Иркутск готовится покончить с плохими дорогами в ближайшем будущем

Один из самых запущенных участков – Верхнюю Набережную – восстановят уже к 1 мая

Иркутску от прежней городской администрации досталось тяжелое «дорожное» наследие. Нынешние власти пытаются исправить ситуацию, сложившуюся в областном центре давно, но обострившуюся за последние пять лет.

Один из самых запущенных участков – Верхнюю Набережную – восстановят уже к 1 мая
Фото: пресс-служба мэрии

Мэр сменился, сменился и директор муниципального предприятия «Иркутскавтодор», на которое горожане обычно и уповают. И которое, кстати, ругают – хотя МУП точно так же, как и прочие предприятия, мелкие и крупные, участвует в конкурсах, на общих основаниях выигрывает подряды и отвечает не за все городские дороги, но за свою работу. И сегодня появилась надежда как раз на то, что дела в дорожном хозяйстве областного центра поправятся – за счет развития социально ориентированного городского предприятия.

Асфальтовый завод: старт на новый уровень

«Дороги – однокоренное слово со словом «дорого», – говорит Михаил Малыхин, новый директор Иркутскавтодора: – Средств, конечно, не хватает. Но это нормально, их всегда, даже при больших финансовых объемах, будет не хватать. 

Фото: irk.ru

Причина в том, что в наших климатических условиях очень короток сезон для дорожных работ. Это вам на Краснодар какой-нибудь. При этом подготовительная часть занимает почти все время. Особенно в городе, который насыщен инженерными коммуникациями – от контактной трамвайной и троллейбусной сети, светофоров, тротуаров до дорожных знаков.

– Все это занимает 85% времени. А укладка асфальта – самый быстрый процесс.

Так что вопрос не только в качестве асфальта, как принято думать. Хотя и в нем тоже. Поэтому-то с 10 апреля запущен по полному технологическому циклу асфальтобетонный завод МУП «Иркутскавтодор». Заводу уже 20 лет. Но ежегодно выпускаются новые рекомендации, появляются новые ГОСТы – предприятие нуждается в постоянном обновлении. Начало выпуска асфальтобетонной смеси по полному циклу дает старт всей работе на новом уровне.

– Завод готов, запущен и может выпускать любые виды горячих асфальтобетонных смесей, эмульсии. В год в среднем он способен выдавать 100–110 тысяч тонн продукции. Это, в принципе, позволяет покрыть 50–60% потребности для ремонта в городе.

Завод может давать 100 тонн продукции в час, то есть 1500–1800 тонн в сутки. Но надо понимать, объясняет Малыхин, что у нас «асфальтовых дней» всего 70–80 в году выпадает. Не климат.

Мэр Руслан Болотов уже проинспектировал производственную линию и лабораторию завода.

– Выпускаются, в том числе, компоненты для выполнения всех видов ямочного ремонта – рециклером с применением литого асфальтобетона, методом струйно-инъекционных технологий (ликвидация выбоин с применением кубовидного щебня и эмульсии) и применением горячей асфальтобетонной смеси картами до 100 погонных метров, или 25 квадратных метров, – доложил мэру Михаил Малыхин.

В сфере дорожного строительства начинают действовать новые ГОСТы, это потребует и нового, современного лабораторного оборудования. МУП заключило контракт на поставку оборудования, уже закуплены вакуумное оборудование с вибрацией для испытания асфальтобетонов, весы для гидростатического взвешивания образцов, сушильный шкаф с циркуляцией воздуха и лабораторные сита. Кроме того, в лаборатории будет переоборудован испытательный пресс.

Усиление лабораторной части, надо полагать, скажется и на качестве работ. Кстати, этим летом завод традиционно будет поставлять асфальтобетонную смесь для ремонта взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта. Асфальтобетон для взлетки – это очень ответственное дело.

Эх, дорожка…

Спрашиваем у Михаила Малыхина, как он лично относится к тому, что некие инициативные граждане объявили конкурс на самую большую дорожную яму – мол, весна, асфальт сошел вслед за снегом…

– А вот это – пиар. Партии разные, объединения хотят пропиариться на этой теме. Чего уж проще, чем пиариться на негативе – весной на дорогах негатива очень много. Без политики здесь точно не обходится.

Конечно, работы в городе много. Этого никто не отрицает. Но работы по ямочному ремонту в Иркутске, например, ведутся в круглосуточном режиме. 

Фото: irksib.ru

Один из самых острых для Иркутска моментов – большие участки новой застройки, которые соприкасаются с общественно значимыми пространствами. Например, улица Верхняя Набережная, которая в далеко идущих мечтаниях городских депутатов, властей, да и горожан, должна стать частью единой набережной, прогулочной зоны от Ушаковки до плотины ГЭС.

– Проблема Верхней Набережной понятна. Участок был весь выделен под застройку. И весь променад вдоль участков застройки сделан с нарушениями. Не знаю, как экспертиза это пропускала… Сказать, что проезжая часть была, как говорят, яма на яме, это значит не описать всей тяжести ситуации…

Горожане очень жаловались на этот участок дороги. Городские врасти ждали, пока установятся положительные температуры, и как только это случилось, на участке развернулись дорожники. Ремонт здесь идет без перерыва, большими картами. Планируется заасфальтировать более 4000 квадратных метров полотна. Мэр поставил задачу восстановить дорожное полотно на основных улицах до 1 мая, а также нанести дорожную разметку.

Спасение утопающих дело рук самих утопающих

Еще один сложный момент, с которым приходится сталкиваться сотрудникам МУПа, – подтопления в пределах города. Как правило, это касается частного сектора, СНТ. В апреле топило несколько садоводческих некоммерческих товариществ. Мэр Иркутска ввел режим повышенной готовности в связи с угрозой подтопления из-за таяния снега, возникшей на территории Правобережного округа в районе Плишкинского тракта. В пади Грязнухе, где поднялась вода, МУП «Иркутскавтодор» в первых числах апреля начало обустройство земляной дамбы.

Чтобы перекрыть поступление воды к участкам со стороны болотистой местности, была возведена насыпь длиной в 70 метров. Параллельно велась откачка воды с 6 подтопленных участков СНТ «Кооператор». Кроме того, сотрудники и техника Иркутскавтодора ликвидировали последствия прихода воды в СНТ «Светлый» и «Текстильщик». Три машины пропаривали русло реки, работали два экскаватора, три насоса и четыре мотопомпы.

– Это не было связано с выходом рек из берегов. Граждане сами засыпают водоотводные каналы, блокируют их. Еще перегораживают русла рек – кто-то хочет гусей разводить, кто-то сужает русло, приращивая к своему участку лишние сотки. На самом деле это обязанность владельцев участков – поддерживать в порядке свою территорию, заботиться о своей безопасности, – говорит Михаил Малыхин.

– Что городу можно сделать в этой ситуации?

– Нужна инвентаризация территории, определение водоохранных зон, нарезать каналы нужно. Все это – за счет собственников, СТН. Ведь это частное домовладение. Это сложный процесс, конечно. Приезжают наши сотрудники воду откачивать, а им собственник угрожает: «Только попробуйте мне здесь канаву вырыть!» Люди, очевидно, недопонимают, где их права, а где обязанности.

Парк современного периода

Положение дел потребовало срочного обновления парка специальной техники МУП «Иркутскавтодор». Планируется, что в лизинг будет приобретено сразу 38 различных специальных автомобилей отечественного производства: комбинированные дорожные машины, снегоуборщики, илососы, погрузчики. Все они будут куплены до конца 2021 года. Этой зимой на средства предприятия закупили 3 новые комбинированные дорожные машины производства Кемеровского опытного ремонтно-механического завода.

– Покупка сразу 38 единиц техники – это необходимость. Ну и, конечно, все связано с возможностью. На новый парк в этом году предполагается потратить 250 миллионов. Вообще, обновления должны быть плановые, ежегодные. «Большая закупка – это вынужденная мера», – говорит директор Иркутскавтодора.

На балансе предприятия находится 231 единица техники, 102 из них эксплуатируются уже более 10 лет. Общий износ парка составляет порядка 80%. А за последние пять лет было закуплено лишь 7 единиц техники.

– Затраты на запасные части для изношенной техники колоссальные.10 лет – это не просто много для коммунальной техники, которая работает круглосуточно, это очень много. 5–7 лет – нормальный срок службы в таком режиме. Потом такая техника должна продаваться в частные руки. И там свой срок дорабатывать.

А ведь нужно еще учитывать, что город еще и арендовал технику, что обходится значительно дороже, чем пользоваться своей.

Где же взять денег на столь крупную в масштабах города покупку? По словам главы города Руслана Болотова, муниципалитет прорабатывает различные варианты приобретения техники с привлечением кредитных средств. В ближайшее время МУП «Иркутскавтодор», как сообщил мэр, объявит конкурс по привлечению банковской организации, которая сможет предоставить оптимальное лизинговое предложение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру