Женщина в небе: иркутский пилот о полетах и о себе

Для Наталии Крыловой аэродром стал вторым домом

Пилот учебного центра ДОСААФ Наталия Крылова учит людей летать. Она связана с небом всю свою жизнь – и не собирается от него отказываться. Аэродром в селе Оек стал ей практически вторым домом.

Для Наталии Крыловой аэродром стал вторым домом
Наталия Крылова на съемках фильма «Даю посадку». Фото: Кирилл Шипицин

«Даю посадку»

Пару лет назад Наталия была вторым пилотом в составе экипажа и доставляла в Большое Голоустное на съемки фильма «Даю посадку!» съемочную группу, в том числе звезду отечественного кинематографа Дмитрия Певцова. Летели на Ан-2, на кукурузнике, который участвовал в съемках. «Вообще, в моей жизни удивительный день. Дело в том, что самолет-то работает! Он труженик наш. По-моему, он главный герой», – сказала тогда Наталия.

Именно тогда о Наталии узнали и наши читатели. А нам хотелось рассказать подробнее об этой незаурядной женщине, летчике-инструкторе, которая учит пилотов управлять самолетами Ан-2 и Як-52. И гордится своим делом – и теми людьми, с которыми связано ДОСААФ.

Ан-2, на котором Наталия привезла съемочную группу в Большое Голоустное. Фото: со съемок фильма

Территория Иркутского учебного центра ДОСААФ, добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России, в поселке Оек – огромное чистое поле и множество маленьких самолетов. Отсюда вышли люди, которыми регион может гордиться.

– Многие воспитанники – это наша гордость. Например, космонавт Анатолий Иванишин, дважды Герой России. Первый прыжок он сделал у нас на аэродроме. Погибший в Чечне, в Аргунском ущелье, десантник Андрей Шерстянников, уроженец Иркутской области, – тоже Герой России. В честь него мы проводим соревнования по парашютному спорту.

Знакомство с самолетами: а мама против

– Я родилась в Киеве. У моей мамы трое детей. В Киеве я окончила школу, но дальше учиться – в институт – не пошла, потому что я была самая старшая и решила, что нужно помогать маме кормить семью. Мне пришлось сразу же после школы пойти на завод. Приняли ученицей, и в скором времени я начала получать достаточно хорошую для молодежи зарплату. Хотя мама все-таки настаивала, чтобы я получила образование.

– Почему вы решили стать летчицей? Это ваша мечта с детства? Или в вашей семье были летчики?

– Никто из моих родных не увлекался самолетами. Но мой дядя – военный. Он у нас всегда был гордостью семьи. И я хотела стать военной. Я даже во снах это видела. Очень кстати у нас в школе было развито преподавание начальной военной подготовки. К тому же я была спортивной, волейболом занималась, участвовала во всех городских «Зарницах».

По окончании школы изначально хотела пойти в военное училище. Подала документы в различные учебные заведения. Но отовсюду мне приходил один ответ: «Девушек не берем».

А в один прекрасный день увидела по телевизору, как с самолета прыгают парашютисты, и мне тоже захотелось прыгнуть с парашютом. Я отыскала нужный адрес и поехала записываться в парашютную секцию ДОСААФ «Чайка» киевского аэроклуба. Там меня увидел командир и спросил: «А вы не хотите летать?»

Я сказала, что хочу, и он меня записал. Потом начала проходить все комиссии, инструктажи, уроки физподготовки. В ДОСААФ мы все изучали досконально! Нас обучали летному делу по-настоящему. Чтобы быть пилотом, необходимо за год выполнить два прыжка с парашютом – и три месяца мы изучали парашютную подготовку. Каждый должен уметь прыгать с парашютом в экстренных ситуациях.

По итогам сдачи теоретических экзаменов нас допускали к полетам. Инструкторы нам так и говорили: «300 человек мы «оторвали от улицы»! А теперь лучшие полетят!» Так, в общем-то, и началось мое знакомство с самолетами.

Первый полет

– Всех ли берут в пилоты? Должны быть какие-то определенные критерии – по здоровью, по знаниям?

– Конечно, должны. Первичная комиссия очень строга. Здоровье должно быть как у космонавта. Когда взлетаешь, организм испытывает очень сильные перегрузки. Мы каждый год проходим медкомиссию, а сейчас такие требования, что еще сложнее стать летчиком. Нужно с самого детства здоровьем заниматься.

– Расскажите про свой первый полет. Что вы чувствовали? Было ли вам страшно?

– Первый полет для меня был огромным трудом. Романтики от полета в первое время вообще не было. Сначала полет – это работа. Конечно, позже, когда уже научишься летать, то уже как будто не работаешь, а получаешь удовольствие, но первый полет – это очень сложно. Все нужно выполнять четко, следить за параметрами. Некогда смотреть на облака.

Было страшно. Страшно – это нормально. Но я была подготовлена, и на основании полученных знаний у меня была уверенность, что все надежно. Мы ведь изучаем теорию не только для того, чтобы знать, как самолет летит, а еще и для того, чтобы понимать, что он надежно летит.

Когда у меня был уже третий или четвертый полет, я вдруг подумала – а что это я все работаю? Я же лечу! О! Облако! О! Небо! Только через определенное время ко мне пришло это прекрасное ощущение полета, которое не покидает меня и по сей день.

– Правда ли, что самолет – это самый безопасный транспорт?

– По статистике – правда. С автомобилями аварий и жертв бывает куда больше.

– Какой ваш самый любимый самолет?

– Як-52, на котором я начинала летать. Это самый лучший классический учебный самолет. На данном самолете у меня больше всего часов налета.

Як-52 - любимый самолет Наталии. Фото: YouTube

Товарищ капитан

– Как реагировали родные на то, что вы захотели посвятить себя авиации?

– Мама не совсем поддерживала мое решение, она очень переживала за меня и хотела, чтобы я хорошее образование получила.

Однако я все же ушла в аэроклуб. Потом встретила там мужчину, вышла замуж и уехала. Можно сказать, что я ослушалась свою маму. Она и сейчас переживает за меня.

Можно сказать, что все были против, только муж меня поддерживал.

– Ваш муж тоже увлекался самолетами?

– Как я уже сказала, мы познакомились в киевском аэроклубе «Чайка». А после того, как муж окончил летное училище, нас отправили по распределению в Иркутск. Были 90-е годы, зарплату не платили. Я пошла военнослужащей, это в тридцать пять-то лет. Было очень трудно. Служила рядовой, потом стала прапорщиком, и в итоге я стала офицером. В звании капитана закончила службу в Климовске под Москвой.

Место под солнцем

– Вы стали иркутянкой? Прижились здесь?

– Если честно, когда нас распределили в Иркутск, я очень не хотела покидать Киев. Прямо скажем, из Киева тогда мало кто хотел уезжать.

– Вы не жалеете о своем выборе?

– Конечно, нет. Вторую жизнь, если бы она была мне дана, я прожила бы точно так же.

– Чему вы учите на аэродроме в Оеке?

– Мы учим парашютному спорту, учим управлять самолетом Ан-2. Раньше у нас даже вертолеты были. К сожалению, многие самолеты вышли из строя, и их нужно ремонтировать. Однако бюджета на это категорически не хватает. Нужен очень большой бюджет, чтобы отремонтировать все самолеты.

Больше всего я хочу, чтобы развивался наш аэродром. Аэродром – это моя вторая семья, второй дом. Все, кто здесь работает, члены моей семьи. Я очень за всех переживаю.

– Чего вы пожелали бы женщинам, которые хотят посвятить свою жизнь авиации?

– Самое главное – это здоровье, которое нужно беречь с самого детства. Еще, конечно же, необходимы знания. Знания девушке очень нужны, потому что ей предстоит пройти настоящую борьбу за свою мечту. Сейчас нет другого пути, кроме как поступать в летное училище. К сожалению, женщине очень трудно после окончания учебы найти работу, особенно в настоящее время. Но самое важное, чего я хотела бы пожелать – это женское счастье. Обязательно нужен соратник рядом, тот, который будет вас понимать и поддерживать в ваших стремлениях. И тогда все получится.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру