Хотите, чтобы ваши дети были высокими, хорошо сложенными и не имели хронических заболеваний? С методикой Владимира Базарного, которая была одобрена и утверждена Министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году, считают иркутские депутаты, это возможно.
Эту методику стали внедрять в советских школах. Но начался развал страны, вопрос ушел на задний план. Прошло время – и сегодня он актуален как никогда.
– В наше время школьники долго сидят за партой и в гаджетах. От этого сутулятся и имеют проблемы со спиной, зрением. Считаю, что необходимо популяризировать методику у родителей, чтобы они знали о том, как можно сохранить здоровье детей, и пользовались этой возможностью в наших иркутских школах, – прокомментировал Евгений Стекачев депутатскую инициативу.
Депутаты городской думы неоднократно рассматривали использование методики Базарного в городских образовательных учреждениях и проводили вместе с администрацией соответствующую работу по ее внедрению. А в минувшем декабре на депутатских слушаниях этот вопрос вновь вынесли на обсуждение и даже пригласили специалиста – директора АНО «Информационно-аналитический центр», педагога и специалиста по этой методике Алексея Северикова. Он ответил на вопросы депутатского корпуса и предложил варианты решения проблем, с которыми столкнулась администрация учреждения при внедрении методики.
Методика, на которую обратили внимание депутаты, активно используется по всей России. Ее применяют порядка 2000 школ и детских садов. Есть регионы-лидеры: Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Амурская и Ростовская области, Пермский край. Исследования, которые провели в Ленинградской области, еще раз доказывают ее эффективность. Там взяли для наблюдения три класса – работающий по методике В. Ф. Базарного, класс с частичным применением основных элементов, класс с усиленной физкультурой. За четыре года именно в классе с методикой В. Ф. Базарного произошло максимальное снижение заболеваемости детей по основным пяти заболеваниям – на 55 %. Класс с усиленной физкультурой показал наименьшее снижение – лишь на 16 %.
Учитывая, что абсолютно здоровых детей становится все меньше, необходимо системно работать в направлении здоровьесбережения детей. О внедрении технологии в школы Иркутска депутат думы от избирательного округа № 35 Александр Панько заговорил еще во время работы в седьмом думском созыве. По общему решению из городского бюджета выделили средства на специализированное оборудование в некоторые образовательные учреждения. В 2023 году началось внедрение методики на пяти пилотных площадках Иркутска: в школах № 18, 27, 37, 57 и 69. В них открыли девять классов, в которых обучается 243 ребенка. В 2024 году работа продолжилась, и сформировали еще четыре первых класса с этой технологией. Также планируется оборудовать специальный класс для использования технологии в строящейся школе на ул. Ярославского. Методика работает и в других населенных пунктах Иркутской области. В Ангарском городском округе она применяется в 17 образовательных учреждениях, а в Свирске – во всех.
– Можно водить ребенка на разные образовательные программы – и упустить тот момент, когда у него зрение ухудшится, появится искривление позвоночника. Проблем возможно избежать с помощью изменения методики проведения урока. Это не сложно и не затратно финансово. Благодаря методике состояние детей улучшается в разы, – говорит Александр Панько. Снимаются переутомление, перегрузка – соответственно, уменьшается количество проявлений нервно-психических срывов и агрессии. Методика препятствует возникновению болезней костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта.

Многие родители и педагоги, администрации школы начинают осознавать необходимость подобных методик. Так, в школе № 37 именно благодаря инициативной группе появился класс со здоровьесберегающим оборудованием.
Алексей Севериков объясняет, что включает в себя методика Базарного.
– Это система сенсорных и моторных тренажей, режим динамических поз, художественно-образные экологически чистые прописи, произвольные ритмы телесных усилий. То есть учебные занятия проводятся со сменой позы ребенка через определенное время. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклоном – так называемые конторки. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на внимание и быстроту реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, офтальмотренажеры. Кроме того, используются массажные мячики для стимуляции ладоней, массажные коврики для стоп, чтобы проводить гимнастику и улучшать кровообращение. Уделяется внимание каллиграфии с применением перьевой ручки. Сам образовательный процесс и дидактику методика непосредственно не затрагивает. Лишь некоторые элементы технологии, предназначенные для детских садов и школ, являются методикой обучения: экологическое панно, образный букварь и образные прописи.
Но чтобы проводить занятия, используя технологию Базарного, необходимо решить общие проблемные вопросы. Один из них – перегруженность школ, что не позволяет, формируя классы, найти достаточно места для оборудования – выставить парты и конторки в строгом соответствии с рекомендациями автора методики, работать с сенсорными крестами и разместить нужное количество шведских лестниц и балансиров. Поэтому депутаты предлагают сразу предусматривать нужное оборудование (которое ненамного превышает стоимость оборудования обычного класса) в новых школах и тех, что будут строиться в будущем. В старых школах можно учесть эту потребность при проведении капитального ремонта – и тогда почти в каждом учреждении будет хотя бы один класс, использующий здоровьесберегающую методику.
Для того чтобы подготовить кадры для работы с такими методиками, в городе уже предпринимаются значительные шаги. Обучают не только действующих, но и будущих педагогов. Так, проводился семинар для будущих учителей в ИГУ: студентам показывали систему эффективных педагогических подходов и технологий.
– Мы все в первую очередь родители. И мотивированы тем, чтобы не только наши дети, но и дети всех вокруг сохраняли здоровье. Достаточно много лет с депутатами занимаемся внедрением методики и будем продолжать эту работу, – отметил Александр Панько.
Депутаты решили обратиться к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву и в Общественную палату региона с просьбой оказать содействие в массовом внедрением методики В. Ф. Базарного на территории областного центра. Кроме того, на профильной комиссии думы народные избранники рассмотрят возможность дополнительного поощрения учителей, которые используют эту технологию.