошлого года. Тогда появилась информация о том, что государственная корпорация «Росатом» приняла решение о разработке инвестиционного проекта по строительству сублиматного завода в Северске, согласно которому к 2016 году планируется закрытие аналогичного производства на Ангарском электролизном химическом комбинате, где сейчас работает 350 человек.

Всего на АЭХК два основных производства — сублиматное (по производству гексафторида урана) и разделительное, которое занимается обогащением урана. В 2007 году на базе АЭХК был создан международный центр по обогащению урана (МЦОУ), что вызвало протест в среде экологов, опасавшихся превращения Ангарска в ядерную помойку, и даже обернулось трагедией. В июле того года группа из 20 парней напала на лагерь пикетирующих экологов, в результате чего один из избитых противников МЦОУ — Илья Бородаенко — погиб.

Генеральный директор АЭХК Юрий Гернер, отвечая на вопросы интернет-пользователей в ходе онлайн-конференции на одном из популярных ангарских сайтов, сообщил, что сейчас на складе размещено 120 тонн низкообогащенного урана, достаточного для перезагрузки двух атомных реакторов большой мощности. «МЦОУ — гарантия доступа любого государства к ядерным материалам для нужд атомной энергетики при сохранении режима нераспространения, — говорит Гернер. — Решение о доступе к получению ядерного топлива из запаса принимает Совет управляющих МАГАТЭ, МЦОУ гарантирует стабильность таких поставок, МАГАТЭ — строгий учет и контроль за движением ядерного материала. У России в рамках этой деятельности есть обязательства перед мировым сообществом».

Поползшие в ноябре слухи о закрытии завода руководство АЭХК тогда развеяло. Во-первых, как пояснили в пресс-службе АЭХК, еще не принято окончательное решение о строительстве завода в Северске, во-вторых, если эти планы перейдут в практическую плоскость, на Ангарском предприятии сублиматное производство будет заменено другим. В частности озвучивалось, что от АЭХК подана инвестиционная заявка на создание производства криолитов, получаемых в результате переработки отходов алюминиевых заводов, с выпуском фторидов алюминия.

Кроме того, в стадии разработки находится проект создания производства искусственных кристаллов кварца. Это совместный проект с немецкой компанией «Ксилл». Еще одно направление развития — производство пентоксидов тантала и ниобия. Это совместная разработка с ЗАО «Техноинвест Альянс». Поскольку ниобий используется в металлургии при изготовлении труб для обеспечения их коррозийной стойкости и долговечности, то продукт однозначно будет востребован.

Как отметили в пресс-службе, компания «ТВЭЛ» готова участвовать в развитии новых проектов и развертывании неурановых производств, а также оказать поддержку за счет всех возможных источников финансирования при условии их экономической рентабельности.

Между тем создание нового конверсионного центра в Северске разрабатывается с 2009 года, в соответствии со всеми требованиями данный вопрос прошел экспертизу и обоснование инвестиций.

— Северск занимает самую подходящую позицию для строительства нового конверсионного центра, экономические и логистические преимущества, обладает огромным конверсионным потенциалом и, с точки зрения логистики, является наиболее выгодной площадкой. Поэтому принято решение о концентрации сублиматных мощностей в Северске, — пояснили в пресс-службе АЭХК. — Такая корректировка позиций связана, прежде всего, с изменениями на международном рынке. С 2009 года снизилась динамика производства и потребления атомной энергии, следовательно, назрели изменения и в стратегии дивизионов атомпрома.

Несмотря на все заверения, в январе по Ангарску вновь прокатились волнения по поводу закрытия АЭХК, фактически переросшие в панику. Члены общественной палаты АМО даже написали открытое обращение к губернатору, в котором указали, что динамика положения дел на АЭХК свидетельствует о приближении закрытия градообразующего предприятия. По их мнению, сособственники завода, прикрываясь оптимизацией производства, доводят его до банкротства.

— Динамика загрузки конверсионных мощностей предприятий, входящих в контур ОАО «ТВЭЛ», с 2009 по 2013 год четко свидетельствует о перераспределении производственной программы: мощности ОАО «АЭХК» снижаются с 43 до 26%. Это в корне противоречит содержанию заявлений руководства топливной компании о том, что лучший по показателям эффективности комбинат будет получать преимущество на размещение заказов по основной деятельности, — говорится в письме общественников. — На самом деле складывается диаметрально противоположная ситуация: снижение загрузки по тетрафториду урана, отсутствие контрактов на переработку оксидов урана и зафиксированная цена предела приведут АЭХК в состояние искусственного банкротства еще к 2014 году.

Как говорится в обращении, «численность работающих сотрудников на основном производстве комбината за последние годы резко сократилась: с 5 тыс. в 2009 году до 1,5 тыс. в 2012 году. Сокращение рабочих мест ведет к уменьшению объема налогов, которые предприятие выплачивает в бюджет Ангарского района. Так, в 2009 году АЭХК перечислил 92 млн рублей, в 2012 году эта цифра снизилась до 64,5 млн рублей. В целом же за этот период отчисления АЭХК в бюджеты всех уровней снизились на 200 млн рублей. За это же время в два раза снизились налоги на прибыль самого предприятия».

По словам депутата иркутского Заксобрания Юрия Фалейчика, еще в ноябре прошлого года представители компании ТВЭЛ декларировали, что не собираются заниматься созданием замещающих производств на АЭХК. «По крайней мере, из публичных заявлений было понятно, что ТВЭЛ предложил решить этот вопрос комбинату самостоятельно, — говорит Юрий Фалейчик. — Сегодня же мне известно, что при Росатоме будет создана рабочая группа, которая займется проблемами ангарского предприятия. Можно констатировать, что процесс взаимоотношений с корпорацией хоть и не очень конструирован — он идет через прессу, письма, обращения, но то, что нас на том конце слышат, это хороший знак».

По мнению Юрия Фалейчика, остановить процесс строительства завода в Северске уже невозможно, но и на АЭХК закрывать производства нельзя. «Это противоречит генеральному курсу государства на развитие промышленности и создание новых рабочих мест, — говорит парламентарий. — Планы Ростатома необходимо скорректировать. Если судьба сублиматного производства АЭХК предрешена, то нужно инвестировать в развитие этого предприятия, привлекать, возможно, даже государственные средства. Но это нужно делать до закрытия сублиматного производства».

Между тем, директор предприятия Юрий Гернер настаивает на том, что речи «о закрытии комбината нет, и не может быть». «Не надо путать такие понятия, как закрытие производства и его перепрофилирование, — подчеркивает он. — Перепрофилирование сублиматного производства никоим образом не скажется на судьбе разделительного. Оно будет работать столько, на сколько рассчитан ресурс работы газовых центрифуг, а последний каскад мы установили в позапрошлом году. Эти центрифуги будут работать порядка 20—30 лет. Комбинат направляет ресурсы на создание новых производств с целью замещения выбывающих мощностей сублиматного производства. Планов по сокращению персонала нет. Есть планы по привлечению работников сублиматного производства в реализацию новых проектов. Наша заявка на разработку технологии получения оксидов ниобия и тантала из колумбитовых концентратов месторождения «Зашихинское» была одобрено на инвестиционном комитете ТК «ТВЭЛ». Реализовать проект планируется в ближайшие два года».

По словам Юрия Гернера, всего у АЭХК сформированы предложения по неядерным проектам на общую сумму 3,8 млрд рублей, пять заявок было подано в инвестиционный комитет ТВЭЛа еще в прошлом году, финансирование четырех получило одобрение: по созданию производства криолитсодержащих отходов, кристаллов искусственного кварца, реализации проекта «Кедр» — перевод в безопасную форму хранения обедненного гексафторида урана, и разработка технологии получения оксидов ниобия и тантала из колумбитовых концентратов месторождения «Зашихинское». Всего на проведение первого этапа работ по их реализации предусмотрено около одного миллиарда рублей. Финансирование проектов начнется уже в этом году после утверждения на инвестиционном комитете «Росатома».

— Кому-то выгодно представлять будущее комбината в мрачном, бесперспективном свете. Особенно такая потребность у людей возникает в период предвыборных кампаний, — говорит Гернер. — Я и специалисты АЭХК этих настроений не разделяем. Мы четко понимаем, куда и зачем идем. У нас есть планы, подкрепленные финансированием со стороны госкорпорации. И никакие пессимисты не смогут повлиять на их реализацию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру