Туристы хотят нестандартных развлечений на Байкале

Зимний сезон на священном озере сравнялся по популярности с летним

В зимнем туристическом сезоне 2021 года на Байкале впервые за много лет количество туристов составило порядка 250 тысяч человек. Это практически столько же, сколько и летом.

Зимний сезон на священном озере сравнялся по популярности с летним
Стандартного набора развлечений туристам уже недостаточно. И это вызывает тревогу. Фото Sevpolitforum.ru

В зимнем туристическом сезоне 2021 года на Байкале впервые за много лет количество туристов составило порядка 250 тысяч человек. Это практически столько же, сколько и летом. На пресс-конференции в «Интерфаксе» глава агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина и член правления Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ) Вадим Копылов объяснили, что привлекает туристов.

– Активность была большая. Всех в первую очередь интересует байкальский лед, – сказала Екатерина Сливина.

Зимний сезон на Байкале короткий – это февраль-март, когда лёд установился и по нему можно ездить и ходить. В апреле лёд уже начинает таять, и на Байкале идёт межсезонье. В сезоне 2021 года туристов могло бы быть ещё больше – «подвели» запреты на размещение на турбазах и в гостиницах. Напомним, согласно указу губернатора Иркутской области, гостиницам и турбазам разрешили работать при условии не более 50% заполняемости и при наличии отдельно стоящих домиков либо отдельных входов в номера.

– Пик сезона пришёлся на праздничные дни, – говорит Екатерина Сливина. – С 23 февраля по 8 марта ни на одной туристической базе не было ни одного свободного места – ни в поселке Листвянка, ни в Большом Голоустном, ни на Малом Море, ни на острове Ольхон.

Зимний турсезон 2021 года на Байкале был отмечен несколькими новыми «фишками», которые стали привлекать туристов. Не обошлось и без «старенького»: несмотря на запреты на проведение массовых мероприятий, состоялась Зимниада, которая в 2021 году проходила уже в 17-й раз.

Одной из самых востребованных услуг в новом сезоне стала организация пикников в ледяном гроте. Турфирмы, разрабатывающие притягательные для клиентов события, придумали фото в цветном дыму и «Поцелуй Байкала» – алкоголь наливают в лунку, выдолбленную во льду. Однако такие новинки, по словам Екатерины Сливиной и Вадима Копылова, нельзя считать этичными и экологичными – а экология и уважение к коренному населению и его традициям должны быть основополагающими для туристов и тех, кто придумывает для них программу.

– Вызывает вопрос этичность так называемого «поцелуя Байкала», – говорит Екатерина Сливина. – В агентство поступали жалобы жителей на этот придуманный гидами ритуал. Высказывались разные претензии – от пропаганды алкоголизма до оскорбления священного места.

Теперь нужно придумать, как заполнить паузы между сезонами. Правда, Вадим Копылов уже отметил, что в этом году в Приангарье даже в традиционное межсезонье поток туристов был стабильным. Сейчас уже забронировано достаточно мест на апрель.

Большой поток туристов обнажил главную проблему: инфраструктура не рассчитана на такой поток. Это касается не только мест в гостиницах и на турбазах, но и дополнительных услуг.

– Хивусы работали буквально на износ и не выдерживали, – говорит Вадим Копылов. В марте суда просто стали ломаться. На износ работали и собаки, которые традиционно катают туристов в развлечении «поездки на собачьих упряжках». И к сожалению, высокий спрос породил повышение цен на услуги и на размещение.

И есть ещё один нюанс: закрытые границы привели к тому, что и на Байкал туристы стали ездить семьями. Это показало несовершенство туристической инфраструктуры, которая не предусматривает детский отдых.

– Для нас в этом году весенний сезон будет опытным. Благодаря программе кешбэков Ростуризма люди к нам поедут. Что с ними делать, какие «фишки» появятся у туроператоров – вопрос пока открытый, – говорит Вадим Копылов.

А вот летний сезон 2021 года на Байкале спрогнозировать невозможно. Будут ли сняты или хотя бы смягчены ограничения на размещение туристов? Откроют ли выезд за границу и на каких условиях? Будут ли устроены чартеры на Байкал? 

У нас есть КБЖД, которая привлекает туристов настолько, что Бурятия планирует запустить туры «со своей стороны». Фото Tour-Bar.ru

– Мы стоим на развилке. С одной стороны, мы имеем вал бронирований на летний сезон на Байкале, с другой – такой же вал бронирований на курорты Турции, Кипра, других южных стран, – говорит Вадим Копылов. – И мы понимаем, что люди выжидают, откроют ли выезд и на каких условиях – свободно или с карантинами и тестами. И в соответствии с тем, как выезд будет открыт, люди решают, где они проведут свои отпуска – на курорте за границей или на Байкале.

Совсем без туристов Байкал не останется. В любом случае будут туристы – не пляжные, а целевые. Если границы будут закрыты, то на Байкал рванут те, кто привык отдыхать за рубежом – и приедут сюда, как говорится, «со своим уставом». А Байкал – это далеко не Турция и не Греция, и по инфраструктуре, и по удобствам, и по экологии. Вот и возникает вопрос: а нужны ли нам на Байкале такие туристы «олл инклюзив»?

А пока туроператоры разрабатывают программы «перекрёстных» туров: чтобы те, кто едет в Иркутскую область, потом перебирались в Бурятию, и наоборот. Просчитывают риски – номера и туры бронируются, но не оплачиваются, поскольку люди пока не знают, где и как будут отдыхать. В планы вносит коррективы пандемия коронавируса. И турист не торопится оплачивать бронь – помнит 2020 год, когда всё было забронировано и оплачено, а потом люди не могли добиться возврата денег.

На Байкал может приехать кто угодно. Вот только не всех Байкал принимает – кто-то уезжает, так и не поняв, что все находят в этих турах. Может, нам стоит развивать не всеобщий, а «целевой» туризм? И не только на Байкале, но и в других местах Приангарья?

– Мы уже неоднократно говорили о том, что в Иркутской области есть и другие привлекательные направления, кроме Байкала, – говорит Екатерина Сливина. – В 2021 году мы будем «упаковывать» и оцифровывать туристические ресурсы Черемховского, Заларинского и ряда других районов. У нас есть и другие точки притяжения для туристов, но их нужно включить в списки туристических объектов и «раскрасить», чтобы туристы шли не только на Байкал, но и на другие маршруты.