«На подвозе»: как сделать жизнь детей в регионе комфортнее

Депутаты предлагают искать эффективные способы для решения школьной проблемы

В Иркутской области для нормального, односменного обучения катастрофически не хватает мест в школах. В очередной раз проблему подняли на Общественном совете депутаты Законодательного Собрания региона, предложив использовать альтернативные механизмы для финансирования строительства учебных заведений.

Депутаты предлагают искать эффективные способы для решения школьной проблемы
Фото: пресс-служба администрации Иркутского района

262 школы региона вынуждены принимать учащихся и во вторую смену. 72,5 тысячи ребятишек вынуждены посещать учебное заведение со второй половины дня. Есть еще так называемый второй подсменок – это, по словам спикера ЗС Александра Ведерникова, «полноценная третья смена». Конечно, пандемия коронавируса повлияла на укрепление многосменного режима обучения, но и без пандемии проблема была очевидна. По словам министра образования Иркутской области Максима Парфенова, лишь в четырех муниципальных образованиях – Мамско-Чуйском, Катангском и Усть-Илимском районах, а также в городе Усть-Илимске – второй смены в школах нет.

Наиболее проблемные территории – Иркутск и Иркутский район. В районе лишь 17 школ работают в одну смену. Переполненность особо ощутима из-за того, что в Иркутском районе расширяются поселки и появляются новые – как, например, по Байкальскому тракту. «На подвозе» в Иркутском районе 14 300 учеников.

– Некоторые школы перегружены в два раза от своей нормативной наполненности. Нам надо наконец услышать «крик одинокого в пустыне», – сказал спикер ЗС Александр Ведерников, имея в виду усилия мэра Иркутского района Леонида Фролова, который стремится переломить обстановку. Но, как следует из сообщения главы образования Иркутского района Романа Зарипова, за последние пять лет в районе появилось пять школ, одна из которых – «совсем новая» в Луговом, остальные – условно новые, то есть перестроенные, переведенные в новые здания старые коллективы. При этом в районе стремительно растет количество школьников, причем 50% учащихся – это начальная школа. Во многих образовательных учреждениях минимум по десять первых классов. В общей сложности необходимо более 6 тысяч мест. В Иркутском районе огромный парк автобусов, которые развозят ребятишек.

– Школы превратились в автобазы, а заодно в автосервисы, – напомнил Александр Ведерников, ссылаясь на цифры. Цифры действительно поражают: 119 школьных автобусов на район, и этого не хватает, необходимо еще 36.

Ситуация настолько сложна, что первоочередная задача – не допустить появления в школах устойчивой третьей смены. Перспективы перехода общеобразовательных организаций Иркутской области на односменный режим обучения пока достаточно далеки. Председатель Общественной палаты региона Алексей Соболь напомнил, что по замыслу Правительства РФ к 2025 году все школы должны перейти на работу в одну смену.

Именно поэтому депутаты считают, что нужно искать эффективные для нашей ситуации способы финансирования при строительстве школ. Александр Ведерников предложил изучить, например, механизм инфраструктурных облигаций.

Фото: Лора Гул

– В первую очередь надо максимально привлекать федеральные средства через национальные проекты и государственные программы, потому что большие школы – это дорогостоящие объекты. Однако только этим способом проблему полностью не решить, поэтому стоит рассматривать и привлечение частных средств. Уже сейчас используется механизм концессии, но нужно тщательно изучать финансовые модели, чтобы не сформировать избыточную долговую нагрузку на субъект, – рекомендовал председатель ЗС. Механизм инфраструктурных облигаций успешно, как оптимальное решение для бюджета, уже применяют в Челябинской области.

По словам министра Максима Парфенова, стратегия области – задействовать областные средства на ликвидацию аварийных зданий школ в других муниципальных образованиях, в то время как в Иркутске и Иркутском районе строить большие школы с привлечением федеральных средств. В Иркутске, где не хватает земли, возводятся пристрои к уже действующим школам. Кроме того, разделяются старший и младший потоки: начальные школы переходят на учебу в отдельные здания. Есть, по словам министра, еще один эффективный механизм, который использовался в советское время: подключение системы профессионального образования – колледжи могут получить лицензию на общеобразовательные программы.

Депутат Олег Попов поинтересовался, а не будет ли строительство большого количества школ ошибочным шагом, ведь в регионе фиксируется снижение рождаемости. Не станут ли новые школы через какое-то время невостребованными? Министр успокоил: нам нужно так много дополнительных мест, что в ближайшие годы такой проблемы точно не возникнет. Сегодня ведется строительство 19 зданий для образовательных учреждений. Регионом поданы заявки на федеральную субсидию для возведения трех пристроев к школам в областном центре. Строительство двух школ в Иркутске вошло в нацпроект. Подготовлены заявки на строительство школ (с вводом в эксплуатацию в 2023 и 2024 годах) в рамках концессионных соглашений.

Председатель комиссии по регламенту, депутатской этике, информационной политике Ольга Безродных поинтересовалась, планируется ли возродить интернаты при школах – для проживания там учеников из отдаленных населенных пунктов (где сегодня в малокомплектных школах острая нехватка педагогов). Министр в ответ на это высказался за максимальное сохранение малокомплектных школ. Однако он не исключил, что в случае необходимости интернаты будут открыты.

Заместитель председателя по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Георгий Любенков поинтересовался, как будет решаться проблема второй смены в тех территориях, где проблема не глобальна, как в Иркутском районе, но вторая смена кое-где все же есть (как, например, в Братске). Министр ответил, что школы могут решить, как организовать учебный процесс наиболее комфортно. И в большинстве школ возможно избежать второй смены с помощью оптимально составленного расписания.

По итогам совета были приняты рекомендации по мерам, направленным на устранение дефицита мест в школах. Председатель Иркутского профобъединения Александр Коротких весьма кстати заострил внимание на том, что односменная работа школ потребует большего количества педагогов, которые при этом должны будут получать достойную, не меньшую, чем сейчас, зарплату. Александр Ведерников рассказал, что депутаты намерены в ближайшее время посетить Иркутский региональный колледж педагогического образования, проинспектировав, в том числе, меры по стимулированию трудоустройства его выпускников в школы области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру