— До этого времени считалось, что коренным населением Сибири бассейна реки Витим являются эвенки, которые происходят от некоего древнего народа, проживавшего здесь около 7 тыс. лет назад в эпоху неолита. Оказалось, что эти данные требуют существенной корректировки, — говорит научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИрГТУ Евгений Инешин. — Эта находка свидетельствует о том, что эвенки здесь появились позже айнов. По некоторым косвенным данным, они пришли из Китая на рубеже 9-10 веков н.э. и вытеснили древние племена, которые, по всей видимости, были немногочисленны и жили разрозненно.
Около десяти лет череп, найденный на древней стоянке, был объектом пристального внимания ученых. С помощью радиоуглеродного анализа удалось выяснить, что возраст образца составляет 1,8 тыс. лет. По словам археолога, это единственная такого рода находка, которая хорошо сохранилась и пригодна для антропологических исследований и реконструкций. С помощью лазерного 3D-сканера получено трехмерное электронное изображение, а также реконструирован внешний облик представительницы древней народности. Это оказалась девушка 20—25 лет. Предполагается, что молодая женщина была похоронена зимой, а причиной ее гибели, возможно, послужила травма. При этом у ученых есть еще два погребения того времени, найденные в Привитимье и имеющие похожие элементы и методы самого обряда погребения, когда тело укладывалось в грунтовую яму в позе эмбриона. Но только череп женщины из Нирякана в силу хорошей сохранности позволил сделать полный антропологический анализ, получить более точные данные и прийти к неожиданным выводам.
Евгений Инешин рассказал, что с появлением новейших методов в археологии и антропологии открылись широкие возможности для изучения антропологических материалов из древних могильников Байкальской Сибири. Результаты обмеров черепа обработали с помощью метода математического анализа, заимствованного антропологией из статистических методов, применявшихся в анализе экономических процессов. Сотрудник Музея антропологии МГУ Денис Пежемский провел скрупулезное изучение параметров черепа древней женщины и методами математического анализа сравнил с имеющимся антропологическим банком данных современных народов Северной Азии, что и позволило вычислить ее родство именно с айнами, а не с эвенками или юкагирами, как предполагалось ранее.
Как известно, некогда айны жили в России в низовьях Амура, на юге полуострова Камчатка, Сахалине и Курильских островах. В настоящее время эти племена проживают в основном в Японии, а их общая численность составляет 25 тыс. человек. В России по итогам переписи 2010 года было зафиксировано 109 айнов, из них 94 живет в Камчатском крае.
— Исследуя этот череп, мы нашли с антропологической точки зрения много общего с этими племенами, которые, кстати, совсем не похожи на японцев, — отметил Евгений Инешин. — Они имеют ярко выраженные признаки австралоидности — это вытянутый череп и волосатость, мужчины имели густые бороды, что несвойственно для монголоидов центральноазиатского и южного типа.
Сейчас большинство айнов проживает на острове Хоккайдо. Долгое время они подвергались гонениям и притеснениям со стороны японцев, которые пришли с континента, в то время как айны изначально проживали на севере Японских островов. Их загоняли в резервации, искореняли обряды и традиции. Сейчас эти племена полностью ассимилировались, в большинстве своем утеряв корни, а язык айнов умер.
Видимо, подобная история случилась с племенами, которые и могли быть предками древних народов в Сибири. Сюда пришли эвенки и вытеснили их. По мнению Евгения Инешина, миграция эвенков, или тунгусов, на север могла быть связана с нестабильной политической обстановкой в Китае и крахом империи Чжурчжэни, в которую входили племена тунгусско-маньчжурской языковой группы. Эти племена не раз нападали на Китай, но потерпели поражение. Осколки племен были вынуждены двигаться на север, они быстро здесь освоились, чему способствовал тот факт, что эвенки изначально были оленеводами.
Ученые пришли к выводу, что история народов Восточной Сибири носила не линейный характер, как это представлялось ранее. «Можно говорить о смене этносов, чередовании народностей и вторжении новых этнических компонентов, — отметил Евгений Инешин. — Например, китойская культура, названная по захоронению, впервые найденному в устье реки Китой. По своим генетическим и хронологическим параметрам у китойцев много общего с древними эскимосами. Но они появились на территории Прибайкалья около 7 тыс. лет назад, просуществовали 2 тыс. лет и исчезли. И последующее население — это выходцы из других территорий».
Однако археолог уверен, что эта женщина, череп который был найден спустя почти 2 тыс. лет, а также еще одна находка — останки мужчины, найденного на реке Джилинд на границе Забайкальского края и Бурятии, возраст которых около
7 тыс. лет, несут в себе черты древней расовой группы, проживавшей в этих местах, и черты недифференцированного типа древнейшего населения Азии. Именно их можно отнести к коренным народам, конечно, условно, поскольку все равно они когда-то здесь поселились, придя с более южных территорий.
Результаты совместной работы археологов и антропологов были представлены на Международной конференции «IX Сибирские чтения» в Санкт-Петербурге. По мнению ученых, аналитический результат уникален и в корне меняет существующие представления о древней этнической истории коренных народов Прибайкалья. В последующем это может объяснить многие факты, связанные с древней историей Верхнего Витима. Чтобы продолжить исследования, ученые готовы снова отправиться в экспедицию в Привитимье.