Спикер ЗС Александр Ведерников, начиная заседание, сказал о важности модернизации системы дополнительного образования детей, а также о недостатках возможностей развития и отсутствии заинтересованности среди школьников. В заседании принимали участие министр культуры Олеся Полунина, министр по молодежной политике Маргарита Цыганова, врио министра образования Максим Парфенов, врио министра спорта Владимир Удовенко.
– Мы не раз на площадках Заксобрания говорили о том, что самые верные инвестиции – это инвестиции в подрастающее поколение. С одной стороны, дефицит кадров, недостаточная поддержка педагогов, недостаточное финансирование материально-технической базы, необходимость капитальных ремонтов. С другой стороны, мы видим, что современные дети «проваливаются» в гаджеты, у многих из них нет интереса учиться, развиваться, получать музыкальное, художественное образование, серьезно заниматься спортом. Наша задача обозначить все проблемные точки, выслушать все позиции, проанализировать представленные аргументы и оценить возможные последствия принимаемых решений, – сказал, открывая заседание, Александр Ведерников.
Первым выступил Максим Парфенов. Он рассказал, что в Иркутской области работают 267 учреждений дополнительного образования. Они реализуют более 15 тысяч специализированных программ. Все программы можно найти в системе «Навигатор» – там родители смогут выбрать нужное направление и занятия для своего ребенка. Также программы дополнительного образования есть в школах – это всем известные кружки. И есть платные программы – частные школы, группы, секции. Кстати, создатели этих кружков вполне могут получить бюджетное финансирование. В последнее время особой популярностью пользуются технические программы дополнительного образования: робототехника, программирование, операторы БПЛА. Также в Иркутской области создаются «Точки роста», технопарки «Кванториум», территории развития CUBE и мультилабы.
Временно исполняющий обязанности министра спорта Владимир Удовенко рассказал, что в Приангарье действует система спортивной подготовки, по которой дети могут получить всестороннее физическое развитие, сформировать здоровый образ жизни. Также в регионе воспитывают чемпионов России – этим особо славится школа художественной гимнастики Ольги Буяновой. Всего в Иркутской области более 60 спортивных школ, 11 школ олимпийского резерва, училище олимпийского резерва, три центра спортивной подготовки и одно обособленное федеральное образовательное учреждение спортивной направленности. Иркутские спортсмены в 2024 году завоевали около 1500 медалей на всероссийских и международных соревнованиях. Однако в дополнительном образовании спортивной направленности есть проблемы: нехватка специализированной спортивной инфраструктуры, высокая потребность в современных и оснащенных объектах.
Олеся Полунина в своем докладе рассказала, что школы искусств являются первой ступенью для будущих музыкантов, артистов и художников, а доступность таких школ имеет особое значение для выявления талантов на ранних этапах. В Иркутской области 92 школы искусств. Однако в них не хватает преподавателей, а дети все меньше стремятся в школы искусств, поскольку учиться в них надо восемь лет, уроки идут пять дней в неделю. А еще общеобразовательная школа, домашние задания и там, и тут…
Общей проблемой дополнительного образования участники заседания назвали сокращение преподавательского состава. Александр Ведерников отметил, что привлечь педагогов можно дополнительной финансовой защитой.
– Вот в школах педагоги защищены субвенциями, – сказал спикер. – А педагогов дополнительного образования, получается, защищать нечем и некому. Зарплаты им платят мэры из муниципальных бюджетов, и нужно обсудить вопрос выделения из областного бюджета субвенций для преподавателей дополнительного образования. Это будет стимулом для них работать в таких организациях.
Также обсудили вопросы поддержки муниципалитетов в вопросе финансирования культурных и спортивных объектов и опыт других регионов России в развитии программ дополнительного образования.
– Необходимо проанализировать опыт других регионов и учесть предложения органов местного самоуправления в данном вопросе, важно совместными усилиями привлечь детей к получению дополнительного образования, – сказал Александр Ведерников.
Завершая рассмотрение данного вопроса, председатель комитета по социально-культурному законодательству Дмитрий Мясников заявил, что очень важно готовить свежие кадры, и попросил депутатов Заксобрания и муниципальных дум обратить внимание на важность создания государственной программы с соответствующим финансированием.
– Мы видим, что в учреждениях основного и дополнительного образования снизилась ротация кадров, необходимо увеличить набор на программы высшего педагогического образования, – сказал Дмитрий Мясников.
По окончании заседания было принято решение доработать проект решения совета с учетом предложений, поступивших на мероприятии.