Усолье в оцеплении

Власти Приангарья встали на охрану промплощадки

Власти Приангарья потребовали от собственников предприятий «Усолье-Сибирский силикон» и «Усольехимпром» усилить охрану, чтобы не допустить проникновения посторонних на промышленную площадку, на которой процесс производства поликремния прекращен, но она продолжает обеспечивать часть Усолья-Сибирского энергоресурсами. В связи с этим чиновники предупредили организаторов скончавшегося проекта по выпуску солнечного кремния о недопустимости экстренных случаев. Впрочем, сохранность площадки — это и залог появления к ней интереса у новых компаний, которые могут зайти в Усолье с более продуктивными проектами. Тем более что потенциальные инвесторы уже есть. Однако конкретные идеи относительно развития усольской промплощадки власти пока не озвучивают, опасаясь голословных заявлений, но убеждают, что как только появится какая-то определенность, непременно об этом проинформируют население. 

Власти Приангарья встали на охрану промплощадки
Фото из архива работников ОАО «Усольехимпром»

— Мы прорабатываем разные варианты. И очень важно не обмануть доверие граждан, потому что им уже столько наобещали! — отметил министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Алексей Климов в ходе визита в Усолье-Сибирское. — Сначала было большое химическое производство — свыше 10 тыс. работающих. Потом оно закрылось, и сейчас на площадке остается порядка 200 человек. С 10 тыс. до 200 человек! Это просто страшные цифры. Но мы смотрим достаточно уверенно в будущее, потому что понимаем — хуже уже некуда. Все, что могло плохого произойти, здесь произошло. Надо с этим смириться. Мы уже не можем это восстановить. Надо забыть, что здесь было.

Специальный десант

В связи с остановкой в Усолье производства поликремния по распоряжению губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко при региональном правительстве в декабре прошлого года была создана рабочая группа, которая контролирует процесс закрытия проекта, обещавшего реабилитировать усольскую промплощадку, загнувшуюся после банкротства в 2003 году «Усольехимпрома» — крупнейшего в России химкомбината. Более того, проект создания производства поликремния обещал стать прорывом на пути формирования новой отрасли российской промышленности — солнечной энергетики. Строительство высокотехнологичного производственного комплекса по выпуску поликристаллического кремния и моносилана началось в 2006 году компаниями «Усолье-Сибирский силикон» и «Усольехимпром», входящими в группу «Нитол», акционерами которой являются «Роснано» и Сбербанк России. Предполагалось, что мощность производства составит 3,3 тыс. тонн поликремния в год.

Однако завод так и не достроили. Авторы проекта посчитали нецелесообразным доводить его до ума, заявив, что этому не способствует рыночная ситуация. Дело в том, что когда проект только начинался, стоимость килограмма поликремния на «сером рынке» в 2005—2007 годах достигала 400 долларов, и это было главным преимуществом. Потом цена стала падать. В 2009—2010 годах она опустилась до 70—80 долларов, а в 2011 году вообще резко ушла вниз, что было вызвано сворачиванием большой части программ господдержки солнечной энергетики в странах-потребителях, следовательно, и с падением спроса, а также с введением в эксплуатацию большого количества конкурирующих производств на территории Китая. Когда в результате цена одного килограмма поликремния опустилась до 16-20 долларов, в США, Европе и даже самом Китае десятки когда-то успешных предприятий объявили о банкротстве. В августе прошлого года и на «Усолье-Сибирском силиконе» остановилось производство, а осенью «Роснано» решило закрыть проект по созданию первого в России масштабного комплекса по производству поликристаллического кремния в Усолье.

Виновники избежали наказания

Существует мнение о том, что до краха усольский проект довели безграмотные управленцы, не сумевшие адаптировать его к новым рыночным условиям. И жители Усолья, судя по всему, убеждены, что авторы так и не состоявшегося производства должны ответить за свои неразумные действия, которые привели к тому, что гигантские деньги были попросту пущены по ветру, а люди остались без работы. На встрече членов рабочей группы с активом города, проведенной в конце января, представителям власти был задан вопрос о том, будут ли они инициировать проверку расходования менеджерами государственных средств, выделенных на проект. На той встрече чиновники ушли от ответа, однако позже на брифинге этот вопрос повторили журналисты.

— Вы знаете, почему не последовало ответа? Потому что я себя отношу к скромным людям, а это компетенция федеральных органов власти, поэтому я промолчал, — снова пытался уйти в сторону руководитель рабочей группы, заместитель губернатора Приангарья Иван Хоменко.

— А как гражданин что вы думаете? — настаивала пресса.

— Как гражданин РФ я хочу сказать, что проекты, которые мы реализуем, надо просчитывать, видеть чуть дальше и глубже, изучать конкуренцию, мировой рынок. А вкладывать деньги, а потом, извините, говорить, что вложили в никуда, это неправильно. Надо по совести отвечать за это. Это моя позиция как гражданина, — сказал Хоменко.

Спасти, что осталось

Впрочем, рабочую группу губернатор направил в Усолье не только для того, чтобы собственники остановленных предприятий по совести обошлись с сокращаемыми работниками. Глава региона обозначил три приоритетные задачи — проконтролировать, чтобы каждый сокращенный сотрудник получил все полагающиеся выплаты и новую работу, инфраструктура промплощадки была сохранена в полном объеме и найдены другие инвесторы с более убедительными проектами.

— Позиция губернатора однозначна — на первом плане стоит человек. Губернатор подчеркнул, что ему не нужны проценты и цифры, нужно разобраться по каждому человеку, по каждой фамилии, чтобы ни один не остался за бортом, — отметил Иван Хоменко. — Что касается необходимости сохранить инфраструктуру, то на промплощадке есть энергосети, кабельные линии, здесь запитаны несколько предприятий, которые обеспечиваются горячей и холодной водой от промплощадки. И это все мы должны максимально сохранить, чтобы не потянуть цепочку последующих проблем у тех предприятий, которые завязаны в комплекс. Кроме того, оставшиеся производственные мощности должны остаться привлекательными для инвесторов.

Как утверждают члены рабочей группы, потенциальные инвесторы уже присматриваются к Усолью. По словам Алексея Климова, промплощадка, например, подходит для газохимии.

— Здесь есть достаточно энергетики, есть возможность разместить химическое производство, есть все условия, чтобы соблюсти экологические требования, — говорит министр. — Это одно из направлений. Еще одно — небольшой проект в области машиностроения. Мы его тоже сейчас рассматриваем. Как только у нас будет более подробная информация, более конкретная, мы сразу доложим.

Члены рабочей группы потребовали от собственников остановленных предприятий усилить охрану, чтобы не допустить на площадке экстренных случаев.

— Мы посетили промышленную площадку, все увидели своими глазами и жестко настаиваем на усилении охраны объекта, — сообщил «МК Байкал» Иван Хоменко. — Охрана там есть, работает система видеонаблюдения, но мы требуем усиления, чтобы исключить и мародерство, и какие-то последствия нахождения на площадке остатков химических веществ, и, конечно, нельзя допустить, чтобы часть города в силу безответственности, бесхозяйственности, в результате проникновения каких-то людей на территорию осталась без энергоресурсов.

Как отметил Иван Хоменко, задача организации дополнительной охраны на промплощадке поставлена не только перед собственниками остановленных заводов, к решению вопроса подключена и полиция. А сотрудники Ростехнадзора, также вошедшие в рабочую группу, контролируют выполнение технических и экологических требований.

Саркофаг для ртути

Правительство Иркутской области также подготовило предложения по включению в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы» мероприятий по демеркуризации выведенного из эксплуатации цеха ртутного электролиза на ООО «Усольехимпром». На эти мероприятия планируется получить федеральные деньги.

— Одна из тех задач, которые обозначил губернатор по усольской теме, это демеркуризация. Существует программа по защите озера Байкал, и данные мероприятия войдут в эту программу, — сообщил Иван Хоменко. — Мы уверены, что под этот проект будут выделены федеральные средства.

В декабре прошлого года на общественных слушаниях жители Усолья одобрили выделение городских земель для захоронения отходов цеха ртутного электролиза, который находится на промплощадке «Усольехимпрома». По итогам слушаний депутатам городской думы рекомендовано принять решение о внесении изменений в генеральный план муниципалитета, которыми предлагается перевести часть земель населенного пункта в промышленные земли.

Помимо внесения изменений в генплан города проект предполагает проведение инженерно-экологических изысканий с целью определения уровня загрязненности очага ртутного загрязнения, классификации накопленных отходов по классам опасности, обработку ртутьсодержащих отходов и захоронение в соответствии с классом опасности.

Ранее также на публичных слушаниях в Усолье-Сибирском был одобрен проект ликвидации остановленного цеха ртутного электролиза, под разрушающимся зданием которого находится 117 тонн металлической ртути. Предполагается рядом с цехом ртутного электролиза соорудить специализированный могильник из двух камер, в которые и будет произведено захоронение демонтированных конструкций в соответствии с определенной технологией и классом опасности. Сверху могильник закроют асфальтом, состояние которого будет под постоянным мониторингом для поддержания так называемого саркофага в надлежащем состоянии. Вокруг могильника и бывшего цеха ртутного электролиза планируется поставить стену из бентонитовых глин, которые исключают проникновение ртути за пределы сооружения.

Ликвидация отходов запланирована на 2015 год.

А вот каким образом будет проходить ликвидация «Усолье-Сибирского силикона» и «Усольехимпрома», решение о которой приняли в группе «Нитол», генеральный директор предприятий Валерий Ростокин пока объяснить не может.

— Мы еще не приступили к ликвидации, поэтому сейчас не могу давать какие-либо комментарии. Мы лишь разрабатываем комплекс мер буквально поквартально по удержанию стабилизации, по охране имущественного комплекса, по вопросам экологической безопасности и сохранности промплощадки, — сообщил он. — Что будет с имуществом, это вопросы к собственникам, когда будут уже приниматься какие-то решения. Сейчас также не смогу прокомментировать этот вопрос.

14 февраля 2014 года в ООО «Усолье-Сибирский силикон» запланировано сокращение штата работников численностью 422 человека. Сейчас в вынужденном отпуске с сохранением двух третей заработной платы находятся 287 работников, в работах на предприятии задействовано 135 человек.

Между тем Ростокин рассказал, что собственники предприятий формируют новую структуру, для того чтобы обеспечить транзит энергоресурсов в ту часть города, которая обеспечивается ими от промплощадки. Штат новой структуры не превысит 200 человек. Сотрудники, которые останутся работать, должны будут сохранить технологический комплекс и оборудование для возможности его использования в дальнейшем и сопровождать процедуры, связанные с закрытием проекта. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру