Канализационный тупик

Дальнейшая застройка Иркутска уперлась в старые очистные

Иркутск находится на грани инфраструктурной катастрофы и дальнейшее строительство без новых очистных сооружений уже в ближайшем будущем здесь станет невозможно. О новых микрорайонах, детсадах, школах придется забыть, поскольку существующие очистные системы работают на пределе своих возможностей и новых подключений просто не выдержат. Ситуацию усугубляет стремительно набирающий обороты процесс агломерации. Развитие города происходит не только за счет внутригородских изменений, ежегодно растет число микрорайонов, строящихся за границей городской черты, но использующих инфраструктуру областного центра. Нагрузка падает не только на канализацию, но и на дороги и сети. И власти Иркутска очень скоро столкнутся с серьезными вызовами, которые, по сути, необходимо решать объединенными усилиями, поскольку для этого необходимы колоссальные средства. Только на реконструкцию городских очистных сооружений потребуется около 20 млрд рублей. 

Дальнейшая застройка Иркутска  уперлась в старые очистные

«В Иркутской области сегодня от 60% до 80% жилья вводится за счет инфраструктуры областного центра, – отметил председатель комитета по градостроительной политике администрации города Денис Воронов. – Нашими сетями, транспортом, дорогами, поликлиниками пользуются все близлежащие населенные пункты. В связи с этим городская инфраструктура становится самым больным вопросом города. И Иркутск один не может и не должен решать эту проблему».

Директор МУП «Водоканал» Иркутска Сергей Винарский заявил, что очистные сооружения города уже работают на пределе и новых объемов не потянут. «В то же время город со всех сторон застраивается поселками, которые канализуются нецентрализованно, новые поселки получают разрешение на строительство мини-очистных, но всем известно, что они работать не будут, а сбросы пойдут в водохранилище», – отметил директор «Водоканала». По его словам, проект реконструкции очистных, который включает в себя их модернизацию на двух берегах Ангары с перспективой расширения действующих объемов, строительства и развития до 2040 года, уже готов. В ближайшее время он будет направлен на экспертизу. Однако на реализацию данного проекта потребуется около 20 млрд рублей, которых ни у города, ни у области нет.

В то же время городская общественность и власти хотят через пять лет видеть свой город развивающимся, двигающимся вперед, комфортным и экологичным. Президент Союза строителей Иркутской области Юрий Шкуропат заявил, что одной из важнейших задач, которую надо решить в ближайшее время – это упорядочение строительства в центре города. «Необходимо утвердить границы исторической части города, где должно быть особое планирование, этажность. Главное постепенно освобождать эту часть областного центра и застраивать теми объектами, которые будут радовать глаз, – отметил Юрий Шкуропат. – Основной акцент, необходимо сделать на развитии уже застроенных территорий, а складские и торговые комплексы, которые только занимают площади, выносить за пределы города».

Его поддержал архитектор Владимир Распутин, который считает, что на офисные здания в центре города необходимо вообще объявить мораторий, чтобы современные здания не диссонировали с исторической застройкой. Он считает, что за ближайшие пять лет было бы неплохо решить и проблему нехватки парковочных мест в центре города. «Необходимо развивать и создавать перехватывающие парковки, а также парковки внутри центрального кольца», – отметил Владимир Распутин.

Действительно, идущая естественным путем агломерация уже отражается в функционировании городской инфраструктуры. И если центр города страдает от нехватки парковочных мест из-за обилия личного транспорта, то спальным районам катастрофически не хватает общественного транспорта. Председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска Булат Дугаров заметил, что развитие транспортной системы входит в ближайшие планы городских властей. В частности планируется обновить троллейбусный, трамвайный и автобусный парки и запустить новые маршруты. По его словам, в ближайшие годы также необходима модернизация городских коммунальных сетей, износ которых сейчас составляет около 68 процентов. Также в рамках развития индивидуальной жилой застройки необходимо решать такой острый вопрос, как развитие системы водопроводов и дорожное освещение.

Сроки до наступления канализационного коллапса весьма ограничены. Как сообщил Сергей Винарский, если в течение полугода не будет решен вопрос реконструкции очистных сооружений, дальнейшую застройку Иркутска придется прекратить. По его мнению, вероятность частных инвестиций в реконструкцию канализационной инфраструктуры крайне низка. Ведь не за 30, не даже за 100 лет эти вложения не окупятся, поскольку цены на канализование в Иркутске, по сравнению с центральной частью страны низкие. «Без федеральных денег этого вопроса не решить, нам необходимо заявляться с данным проектом в федеральные программы, – отметил Сергей Винарский. – Вместе с тем необходимо решать проблему с получением разрешения на строительство сетей в Иркутске, что сейчас сделать практически невозможно. Можно сказать, что все сети в городе построены партизанским образом, то есть незаконно, поскольку невозможно найти хозяина земли. Необходимо, чтобы у каждого земельного участка в городе был владелец».

Денис Воронов подчеркнул, что, чтобы реализовать все мероприятия, заложенные в генеральном плане развития города, на расширение инфраструктуры необходимо ежегодно тратить суммы, сопоставимые с объемом городского бюджета. «Самостоятельно этого город никогда не потянет», – подчеркнул чиновник. Процесс агломерации уже не остановить, он идет естественным путем. Иркутску уже не нужны никакие искусственные проекты объединения городов, которые ему пытались навязать несколько лет назад. Механизм запущен, и сейчас городским властям предстоит, видимо, не без поддержки области и федерации, выходить из сложившейся ситуации.

Несмотря на все выше перечисленные проблемы, о внедрении нового веяния в градостроительстве, исповедующем создание гармоничной городской среды, мечтает член Общественной палаты Иркутска Сергей Маяренков. Констатируя банальные вещи о том, что человеку необходимо жить в нормальной среде, а не в каменных джунглях он предлагает обменяться опытом с другими городами. «Мы планируем в следующем году провести экологический форум, на который пригласим города-побратимы, для обмена опытом, обсуждения проблем, постановки целей в сфере экологии, – подчеркнул Сергей Маяренков. – В их составе город Юджин, являющийся самым экологичным городом Америки. Мы также предлагаем ввести стандарты, которые сейчас используются в Европе, когда на зданиях и проектах ставятся метки, подтверждающие их экологичность».

Может быть, в Юджине и хорошо, но только климат там средиземноморский, да и с канализацией, наверняка, таких серьезных проблем нет, да и с дорогами и парковками, пожалуй, тоже.

Общественник предложил практически фантастическую идею внедрения в городе зеленой архитектуры и создания креативных пространств, в то самое время, как мы не можем с обычной архитектурой и точечной застройкой разобраться. Прожектер также предложил создание замкнутых систем, при которых город живет только за счет переработанных ресурсов, иными словами, что произвел, то и переработал и снова запустил в производство. Ну, что же, мечтать не вредно, вредно не мечтать, но только в том случае, когда тылы прикрыты надежной канализацией. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру