Новая реальность: зачем школам региона советники по воспитанию

Эксперты о том, как школа будет жить во времена больших перемен и зачем нужны «Разговоры о важном»

С 1 сентября 2022 года во всех школах Иркутска, а также частично в школах Иркутской области появились новые люди – советники директоров по воспитательной работе. Также в расписании с 1-го по 11-й классы появился новый предмет – «Разговоры о важном». 

Эксперты о том, как школа будет жить во времена больших перемен и зачем нужны «Разговоры о важном»
Пионеры 70-х возле "Белого дома". Фото: скриншот видео в ютубе

Что это за новшества и чем они грозят родителям и детям, на пресс-конференции в «Интерфаксе» рассказали начальник отдела воспитания и дополнительного образования областного министерства образования Сергей Перфильев и региональный координатор проекта «Навигатор детства» Оксана Бичевина.

В советские времена школа воспитывала детей наравне с родителями. Ну и родителей тоже иногда воспитывала – если те были недовоспитанные. Потом, с развалом СССР, воспитательные функции школа утратила, оставив только образовательные. А последние пару десятилетий школьные работники и вообще говорят: «Мы обучаем, даем знания, а воспитанием должны заниматься семьи». Посмотрев на то, что из этого получилось, некоторые умные люди решили, что так жить не совсем хорошо. Семейное воспитание – самое главное, однако в школе ребенок проводит половину своего времени. И в это время детей можно занимать, вовлекать и воспитывать. Так в 2011 году появилась программа школьного воспитания. Ее разработали в Министерстве просвещения и раздали в регионы. Регионы разослали в муниципалитеты, муниципалитеты раздали директорам школ, те принесли программы в свои кабинеты – и положили на полки. Все.

После того как разработчики спустя несколько лет решили посмотреть, как работает новая программа по воспитанию, оказалось – никак. Пришлось ее дорабатывать, а уже доработанную – внедрять.

– В новой программе по воспитанию в школах введено несколько работающих модулей, – говорит Сергей Перфильев. – Это и работа с родителями, и творческое самовыражение, и школьное самоуправление. Внедряя эти модули, мы учим детей активности, самостоятельности и выражению своей позиции.

Также в 2010-х годах стало понятно, что дети и молодежь не могут жить в индивидуализме. Им нужны коллективы – ну не зря же говорят, что человек – существо коллективное. Тогда и начали появляться и выходить на первые позиции разного рода движения, союзы и объединения – «Российское движение школьников», «Большая перемена», «Молодая гвардия» и так далее. Движений было много, все они регистрировались и начинали составлять свои программы занятий и мероприятий, чтобы привлечь к себе детей, подростков и молодежь. И тут возникла огромная проблема…

– Мы долгое время следили за детскими и молодежными организациями, их мероприятиями и событиями и поняли одну вещь: в школах очень активны только 25–30% детей, – говорит Сергей Перфильев. – Это такие «зажигалки», которым все интересно и все надо. Есть еще около 40–45% тех, кому тоже интересно и хочется, но по разным причинам – стеснение, неумение говорить, подать себя, привлечь и высказаться – они не участвуют в таких мероприятиях.

Когда анализировали, как работают детские движения, программы, мероприятия, выяснилось, что есть нестыковки. Например, у каждой школы тоже есть списки мероприятий, которые они проводят в рамках своих программ: дни здоровья, дни памяти, сборы разные и так далее. Очень часто эти мероприятия дублируют разного рода федеральные и региональные программы.

– Например, есть такое федеральное событие для всех школ – соревнования по нормативам ГТО, – говорит Сергей Перфильев. – В школы направляется предложение участвовать, там дают полезные бонусы, и нет бы школам скоординировать свои программы с региональными и федеральными и провести эти соревнования в День здоровья. Они уже провели Дни здоровья, и теперь либо надо сделать отдельное спортивное мероприятие и втиснуть его в свою программу, либо собрать самых крепких и сильных ребят и отправить их на городские или региональные соревнования. Вот для общей координации и приведения работы школ по воспитанию подрастающего поколения к единому знаменателю и были придуманы советники по воспитанию и одно общее детское и молодежное движение, которое будет объединять все организации детей и молодежи по стране.

В иркутском дворце пионеров. Фото: irk.ru

Организация будет называться «Российское движение детей и молодежи». Оно создано на уровне законодательном: собрались депутаты и составили закон об этом движении, а 20 ноября на уровне РФ было создано юридическое лицо – «Российское движение школьников».

– Через две недели после создания юрлица мы будем собираться у губернатора Иркутской области Игоря Кобзева на совещание, – говорит Сергей Перфильев. – Здесь будут участвовать представители всех детских и молодежных организаций Приангарья. Соберем комитет, составим документы и подадим заявление на регистрацию Иркутского регионального отделения РДДМ.

А где же тут советники по воспитанию? А вот как раз и они: советники будут следить в школах за выполнением программ по воспитанию и мероприятиям для детей, будут помогать тем самым неуверенным детям вовлекаться в бурную школьную жизнь. В Иркутской области 881 школа, 349 из них – малокомплектные. Сейчас в 580 школах работает 611 советников по воспитательной работе, в некоторых крупных школах таких советников по двое.

Советники по воспитанию отбираются на конкурсной основе. Все они проходят необходимое обучение, как заочное, так и очное. С 2023 года советники будут уже во всех школах и средних специальных учебных заведениях Иркутской области. А в каждом муниципалитете будет муниципальный координатор, который станет помогать в работе советников. Задача советников – включить школу и колледж, техникум или училище в федеральную воспитательную повестку, соединить школьные мероприятия с событиями федеральных проектов: «Экодежурный по стране», «Орлята России», «Российское движение школьников», «Добро не уходит на каникулы», «Большая перемена» и т. д.

Советники по воспитанию работают в школе, однако директору школы они подчиняться не должны. Специально для них разработали систему: советник на полставки работает в школе и еще на полставки – в Российском детском центре.

Много вопросов вызвал новый школьный урок – «Разговор о важном». Сергей Перфильев уверен: причиной стала закрытость информации от родителей. И не потому, что информация на самом деле закрытая –все есть на сайте, специально разработанном под этот предмет. Все методические рекомендации, пособия, расписание уроков для всех классов по дням с темами и методичками. Но учителя не дали родителям эту информацию: сами закрутились, не изучили и потом не пояснили. Вот и началось: а это зачем, а нам не надо, а что это за запудривание мозгов, а мой ребенок ходить не будет…

– Говорим сразу: это урок, такой же, как и все остальные, – говорит Сергей Перфильев. – На нем детям говорят о событиях в истории страны, о выдающихся людях, о Родине. И уже мы получили обратную связь – буквально через месяц нам стали звонить учителя, которые ведут эти уроки, и просить включить в курс историю родной земли, выдающихся иркутян, наши областные достижения. Пока, к сожалению, мы этого сделать не можем, но предложения собираем, и на следующий учебный год нам, надеюсь, удастся перекроить курс и ввести в него региональную тематику.

Воспитание вернулось в школы. Это скорее хорошо, чем наоборот. Главное – чтобы за бумажками с отчетами и количеством мероприятий не потерялись сами дети, которым пока еще это все интересно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру