Открытие года: интернет убивает очарование Байкала

В Приангарье подвели предварительные итоги летнего туристического сезона 2021 года

8 октября на пресс-конференции в «Интерфакс-Сибирь» были подведены итоги летнего туристического сезона 2021 года. О сезоне минувшем и сезоне будущем – зимнем – рассказывают руководитель Агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина, директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов, представитель Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ), член комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Стрелюк.

В Приангарье подвели предварительные итоги летнего туристического сезона 2021 года
Фото: Кирилл Шипицин

По словам руководителя Агентства по туризму Екатерины Сливиной, этот летний туристический – и пандемийный – сезон на Байкале был достаточно насыщенным. Несмотря на то, что иностранных туристов было совсем немного – около 6,8 тысячи из 1,1 миллиона человек, посетивших Байкал в этом летнем сезоне.

– Пандемия сделала так, что у нас растет количество российских туристов, – говорит Екатерина Сливина. – Если ранее у россиян Байкал был в числе направлений, которые «лежат на дальней полке», то в свете коронавирусных ограничений, тестов ПЦР и карантина люди стали задумываться, как бы отдохнуть так, чтобы было и интересно, и бюджетно, и ненапряжно.

В Приангарье, по официальной статистике, отмечается рост по всем направлениям: и гостиницы (на 98,6%), и турбазы (в 2,3 раза), и санаторно-курортное лечение (почти на 100%). Екатерина Сливина считает, что такому росту поспособствовали государственные программы, направленные на помощь отрасли. Это и туристический кэшбек, и детский кэшбек за летний отдых в лагерях, и субсидируемые направления для отдыха семей с детьми. Иркутская область вошла в программу субсидируемых перевозок, и из ряда городов можно было прилететь к нам в регион намного дешевле – например, из Екатеринбурга, Воркуты, Самары, Ростова-на-Дону, Владивостока и т. д. Эти программы привели к тому, что туристы поехали на Байкал. Да, из-за обязательного ПЦР-тестирования и сертификатов о вакцинации некоторые туристы отказывались от поездок, но в целом, считает Екатерина Сливина, этот сезон можно считать вполне успешным.

Лето 2021 года показало – как, впрочем, и зима 2020–2021 годов – что туристам сейчас нужны не столько пассивный отдых и несколько экскурсий, сколько новые маршруты и интерактивные мероприятия. Они хотят не просто приехать в село – хотят видеть культурные особенности, какие-то отдельные активности, мастер-классы, обзоры, хотят участвовать в событиях: танцевать народные танцы, расписывать игрушки, шить, вязать и так далее. Поэтому Агентство по туризму сейчас готовит несколько мастер-планов – например, в «Тальцах», на КБЖД, в Байкальске, на Ольхоне.

– В «Тальцах» планируется расширить музейные зоны в обе стороны от самого музея, сделав там «дополнения», – говорит Екатерина Сливина. – Например, в сторону Бурдугуза планируется сделать пешеходно-спортивную зону с детскими игровыми и спортивными площадками, которые будут выполнены в единой с музейной площадью стилистике. А в сторону Большой Речки планируется обустроить интерактивную зону: мастер-классы, сувенирные лавки и предприятия общепита. Тоже – в едином стиле.

В разработке туристической концепции Байкальского региона, в который входят Иркутская область и Республика Бурятия, помогает корпорация «Туризм. РФ». Разработаны общая концепция туристической привлекательности региона и опорные точки

Умар Рамазанов, директор ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», рассказал, что почти все посетители Прибайкальского нацпарка пользуются электронными разрешениями на посещение особо охраняемых территорий. Из 128 тысяч человек 98% оформили разрешения через интернет. Это означает, что тест системы электронной выдачи разрешений прошел успешно.

– Со следующего года мы начнем выдавать групповые разрешения для турфирм, – сказал Умар Рамазанов. – При этом будет введено квотирование, чтобы турфирмы не раскупили все разрешения. Дело все в том, что у нас существует предельная нагрузка на территорию, и электронная система разрешений не даст возможности выдать больше документов на посещение той или иной зоны, чем полагается при максимально рассчитанной нагрузке. Нам не хотелось бы, чтобы турфирмы скупали все разрешения, а туристам, идущим самостоятельно, не нашлось бы места.

Туристам, предпочитающим самостоятельный отдых, этого, пожалуй, тоже сильно не хотелось бы. Самыми популярными местами у туристов в этом году традиционно стали юг и север острова Ольхон, Тажеранские степи, маршрут Листвянка – Большое Голоустное, Сухое озеро, Бакланий камень – Бугульдейка.

Фото: Кирилл Шипицин

Умар Рамазанов также рассказал, что к декабрю в центральном офисе ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» откроется интерактивный музей Байкала. В нем будет экспозиция рельефа Байкала, горы в 3D, населенные пункты. Экстремальности и правдоподобия ради можно будет ощутить на себе землетрясение в шесть баллов, просто нажав на кнопку. Этому поможет новая интерактивная зона, которая проходит режим тестирования.

После окончания летнего сезона 2021 года «Заповедное Прибайкалье» продолжило работу по зонированию территории. Для этого нужно обязательно установить границы населенных пунктов, входящих в нацпарк. Завершить работу планируется в конце 2021 года.

Член комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Стрелюк рассказал, что в последнее время на Байкале наблюдается перенаправление вектора внимания туристов с летнего сезона на зимний.

– Мы видели это по прошлой зиме, когда количество туристов зимой сравнялось с летним сезоном, – говорит Алексей Стрелюк. – Однако тут мы заметили один негативный тренд: люди едут на Байкал по картинке из Instagram, где наложены фильтры, убрана шероховатость, поправлены краски и полутона. И получают разочарование.

Еще один неприятный тренд, связанный с интернетом и соцсетями, как считает Алексей Стрелюк, – это негативизация естественных процессов. Вот, к примеру, в 2021 году из-за повышенного притока в Байкал бурно размножались цианобактерии. Так в интернете стали распространяться ролики с пятнами бактерий и с заголовками «Загрязнили Байкал».

Несмотря на эти негативные факторы, рост внутреннего туризма и увеличение турпотока на Байкал будут продолжаться. И тут важно, считает Алексей Стрелюк, предлагать туристам новые направления. Не только Байкал, но и другие территории Иркутской области, новые маршруты, с активностями, с участием в каких-то местных праздниках, с погружением в культуру и традиции. Сейчас многие туроператоры Приангарья активно работают над этим вопросом, чтобы в следующем летнем сезоне предоставить новые продукты.

В принципе, Байкал уже стал круглогодичным. И у нас в регионе действительно еще многое можно показать – эксклюзивное, неизведанное, интересное. Нужно только совсем немного: логистика (то есть транспортная доступность) и инфраструктура (то есть удобства). А вот с этим – традиционно не очень. Будем надеяться, что в ближайшие пару лет эти недочеты удастся исправить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру