Дорога на Ольхоне: через четыре года здесь будет экорай

Власти и нацпарк обещают экологический прорыв, хоть он и влетит в копеечку

Дорога на острове Ольхон, о которой говорят уже несколько лет и которая имеет как своих сторонников, так и противников, наконец строится. Она проходит по территории национального парка, где обитает огромное количество эндемиков – соответственно требуются какие-то особенные, бережные методы строительства.

Власти и нацпарк обещают экологический прорыв, хоть он и влетит в копеечку
Ольхонская дорога после дождя: живописно, но непролазно. Фото: liveangarsk.ru

Руководитель Дирекции по строительству и эксплуатации автомобильных дорог региона Юлия Гордина уверила на пресс-конференции, которая состоялась в информационном агентстве «Интерфакс», что каждый шаг дорожников согласован с Прибайкальским нацпарком, научное подразделение которого дает заключение буквально по каждому нюансу работ.

И невозможное возможно

17 июня 2017 года жители Ольхона пожаловались президенту Владимиру Путину на плохое состояние дороги на острове – от парома до поселка Хужир. Предполагалось, что это будет отправной точкой решения проблемы. 

Фото: «Инцидент Иркутск»

В августе 2017 года на совещании по вопросу экологического развития Байкальской природной территории Путин потребовал достроить дорогу. Поводом обострения вопроса послужило высказывание тогдашнего губернатора Левченко о сложностях и дороговизне такого строительства в природоохранной зоне. Президент запросил конкретные цифры, которые Левченко не смог назвать. «Сергей Георгиевич, вы нас ставите в трудное положение, потому что вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько конкретно она увеличится, вы не знаете», – отреагировал тогда Путин.

Вопрос завис. А в ноябре 2019-го региональные власти так и вообще заявили о невозможности строительства дороги – из-за проблем с Прибайкальским нацпарком. И лишь после смены губернатора дело сдвинулось.

Денег на дорогу, как и обещали, выделили. Новая администрация Иркутской области все рассчитала и подготовила документы. Строительство началось. Предполагается, что дорога на Ольхоне повысит качество жизни на острове и послужит дальнейшему развитию цивилизованного туризма.

– Мы завершили в 2020 году согласовательные процедуры по всем нюансам вплоть до размещения строительной техники, заправочной техники. Каждый этап проработан. Сложности всем понятны – это природоохранная территория, – заверила Юлия Гордина.

Четыре неравных участка

Она говорит, что серьезный прорыв произошел в этом году в части согласования публичного сервитута с национальным парком и Министерством природы РФ, что позволило продолжить проектные работы по всем участкам реконструкции автомобильной дороги. Публичный сервитут, напомним, это вид земельного сервитута, который устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, он не предусматривает изъятия земельных участков у собственника и не мешает собственнику распоряжаться землей.

40 километров этой дороги, которая останется двухполосной, поделены на четыре неравных участка: участок в 28 км от причальных сооружений до участка капитального ремонта, где сейчас уже ведутся работы; собственно участок капремонта; участок, проходящий по территории поселка Хужир; и четвертый – от Хужира до Харанцов. Согласование публичного сервитута позволило подойти к завершающей стадии проектирования большой реконструкции крупного участка в 28 км. Там изменится трассировка дороги (для того, чтобы исключить ненормативный радиус и угол наклона).

– Заходим в экспертизу, к концу 2021 года при благоприятных обстоятельствах завершим эту стадию. Начало реконструкции – 2022 год.

Также на острове планируется реконструкция причальных сооружений. На материковой части они уже реконструированы. По островной части завершается проектирование.

Четыре года, говорит Гордина, – и завершатся все работы на Ольхоне. В Ольхонском районе, кстати, будет отремонтирован еще участок дороги в 10 км близ райцентра, поселка Еланцы.

Щебень, емкости и суслики

Участок, который уже ремонтируется, – это пять километров перед Хужиром. По словам Юлии Гординой, завезен весь материал, все необходимые машины и механизмы доставлены на остров. Асфальтобетонная установка будет размещена на острове, как и небольшие мобильные заводы: «У нас для этого специально согласованные со всеми научными центрами земельные участки». 

Фото: irkutskmedia.ru

Напомним, что одним из проблемных моментов было запрещение разрабатывать карьеры для добычи щебня в пределах охраняемой зоны. Экс-губернатор Левченко жаловался Путину как раз на то, что завоз щебня из других территорий увеличит стоимость строительства. Предложение же тогдашнего губернатора было из разряда тех простых решений, которые хуже воровства – разрешить разрабатывать в природоохранной зоне уже выкопанный карьер для добычи инертных материалов. К счастью, президент это предложение не поддержал. По сообщению Юлии Гординой, при строительстве используют щебень из Баяндаевского района. Это дороже – из-за сложной логистики, но безопаснее для природы.

В настоящее время на пятикилометровом участке идут работы по устройству земляного полотна, уложены водопропускные трубы. Сейчас на остров завозят емкости для сбора поверхностных вод – это отныне обязательное требование экологического законодательства. В емкости будет стекаться вся вода с дороги, которую предстоит регулярно откачивать и вывозить на ближайшие очистные в Усть-Орду. Это, конечно же, удорожает содержание дороги в дальнейшем, но Юлия Гордина заверила, что деньги на это будут закладываться в бюджет. 

Фото: ogirk.ru

– Ожидаем больших затрат, но иначе никак. Бетонированные емкости – специальные пластиковые баки, закопанные в полосе отвода – по объему будут расчетными. Расчет осуществляется на основании количества осадков. Ольхон, как мы знаем, не славится осадками, но есть ведь еще нормативы…

Емкости для сбора поверхностных вод установят вдоль всей территории дороги. Причем такое требование коснется вообще всех дорог или их частей, которые будут проходить по территориям особо охраняемых зон.

– Листвянка, например, находится на территории нацпарка, поэтому все новые решения по этой дороге будут сопровождаться обязательным сбором поверхностных вод. Кстати, по Листвянке: заканчивается проектирование реконструкции с 21-го по 29-й километр.

Никаких других нестандартных требований к строительству ольхонской дороги пока нет. Но в дальнейшем, для других дорог, Юлия Гордина прогнозирует появление требований строительства тоннелей – для миграции эндемиков.

– Такое уже в центральной части России появилось. Экологи считают, что дорожники при строительстве дорог нарушают естественные миграционные пути животных. Пока до нас это еще не дошло как обязательное требование, но, возможно, в этом есть резон – на дорогах, например, на Ольхоне часто сбивают сусликов.

В северных территориях, вероятно, придется строить крупные тоннели – там мигрируют крупные животные.

Три вопроса экологии: деньги, деньги и деньги

Конечно же, интересен вопрос о стоимости строительства дороги – учитывая, что и ранее назывались космические суммы, можно предположить, что из-за требования природоохранного законодательства они еще значительно подросли.

– Сумма будет понятна после экспертизы. 28 километров реконструкции – это серьезная стоимость. Тем более что работа идет на территории нацпарка. Нам не разрешили, например, проводить буровзрывные работы, а в одном месте существуют высокие подъемы и радиусы наклона, требуется убирать гору. Соответственно там будет использован гидравлический молот, стоимость этих работ очень высока.

Юлия Гордина говорит, что средства – федеральные, губернатор очень заинтересован в выполнении поручения президента. А значит, есть надежда на благополучное завершение дела.

Также актуальным, на наш взгляд, остается вопрос о содержании дороги. Несмотря на то что руководитель дирекции смотрит в будущее позитивно, она, говоря о более широких планах, касающихся строительства и содержания дорог на территории региона, упомянула, что «денег в субъектах на содержание дорог не хватает».

– Содержание федеральных дорог довели до нормативного, на содержание региональных дорог денег не хватает – лишь 30% от норматива, это очень мало. Поэтому необходимо менять формат и подход к финансированию.

Дорога на Ольхоне, напомним, как раз та самая «региональная дорога». Она не войдет также в число опорных дорог (опорная сеть – это сеть основных дорог по области, которая соединяется с федеральной дорогой, имеет социальное притяжение, транспортно-пересадочные узлы и пр.).

Еще один вопрос, который остается открытым: как дорожные работы повлияют на туризм? Ольхонский район во многом живет за счет приезжающих. ИА «ИрСити» направило соответствующий запрос в ФБГУ «Заповедное Прибайкалье». Замдиректора по экологическому туризму Денис Банщиков ответил, что неудобства не будут критичны и они не думают, «что каким-то образом из-за строительства дороги сократится туристический поток на остров Ольхон. Затруднения при посещении острова существуют и сейчас: это сезонность в работе парома, ограниченный срок действия ледовой переправы, а суда на воздушной подушке далеко не всем по карману».

Более того, экологи уверены, что строительство дороги благоприятно повлияет на состояние острова: водители не будут искать альтернативных путей, выбивая колесами нежную ольхонскую растительность и скудные почвы. Асфальтовая трасса воспрепятствует появлению параллельных грунтовых стихийных дорог, которые уж точно не идут на пользу острову и его обитателям.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру