Госжилнадзор рекомендует доверять управляющим компаниям

Но граждане пока задают вопросы и сомневаются

Глава Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Валерий Десятов и гендиректор Межрегиональной ассоциации управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек отвечают на каверзные вопросы жителей региона о содержании многоквартирных домов и предоставлении коммунальных услуг.

Но граждане пока задают вопросы и сомневаются

Вопросы ЖКХ касаются всех и каждого – даже если вы живёте в собственном доме, неважно, в селе или загородном коттедже. Вам так же надо, чтобы были почищены дороги, чтобы была вода – в колодце, скважине или водопроводе, чтобы работала канализация или вычищался септик, чтобы было электричество… В общем, только Агафья Лыкова в своей тайге когда-то жила без услуг ЖКХ и тех, кто эти услуги предоставляет. Глава Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Валерий Десятов и гендиректор Межрегиональной ассоциации управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия «Содружество ЖКХ» Михаилом Дамешеком отвечают на каверзные вопросы жителей региона о содержании многоквартирных домов и предоставлении коммунальных услуг.

Чем занимается жилнадзор? Присматривает

Служба жилнадзора выполняет три функции. Это надзор за соблюдением законодательства в части лицензионных требований; надзор за соблюдением жилищного законодательства и законодательства об энергоэффективности; лицензирование управляющих компаний. Все полномочия службы жилнадзора перечислены в статье 20 Жилищного кодекса РФ.

С 2015 года служба жилнадзора выдала 389 решений по вопросам лицензирования. В настоящее время в Иркутской области работает 322 управляющие компании, под управлением которых находится 14 570 многоквартирных домов. Всего же в регионе порядка 20 тысяч МКД, управляют которыми не только управляющие компании (УК), но и жилищные кооперативы (ЖК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Служба жилнадзора присматривает за ними всеми.

– Стабильно в течение всех лет работы службы мы получаем примерно одинаковое число обращений граждан, – говорит Валерий Десятов. – Это чуть более или чуть менее 11 тысяч в год. И каждое мы рассматриваем, на каждое реагируем либо проведением проверки, либо разъяснением гражданину его прав, либо решением споров.

Проведение проверок – один из способов надзора за работой управляющих МКД организаций. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Несмотря на мораторий на проведение плановых проверок, который был введён в марте 2020 года, служба провела 744 проверки по обращениям граждан и вынесла взысканий в виде административных штрафов на 13 миллионов рублей.

– Обращения граждан, которые поступают в службу, мы условно поделили на четыре группы, – говорит Валерий Десятов. – Первая – вопросы содержания МКД и общедомового имущества. Вторая – начисления платы за ЖКУ. Третья – вопросы по изменениям жилищного законодательства. И четвёртая – проведение капремонта МКД. 

Глава госжилнадзора Валерий Десятов

Жаловаться, кстати, люди могут и в «Содружество ЖКХ» -– саморегулируемую организацию, в составе которой уже более 100 членов. Они занимаются вопросами взаимодействия управляющих компаний и жителей домов.

Зона влияния

– УК не предоставляет акты выполненных работ. Что делать?

В первую очередь нужно посмотреть, кто имеет право подписывать акты выполненных УК работ. Согласно действующему законодательству, у каждого МКД должен быть совет дома, а у совета – председатель, и чаще всего именно председатель совета дома и подписывает акты УК. Однако в некоторых случаях право подписи актов даётся старшему по дому. Решение об этом принимает общее собрание. И УК обязана давать акты выполненных работ на подпись не всем в доме, а только тому, кто уполномочен на это общим собранием жильцов. Если это не вы – ознакомиться с актами вы сможете в отчёте УК, который она должна ежегодно проводить и размещать в своём офисе или на портале «ГИС ЖКХ».

– В подъездах домов в поселке Новомальтинск Усольского района ужасная антисанитария, влажную уборку никогда не делают. Как на это повлиять?

Частота и вид уборки в подъездах определяются договором управления, заключённым с УК. Зачастую, желая сэкономить, жители сокращают частоту уборки в подъездах. Есть такие дома, где влажная уборка прописана раз в два месяца и даже реже. Конечно, там будет грязно.

– УК завышает стоимость текущего ремонта и нарушает ведение отчётов. Что делать?

Прежде чем обвинять управляющую компанию в завышении стоимости ремонта, скажите: а вы умеете читать сметы? Знаете разницу в материалах, их стоимости и цене работ? Очень часто люди считают, что УК делает дорого, а вот они приведут мастеров, которые сделают дешевле. Давайте посмотрим, к примеру, на установку окон в подъездах. Жители приводят мастера, который делает дешевле, и ведутся только на магическое «дёшево». На работы даётся гарантия, проходит год – мастер уехал куда-то, окно сломалось. УК приходится искать специалистов и чинить, платить деньги. Или приведённый жильцами мастер предлагает обычное окно, а УК хочет поставить армированный профиль. Вот только обычное окно дёшево – но оно также легко ломается и может выпасть, если на него надавит, допустим, ребёнок. Поэтому мы рекомендуем больше доверять УК в вопросах текущего ремонта – они занимаются этим профессионально и знают, что делают.

– В УК невозможно дозвониться. Как на них повлиять?

Согласно нормативам, гражданин должен дозваниваться до УК максимум в течение пяти минут. Если там не берут трубку, то система должна зафиксировать звонок, а УК должна перезвонить гражданину и уточнить, какой у него вопрос. Также должны записываться разговоры. Также в каждой УК должна быть круглосуточная аварийно-диспетчерская служба. Если не можете дозвониться до УК, вопрос адресуйте в диспетчерскую службу и пишите в жилнадзор.

Капремонт и жилнадзор: не вместе, но рядом

– Принимает ли служба жилнадзора проведённый капремонт МКД?

Капремонтом занимается Фонд капремонта Иркутской области. Служба осуществляет только контроль в части тарифов, формирования фондов и спецсчетов, а также формирования отчётности. Право принятия ремонта есть у собственников жилья, равно как и контроля за ходом ремонта. Большинство УК подписали соглашение с ФКР, по которому компании участвуют в контроле и принятии капремонта. УК потом будет обслуживать этот дом, и в её интересах проверить, чтобы всё было сделано качественно. И никто лучше УК не найдёт недостатки на доме.

– Дом 335-й серии, состояние панелей ужасное. Что делать?

Первое, что нужно сделать в этом плане – обследование панелей. Обратитесь в УК, она осмотрит панели и определит, пришёл ли в негодность верхний слой или уже ломаются конструктивные элементы. Если это верхний слой – можно отремонтировать либо в рамках текущего ремонта, либо, если таких панелей много, подать заявку в ФКР на включение вашего дома в список на капремонт на ближайшее время. Если же панели отремонтировать уже невозможно, тогда нужно идти к муниципальным властям и добиваться проведения полного обследования, которое признает дом аварийным и подлежащим либо капремонту, либо расселению. И тогда вопросами дома будет заниматься администрация муниципалитета. 

Однако нам несколько раз писали жалобы на состояние панелей в домах жители квартир, которые решили утеплить их крайне оригинальным способом. Панели могут быть пустотелыми, и люди просверливают их и заливают внутрь пустоты монтажную пену. Пена разбухает – и панель распирает либо в квартиру, либо наружу. Вот тут ремонтировать такую панель должны те, кому пришёл в голову столь оригинальный способ утепления…

Кто платит и музыку заказывает?

– Я живу в муниципальной квартире. Кто должен отвечать за смену электросчётчика?

До июля 2020 года за замену электросчётчиков в муниципальных квартирах отвечал муниципалитет -– как собственник. А с июля 2020 года обязанность следить за электросчётчиками и менять их по истечении срока службы возложили на гарантирующего поставщика – в Иркутске это Энергосбыт. Если у вашего счётчика вышел срок службы, гарантирующий поставщик должен сменить прибор учёта за свой счёт.

– Почему такие большие суммы в платёжках за отопление? Более семи тысяч в месяц за квартиру площадью 60 квадратных метров! 

Отопление – одна из самых дорогих статей в платёжке ЖКХ. Хотелось бы напомнить, что плата за отопление взимается двумя способами: равномерно в течение года либо по факту предоставления услуги. Те, кто платит равными платежами, в начале следующего года могут либо получить приятный перерасчёт, либо – неприятный, когда УК подводит итоги года и считает показатели общедомового счётчика на тепло. Те, кто платит по факту, могут заметить, что суммы в платёжках неравномерные: осенью и весной они небольшие, зимой – самые высокие, а летом плата не взимается. Если вы считаете, что оплата незаслуженно высока, напишите обращение, будем разбираться: смотреть тариф, показатели счётчика и т. д.

– Кто должен вывозить крупногабаритный мусор и строительный мусор с контейнерных площадок? И как часто должны очищаться эти площадки?

При низких температурах, ниже -5 градусов, допускается очистка контейнерных площадок не реже раза в три дня. А когда становится тепло, мусор должны вывозить ежедневно. Это требования санитарных правил. Крупногабаритный мусор также вывозит региональный оператор или нанятые им подрядчики. А вот что касается строительного мусора, то его должен утилизировать тот, кто его произвёл, то есть гражданин. Если вы делаете капитальный или просто крупный ремонт, меняете окна или двери, крушите стены или полы – вы должны нанять машину и вывезти этот мусор на полигон.

Художественная самодеятельность и закон

– УК хочет убрать с нашего двора все автопокрышки, которые используются в качестве клумб. Справедливо ли это?

Если вы живёте в Иркутске, то справедливо. Депутаты думы Иркутска приняли решение о запрете использования автомобильных покрышек в качестве декораций во дворах. И УК должны их демонтировать.

– УК имеет офис в микрорайоне Топкинском, а дома на обслуживание взяла в Солнечном. Должна ли она сделать офис в шаговой доступности для жителей обслуживаемых домов?

Да, действительно, по действующим стандартам и правилам, радиус доступности УК для жильцов должен быть не более трёх километров. Если организация зашла на обслуживание, она должна открыть представительство или офис вблизи обслуживаемых домов. Многие УК стремятся взять в обслуживание дома в самых разных районах города – лишь бы захватить. Однако хотелось бы предупредить жильцов: если к вам приходят представители управляющей компании и предлагают привлекательные условия на обслуживание – не поленитесь съездить к ним в офис. Если в офисе только стол, стул и телефон, такую УК выбирать не рекомендуется.