Скандал: черные лесорубы стремятся захватить север Иркутской области

Смогут ли недобросовестные лесопользователи распилить не только наш лес, но и нашу власть?

Президент проводит в жизнь меры по декриминализации лесной отрасли в России, понимая, что «главенствующий принцип здесь, к сожалению, остаётся: любой ценой взять объёмы, а после хоть трава не расти». И губернатор Иркутской области занят выводом отрасли на «чистые отношения» с обществом и государством.

Смогут ли недобросовестные лесопользователи распилить не только наш лес, но и нашу власть?

То есть коррупционеров должны прижать, действия их пресечь, всех заинтересантов в расхищении тайги отлучить от кормушки, а то и обеспечить посадку с конфискацией. Однако ситуация оказывается не такой прямой, как «линия партии». На местах для многих лес все еще остается лишь добычей. Причем некоторые из этих «многих» для защиты своих интересов рассчитывают взять новую высоту – прорваться во власть. И образуется замкнутый круг. Что называется, его в дверь, а он в окно. В Приангарье такая ситуация может сложиться для северных территорий – в Усть-Илимском районе, который является крупным экономическим узлом, накаляются страсти, общественность в соцсетях обсуждает, что во власть пытаются зайти черные лесорубы.

Случай на большой дороге

Усть-Илимская лесодобыча связана и непосредственно с территорией Иркутской области, и с ресурсами Красноярского края. Лесодобытчики двух регионов сплетены логистикой, возможностями переработки древесины. Часто компании из Усть-Илимска работают на красноярской территории. К сожалению, в последнее время работают скандально. Крупно, на федеральном уровне, усть-илимские лесодобытчики «прославились», оккупировав в сентябре 2020 года дорогу в Эвенкийском районе Красноярского края. Они установили шлагбаум на середине пути, ведущего из тайги, и за проезд груженых лесовозов требовали плату. Если водители «брыкались», на подмогу готова была выдвинуться вооруженная охрана. 

Скриншот с данных видеокамеры

Казалось бы – вот частный случай, ну мало ли что могло прийти в голову какому-то там частнику, который придумал себе такую «нахальную» статью дохода. Однако дело оказалось куда серьезнее, высветив то, как на самом деле организована лесодобыча.

Газета «Новые Известия» открыла имя предпринимателя – Сергей Федоров. Он зарегистрировал в Усть-Илимске ИП (с 2016 года), основная деятельность которого – оптовая торговля лесоматериалами и строительными материалами. Газета провела небольшое расследование и сообщила, что с гражданином Федоровым договор аренды заключил не абы кто, а Министерство лесного хозяйства Красноярского края – по договору ему был выделен лесной участок для строительства лесовозной дороги в 130 км.

По нашим источникам, никаких действий по такому масштабному строительству и не предполагалось, дорога существовала давно, строило её АО «Группа Илим». Это дает возможность предполагать, что договор носил формальный характер. Хотя поборы с машин требовались не формальные, а настоящие и довольно-таки существенные. Понятно, что разгорелся скандал. Тем более что, цитируя «Новые Известия», «документ был подписан на тот момент заместителем министра Димитрия Маслодудова, который в середине сентября этого года был задержан по подозрению в получении взятки в крупном размере». А в феврале красноярскому экс-замминистру «впаяли» еще и обвинение в мошенничестве.

Бизнес с подмоченной репутацией

Этот тонкий намек на очень толстые обстоятельства был усилен тем, что индивидуальный предприниматель из Усть-Илимска – человек, хорошо известный в городе и особенно правоохранительным органам. Поговаривают, что он пришел в бизнес оттуда, откуда и многие – из лихих девяностых, со всеми вытекающими. Мы не станем вдаваться в подробности, чем он промышлял тогда. Интереснее другое – в своих ли интересах он работал на большой эвенкийской дороге? Кстати, в конце сентября в отношении Федорова было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 330 УК за самоуправство, иначе говоря – за незаконное перекрытие дороги без предоставления альтернативного проезда.

Из компетентных источников нам также известно, что предприниматель находится в тесных отношениях с другими работниками пилы и топора, например с Амираном Гогнадзе, уроженцем поселка Невон Усть-Илимского района. Как индивидуальный предприниматель Гогнадзе зарегистрирован в Красноярском крае. Там в марте 2020 года на бригаду ИП Гогнадзе было возбуждено уголовное дело по незаконной рубке (Гогнадзе, согласно источнику, непосредственно отдавал распоряжения на месте преступления). А в Усть-Илимском районе у Гогнадзе есть еще и свое предприятие ООО «Компания Илимлес» с основным видом деятельности – лесозаготовка.

В свою очередь компаньоном этого молодого предпринимателя является уроженец Усть-Илимска, еще один представитель этнического сообщества, Сергей Машинян с сильно отягощенным послужным списком. Дело в том, что он уже привлекался к уголовной ответственности за особо крупные незаконные порубки в Красноярском крае, в районе урочища «Фитили». И с августа 2012 по март 2014 года даже содержался под стражей. По иску министерства от имени Российской Федерации к Машиняну последнего обязали выплатить в качестве возмещения ущерба более 200 миллионов рублей. Пока, насколько нам известно, сумма не взыскана. Вот, скажем, почему бы господину Машиняну не выплатить более 200 миллионов, как и обязал его суд, в пользу Российской Федерации? Гогнадзе и сотрудник его предприятия проходили по делу как свидетели.

Несмотря на послужной список, Сергей Машинян, сегодня числящийся директором ООО «Сиблидер» (единственный учредитель – Армен Машинян, основная деятельность – оптовая торговля лесоматериалами) пытался получить лесные деляны через суд, однако безуспешно.

Все это, само собой, складывается приблизительно в такую картину: лесом занимаются те, кто уже создал себе неблаговидную репутацию расхитителей государственного добра. Согласуется ли это с внутренней политикой Российской Федерации, с усилиями силовых структур декриминализовать лесной бизнес? А с намерениями президента России навести порядок в лесной сфере? Вряд ли.

Вся власть черным лесорубам?

Более того, в телеграмм-канале «Силовики» появилась жесткая информация о том, что, цитируем, «участники усть-илимских ОПГ в Иркутской области предпринимают попытку устроить передел в лесной сфере» и «захватить власть в ключевых населенных пунктах на границе Иркутской области и Красноярского края». И вышеназванные представители лесного бизнеса из Усть-Илимска определены как «участники усть-илимских ОПГ». Как известно из открытых источников, усть-илимская организованная преступная группировка входит в знаменитое Братское ОПС (организованное преступное сообщество).

Ситуация с «федоровской» дорогой в Эвенкийском районе прогремела по всей стране и наглядно показала, что методы для достижения собственных целей некоторые бизнесмены действительно используют совершенно незаконные. Легальный бизнес, а особенно крупные предприниматели, ответно доказали, что готовы бороться за чистоту в лесной отрасли. Когда «федоровские» преградили машинам путь шлагбаумом, основными инициаторами обращения в прокуратуру выступили АО «Группа Илим», ООО «Красноярский центр строительства», ООО «Кодинское». В итоге дорогу открыли. Но на инициаторов жалобы в интернете появились негативные материалы. Шквал очерняющей информации полился на АО «Группа Илим» и ООО «КЦС», которые, кстати, реализуют серьезные инвестиционные проекты.

Материалы против АО «Группа Илим», ООО «Красноярский центр строительства», иркутских политиков и начальника полиции Усть-Илимска вышли в Красноярске тотчас после обращения в прокуратуру из-под пера одного из местных журналистов Дмитрия Голованова, имеющего собственное бюро расследований "Факт". Неужели против крупных лесных компаний развязали информационную войну, не желая конкурировать с такими сильными соперниками в правовом поле, ведущими легальный бизнес в лесной отрасли?

Есть факты, которые указывают на это. Как удалось выяснить, журналист Дмитрий Голованов, приезжавший на территорию КЦС собирать материал, прибыл туда, согласно камерам видеонаблюдения и показаниям сотрудников, на автомобиле Toyota Land Cruiser с госномером, который, по сведениям общедоступных информационных ресурсов (auto.ru, avtocod.ru), принадлежит ГАЗ-3110 «Волга». А вот в город вернулся очень похожий автомобиль с теми же людьми в салоне – но уже с другим госномером, принадлежащим человеку, связанному с ООО «Компания Илимлес». 

Скриншот с данных видеокамеры

Телеграмм-канал «Силовики» считает, что лесной бизнес с сомнительной репутацией в принципе намерен прибрать к рукам север Иркутской области. Цитируем: «Участники усть-илимских ОПГ пытаются влиять на региональную политическую повестку. Поселок Невон Усть-Илимского района возглавляет их человек, который готовится к переизбранию при поддержке черных лесорубов». Есть мнение, что в 2019 году представители Братского организованного преступного сообщества уже пытались провести на пост мэра своего кандидата, но тогда у них ничего не вышло. Кроме того, «на следующих выборах мэра города Усть-Илимска они также планируют выставить своего кандидата».

А что же дальше? Может быть, ради того, чтобы развязать себе руки, ради максимальной свободы действий Братское ОПС руками членов усть-илимской ОПГ желает не только избрать своего мэра, но и заменить начальника полиции, депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, а возможно, иметь собственного представителя в Государственной Думе? Вот ведь совпадение: в материалах журналиста из Красноярска негативная информация полилась и на депутата ЗС Виталия Перетолчина. Открытые источники сообщают, что он рассматривается как один из возможных кандидатов в Государственную Думу по 96-му Братскому избирательному округу. Возможно, цель этих «журналистских расследований» и есть желание очернить и нейтрализовать сильных конкурентов на своем пути во власть?

Одно бесспорно: если черные лесорубы попадут во власть, то паразитировать на лесных богатствах страны им будет проще. Региональным властям и силовым структурам в этом случае предстоит еще большая работа…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру