«Иркуцкость» как чувство прекрасного: союз дизайнеров возвращается

Дизайнер, эксперт ТПП Валерий Хорохордин о том, что в Иркутске не совсем понимают определение "дизайн"

Советником президента Союза дизайнеров России в Сибирском федеральном округе стал креативный директор дизайнерско-исследовательского бюро GDT, эксперт Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Валерий Хорохордин.

Дизайнер, эксперт ТПП Валерий Хорохордин о том, что в Иркутске не совсем понимают определение "дизайн"

По его инициативе в Иркутске открывается новое региональное отделение Союза дизайнеров России (прежнее было закрыто по решению Минюста) и создается филиал Института развития дизайна и креативной экономики, который будет координировать инициативы профессионалов всех региональных отделений, исследовать рынок и осуществлять проекты, направленные на развитие индустрии. О специфике иркутского дизайна и о том, в каком направлении – на его взгляд – должна развиваться деятельность регионального отделения Союза дизайнеров России, Валерий Хорохордин рассказал в интервью «МК Байкал».

Пропорционально уровню жизни

– Если в общем: как в Иркутске обстоит дело с дизайном?

– В Иркутске дизайн отсутствует как дисциплина. В принципе нет понимания, что это такое. Не говоря уже о том, что наша профессия в последнее время сильно обесценена. Вплоть до того, что дизайнером может считаться каждый, кто владеет фотошопом.

Более того, дизайн в сознании большинства – это либо афиши, плакаты и баннеры, либо интерьеры, к созданию которых был привлечен дизайнер. Но это понятие само по себе гораздо шире и глубже. Дизайн пропорционален уровню жизни – если уровень жизни высок, то высок и уровень дизайна. Это и красота, и функционал, и вписанность предмета в среду.

Люди нашей профессии ответственны за то, чтобы культивировать чувство прекрасного во всем, начиная от формы кофейных стаканчиков и до оформления улиц, ведь все это годами формирует общее восприятие нашего города, его эстетику.

– В нашем регионе в последние годы идет постоянный поиск бренда области и города Иркутска. Но то, что предлагают дизайнеры, не выстреливает.

– Не выстреливает, потому что к этой задаче люди подходят не фундаментально. Для того чтобы сформировать туристический бренд города или области, недостаточно нарисовать какой-то значок, который, по мнению автора, отвечает поставленной задаче. Нужно искать его методом научных исследований. Ведь дизайн — это прежде всего аналитика и создание на основе аналитических данных продукта для людей.

Например, я довольно много занимался дизайном предвыборных кампаний в разных регионах, и всякий раз прежде чем разработать «способ подачи» кандидата, сформировать его образ, Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил исследование методом фокус-групп. Дело в том, что каждый человек может сказать, с какой геометрической фигурой и каким цветом у него ассоциируется его регион. Для жителя Владивостока его город – это зеленый треугольник, Астрахань для астраханцев – желтый круг, Новосибирск для аборигенов – красный и синий параллелограмм. У Иркутска все немного сложнее, ведь у нас имеет место сильное смешение культур. Но все равно нужно провести исследование и выявить этот символ. Возможно, это будет зонтичный бренд, который будет понятен всем (зонтичный бренд – вид стратегии расширения бренда, куда включается сразу несколько возможностей, востребованных разными группами. – прим. ред.). Но очевидно, что в нем обязательно будет отражен образ Байкала – как уникального природного достояния нашего региона.

Профсоюз для молодых

– Чем будет заниматься филиал Института развития дизайна?

– Изучением дизайна и дизайн-коммуникаций – то есть подходов, того, как этот дизайн доносить до людей. Мы намерены на основе аналитических данных искать возможности подачи того или иного образа. Будем воспитывать культуру дизайна.

Параллельно займемся коммуникацией дизайна и бизнеса. Тем более, что 2021 год объявлен международным годом креативной экономики. Иркутские профессионалы в нашей сфере всегда были самобытными, но сегодня мы можем показать их потенциал всему миру. А нашим дизайнерам, кстати – возможные перспективы. Планируем развивать несколько направлений, в том числе такие, как туризм и дизайн, карьера в Сибири. У нас талантливая молодежь, и нам важно, чтобы выпускники вузов и молодые дизайнеры оставались работать в регионе. Сейчас они уезжают.

– Какие проблемы сегодня есть у молодых дизайнеров? Ведь, на мой взгляд, качество образования в этой сфере не отвечает задачам сегодняшнего дня.

– Проблема в том, что их обучением занимаются не действующие дизайнеры, не те, кто работает в профессии. То есть не те люди, которые идут в ногу со временем, чувствуют тренды и самое главное – занимаются реальной профессиональной деятельностью, участвуют в известных международных профильных выставках, имеют какие-то достижения. Часто преподаватели – это вчерашние выпускники, еще не сформировавшиеся в профессии. А ведь молодые люди сегодня нацелены на будущее, они знают, что в этой сфере происходит. И преподаватель, который не отвечает их требованиям, их запросу, попросту не будет им интересен. Они его не воспримут всерьез.

В то же время преподаватели, которые сами не реализованы в профессии, часто не заинтересованы в том, чтобы студенты развивались, чтобы они превосходили их собственные достижения. К сожалению, такое есть. И, как вы понимаете, в таком случае у студента не будет никакого развития.

Кроме того, у студентов отсутствует нормальная производственная практика, во время которой и осваивается большинство специальных навыков.

– Возможно, молодым дизайнерам может помочь профессиональный союз?

– Региональное отделение Союза дизайнеров России должно выступать продюсером молодых дизайнеров, тех, кто талантлив, но по объективным причинам пока не имеет возможностей для реализации своего потенциала. Профсоюз может стать посредником, связующим звеном между разными заинтересованными структурами, фондами, бизнесом – и молодыми дизайнерами.

Фактически мы можем помочь соединить бизнес и дизайн, воспитать свои кадры в сфере графического и промышленного дизайна, которые в перспективе останутся работать в Иркутской области. Половина из 369 предприятий, которые сегодня состоят в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири, нуждаются в такого рода услугах. Предприниматели ищут профессионалов по всей России, при том, что у нас есть свои спецы, талантливые люди. Весь вопрос в налаживании коммуникаций.

Чем займемся?

– Как я понимаю, члены Союза дизайнеров в регионе сегодня занимаются чем-то другим?

– В основном – организацией детских и юношеских выставок. Это прекрасно, но надо четко понимать: это не дизайн, а художественное творчество. Дело в том, что основной состав регионального отделения Союза дизайнеров России – преподаватели технического университета (ИРНИТУ), которые реально не работают в этой сфере. Их нельзя назвать действующими дизайнерами, поэтому им не близки те проблемы и направления, которые я назвал выше.

– Расскажите, как вы сами стали дизайнером?

– С детства любил рисовать и после девятого класса решил поступать в Иркутское художественное училище. Но мне не хватило навыков и знаний в академическом рисунке. Один из педагогов, Николай Михайлович Морозов, заметив меня, предложил заниматься внеклассно. Так я получил базу: живопись, композицию. Он же посоветовал мне после 11 класса идти в Политех. Поэтому я поступил на кафедру дизайна к Владиславу Несынову, закончил вуз и начал работать по профессии. Кстати, свой первый заказ я получил через специальный портал от нью-йоркской компании Majestic Entertainment, мне нужно было создать скетчи для компьютерной игры. Благодаря этому я узнал, как устроен американский рынок. Там работают узконаправленные специалисты: есть иллюстраторы и отдельно те, кто занимается трехмерным моделированием, текстурированием и настройкой света. Российские специалисты универсальны, это влияет на стоимость и сроки выполнения задачи, что, несомненно, становится привлекательным для любого заказчика. Потом я работал в разных сферах – от графического и промышленного дизайна до политического (в частности, над проектом Putin Team).

Была поставлена задача: для фестиваля «Байкальской прессы» сделать сцену, выдержав стилистику программы «Вечерний Ургант». Получилось не скучно – дизайн определяет настроение

– У дизайна настолько широкая сфера деятельности?

– Дизайн – это все, что нас окружает. Надо понимать, что он имеет косвенное отношение к искусству. Это в первую очередь ремесло, с помощью которого специалисты создают актуальные визуальные формы.

Существует дизайн-пропаганда. Можно сказать, что это создание репутаций с помощью дизайна: например, он формирует общее восприятие населенного пункта – как для тех, кто там не живет, так и для жителей, которые приобретают чувство гордости за свой дом. Норвежский дизайн – простой тому пример. Он соотносится, кстати, с определенным уровнем жизни.

Есть дизайн-коммуникация, которая у нас в принципе отсутствует. Это то, с чем сталкивается человек, попадая в тот или иной регион – от салфетки до путеводителя. Мы понимаем, что буквально все, к чему бы мы ни притронулись – это в какой-то степени дизайн. И получается, что производитель, упаковывающий свой продукт в правильную «обертку», таким образом транслирует позитив: например, что это очень красивый и чистый регион. Он с помощью продукта формирует дизайн-коммуникацию, которая влияет на людей. Наша задача как профессионалов – вывести эту сферу в нашем регионе на достойный уровень.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру