— Вода в Иркутском водохранилище сейчас относится к категории условно чистая, но посты наблюдения управления гидрометеослужбы время от времени определяют эту воду как слабозагрязненную, — подчеркнул Западно-Байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин. — При проверке загрязнений Иркутского водохранилища с воды мы выявили огромное количество незаконных сооружений вдоль береговой линии. Кроме того, совсем рядом с водозабором, в микрорайоне Солнечном, в большом количестве отстаиваются суда, сбросы которых не урегулированы. И все это дополняется незаконными канализационными сбросами, которые в водоохранной зоне неоднократно происходили из септиков, строительство которых не согласовывалось с компетентными органами.
Застройка береговой линии в районе Ершовского водозабора давно возмущает городскую общественность. Так, в 2008 году администрация Иркутска выделила в санитарной зоне Ершовского водозабора 30 га земли под жилищное строительство. Архитекторы города заявили, что стройка поставит под угрозу качество питьевой воды на водозаборе. После того как по городу прокатилась волна возмущения, все планы строительства на этой территории были отменены, а водозабору решили придать статус особо охраняемой территории. Решение о наделении территории особым статусом, вводящим запрет на ведение хозяйственной деятельности в границах объекта, дума Иркутска приняла в марте 2012 года.
Месяц назад народные избранники снова забили тревогу и предложили управлению по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска во главе с Владимиром Чубуком проверить экологическое состояние побережья водоохранной зоны Ершовского водозабора. «Летом в заливах водохранилища к берегу просто негде пристать. Люди отдыхают, строят частные сауны, загрязнение просто страшное. Причем такая санитарная обстановка сложилась в заливах, расположенных ближе всего к водозабору, — заявил на слушаниях депутат гордумы Юрий Гришин. — Кроме того, в районе Мельничной пади, как жители ни протестовали, к берегу уже ведет дорога, и 1—1,5 тыс. земельных участков на мысе, который отделяет Мельничную падь, поставлены на кадастровый учет, идет освоение. Все это рано или поздно приведет к экологической катастрофе».
На тех же депутатских слушаниях главный инженер иркутского «Водоканала» Игорь Гранкин рассказал парламентариям о том, что городские власти готовы действовать на опережение и уже заказали ученым подготовку технико-экономического обоснования (ТЭО) резервного водозабора, который должен разместиться в 70 км от города, в поселке Листвянка. «Такое месторасположение выбрано для того, чтобы решить проблему водоснабжения не только Иркутска, но и Иркутского района», — пояснил представитель «Водоканала».
— Сейчас в городе существуют два водозабора, один в Ершах, другой в теле плотины Иркутской ГЭС, — рассказал «МК Байкал» генеральный директор МУП «Водоканал» Сергей Винарский. — Поскольку оба расположены приблизительно в одном месте, на расстоянии полукилометра друг от друга, то рано или поздно в любом случае встанет вопрос о создании резервного водозабора, и мы хотим к этому времени иметь конкретные предложения. Кроме того, проблема водоснабжения и канализации затрагивает Иркутский район вдоль Байкальского тракта.
При этом, по словам главы «Водоканала», рассматривается комбинированный вариант строительства водозабора в Листвянке, а также канализационного коллектора в Иркутском районе. «Таким образом, можно будет оградить от канализационных стоков существующий Ершовский водозабор, а в районе Листвянки построить полноценный водозабор, от которого также можно будет запитать все поселки вдоль трассы, — отметил директор предприятия. — Технико-экономическое обоснование должно ответить на вопросы о том, можно ли это осуществить, сколько потребуется насосных станций, трубу какого диаметра необходимо будет проложить и сколько это будет стоить».
Разработкой схемы развития водоснабжения Иркутска до 2025 года, частью которой должен стать новый водозабор из Байкала, по заказу местных властей занялся столичный МосводоканалНИИпроект. Субподрядчиками на местном уровне выступают ИрГТУ и Институт систем энергетики СО РАН. «Совместно с энергетическим институтом мы к ноябрю 2013 года представим первые варианты ТЭО, — рассказал директор института архитектуры и строительства НИ ИрГТУ Виктор Чупин. — Сам МосводоканалНИИ займется расчетами реконструкции очистных сооружений левого и правого берегов Иркутска, на которые пойдет дополнительная нагрузка».
Предварительно водозабор планируется разместить прямо у истока Ангары, при этом одна его ветка пойдет в Листвянку и другие населенные пункты вдоль берега, а основная — по Иркутскому району, ее трасса окончательно не выбрана. По мнению Сергея Винарского, будущий проект не должен стоить космических денег и может быть реализован за счет инвесторов. «Это самоокупаемый проект, несколько банков уже готовы его профинансировать, — подчеркнул Сергей Винарский. — Источником финансирования может быть также и одна из федеральных программ, поскольку это реальная защита озера Байкал, проект регионального значения».
Однако ученые-проектировщики, имеющие опыт строительства подводных коммуникаций, уверены, что новый водозабор в Листвянке не будет создан именно из-за высокой цены реализации такого проекта. «На него не хватит никаких денег, и принципиально удешевить его разработку не получится, — отметил заместитель директора по научной работе Лимнологического института СО РАН Александр Сутурин. — В настоящее время мы патентуем технологию забора воды из тела плотины, которую в Иркутске уже использует Ново-Иркутская ТЭЦ, и она вполне могла бы стать основным источником водоснабжения города».
По словам Александра Сутурина, внутри Иркутского водохранилища существует подводное русло Ангары. «Воду, которая уходит в плотину, ТЭЦ берет без дополнительной подготовки, при этом на котлах даже не образуется налета, — подчеркнул ученый. — При исследовании этой воды мы обнаружили в ней байкальские водоросли и голомянку, которая водится только в байкальской воде. Вода там один к одному байкальская, и ее качество будет сохраняться сотни лет, поскольку озеро и особенно его глубинные зоны загрязнить невозможно».
Однако разработчики готовящегося проекта резервного водозабора учитывают прежде всего то обстоятельство, что существующий водозабор находится на расстоянии всего полукилометра от плотины, и для кардинального решения вопроса его нужно перемещать за километры от активно загрязняемого Иркутского водохранилища. В этом случае Лимнологический институт, со своей стороны, предлагает более дешевую технологию полиэтиленовой трубы, которая прокладывается по дну водохранилища. «Имея опыт прокладывания трубы через пролив Малые ворота у острова Ольхон и других подобных работ для фирм, которые разливают байкальскую воду, мы предлагаем вместо того, чтобы класть трубу под землей, расположить полиэтиленовую трубу по дну водохранилища», — подчеркнул директор института Михаил Грачев.
Власти и ученые сходятся в одном — в необходимости переносить Ершовский водозабор или создавать новый и использовать существующий в качестве резервного источника. «Территория вдоль Байкальского тракта бурно заселяется. И баланс стоков показывает, что дачные поселки, не имеющие централизованной канализации, не вывозят свои отходы из выгребных ям на очистные сооружения, — подчеркнул Виктор Чупин. — Единственный для города водозабор остается в зоне повышенного риска. Поэтому его все равно придется либо передвигать в сторону Байкала, либо уносить в другую сторону».