— Такие ситуации возникали всегда. Во все времена люди, которые впереди, больше знают, интереснее живут, предлагают нестандартные вещи, вызывали и вызывают раздражение у людей, не обремененных интеллектом. Но такие ситуации, как эта, дают возможность продвинуть бандитские идеи и взгляды, тем более, если они остаются безнаказанными, — считает руководитель молодежного благотворительного фонда «Возрождение земли сибирской», эксперт Общественной палаты Иркутской области Елена Творогова. — Нельзя допускать, чтобы инцидент в «Модном квартале» стал поводом для других агрессивно настроенных масс. Здесь должно быть прямое наказание, и важно, чтобы полиция сразу задержала этих молодчиков. И привлекать их надо, скорее, даже не за мелкое хулиганство, а за разжигание национальной розни. Ведь ребята были одеты в костюмы другой национальности, вели себя иначе, разговаривали на другом языке, тем самым представляли, можно сказать, другой народ и другую культуру. И агрессия, скорее всего, была направлена именно на это.
Особую тревогу вызывает тот факт, что инцидент произошел в столичном Иркутске, а не, к примеру, в «бандитском» Братске, не уступающем ему Ангарске, шахтерском Черемхово или депрессивном Тулуне. Драка, в которой на немногочисленную группу ребят из языковой школы нападала, судя по всему, хорошо сплоченная компания, в разы превосходящая по численности, случилась в исторической «Иркутской слободе» на площади у торгового центра «Модный квартал» в воскресенье 23 марта, около 20.00 часов. По словам очевидцев, молодежь в зеленой одежде, которая участвовала во флэшмобе, сидела в торговом центре в кафе и ела выигранный на этом мероприятии торт, когда к ним подошла группа молодых ребят из категории, предпочитающих кепочки и трико. Эти молодчики попросили угостить их тортом и явно нарывались на конфликт. Ребята из языковой школы согласились на предложение «выйти поговорить». Но за пределами здания их ждала уже толпа численностью более 20 человек таких же пацанчиков. После чего началось попросту избиение, уже совсем не по-пацански. Одна из учениц языковой школы на условиях анонимности рассказала, что серьезно пострадал один из учителей школы и еще один молодой человек.
Прибывший на место происшествия экипаж доставил в отдел полиции для дачи объяснений троих граждан. По информации пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области, на следующий день были задержаны 12 участников драки, хотя на видео, выложенном в сети Интернет, их было значительно больше. «Сотрудники отдела полиции № 7 устанавливают и принимают меры к розыску остальных участников инцидента. По предварительной информации, зачинщиками конфликта являются пятеро жителей Ленинского района, — рассказали в пресс-службе. — По предварительной причине, конфликт возник внезапно из-за неприязненных отношений. Установлено, что разногласия на бытовой почве возникли между учащимися школы иностранного языка и группой молодых людей внутри торгового центра. Для выяснения отношений обе стороны вышли на улицу, где несколько человек спровоцировали драку».
По информации полиции, для выяснения обстоятельств и бесед с доставленными работает группа сотрудников, в том числе инспекторы по делам несовершеннолетних. В ближайшее время по факту случившегося с учетом степени участия и характера причиненного ущерба будет дана процессуальная оценка.
Возмущение вызывает равнодушное и трусливое поведение большинства очевидцев. К примеру, взрослые охранники торгового центра стояли и наблюдали за происходящим со стороны.
Доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВСГАО Александр Гордин отметил, что на его взгляд, такие ситуации — это результат влияния на сознание населения массовой культуры, ориентированной на попсовые ценности. «Такое случалось и в советское время, когда рабочий класс не принимал интеллигентов, потому что эти люди не вписывались в нормы поведения контингента с низменным сознанием. Ведь они живут по-другому, интереснее, ориентированы на другие — возвышенные — ценности. Конечно, это должно раздражать тех, в основе чьего сознания лежат сиюминутные желания удовлетворения потребностей: поесть, выпить, на машине покататься. Такие люди становятся агрессивными, видя ситуацию, не вписывающуюся в их мировоззрение», — подчеркнул доцент.
По мнению Елены Твороговой, нынешняя агрессия имеет особый характер, она во многом объясняется катастрофическим социальным расслоением в обществе, и аналогии с советским периодом, когда существовали минимальные социальные гарантии, такие, как бесплатное образование и медицина, по меньшей мере, некорректны. В то время, по крайней мере, работали социальные лифты, и парень с рабочей окраины имел шансы состояться и получить признание в обществе без родственных связей и взяток. Не стоит сбрасывать со счетов и определенные антиамериканские настроения в обществе, которые тоже вставляют лыко в строку.
Александр Гордин вынужден констатировать, что большинство населения, в первую очередь молодежи подвержено влиянию массовой культуры. «Они готовы яростно демонстрировать свое недовольство жизнью, поскольку считают, что те, кто не вписываются в их нормы, и раздражают их, на самом деле, такие же животные, пытающиеся изображать что-то из себя, — отмечает доцент. — Но никогда масса не определяла дальнейшее развитие общества, его развитие всегда обеспечивали пассионарии, не похожие на других, люди. И таких людей, которым дороги утраченные в России в переходный период ценности, к счастью, становится больше»
Но, к сожалению, им за свою непохожесть приходится платить. Елена Творогова считает, что для снижения градуса агрессии необходимо срочно реанимировать культуру. Необходима большая и кропотливая работа учреждений культуры, образования, молодежной политики, СМИ. «Если не будет внятной позиции в обществе, что такие ситуации неприемлемы, мелкое на первый взгляд, бытовое хулиганство может принять и куда более изощренные и масштабные формы», — подчеркнула руководитель благотворительного фонда. Ведь согласно народной индейской притче в каждом человеке ведут борьбу два волка. Один злой, старающийся побудить в человеке зависть, ревность, эгоизм, злость, агрессию, ненависть. Другой — добрый, призывающий к миролюбию, надежности, доброте, честности. И победит тот волк, которого общество будет кормить.