Коронавирус плохо повлиял на Байкал

Как свежие разработки сибирских ученых используются на практике

2021 год объявлен Годом науки и технологий. А Сибирское отделение СО РАН (первоначально – Восточно-Сибирское) появилось 70 лет назад. Подразумевалось, что у него будет два направления работы: фундаментальные исследования и практическая часть по решению проблем региона. 

Как свежие разработки сибирских ученых используются на практике
Фото: irk.ru

В последние годы фундаментальные исследования иркутского филиала, что называется, «пошли в народ». Об этом на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Сибирь» рассказали иркутские ученые.

Ученые на промплощадках: отходы, нефть, дороги

– Буквально 10 февраля был подписан договор с ФГУП «Единый экологический оператор» Росатома, согласно которому иркутские ученые будут вести научное сопровождение работ по ликвидации вреда, накопленного при деятельности БЦБК, – сообщил академик Игорь Бычков, директор иркутского филиала СО РАН. – К работе будут привлечены ученые нескольких институтов СО РАН, и мы сможем предложить работающие технологии ликвидации накопленного вреда. 

Фото: irk.today

В феврале также был подписан первый договор с ОАО «РЖД», который связан с нашумевшим законом об отмене обязательной экологической экспертизы при модернизации БАМа и Транссиба. Это договор о научном сопровождении одного из участков магистрали. Готовятся к подписанию договоры о сопровождении еще по 23 участкам. 

– Мы довольно долго говорили о развитии Северомуйского тоннеля и способах строительства дополнительных путей, – говорит Игорь Бычков. – В частности, ученые предлагают в дополнение к тоннелю построить обходные пути. 

Транспортные компании и власти начинают активно пользоваться наработками ученых по вопросам строительства магистралей и путепроводов.

– Так, недавно я вернулся из Якутии, где обсуждались вопросы взаимодействия с научным сообществом при строительстве моста через реку Лена. А РЖД по предложению Андрея Федотова, директора Лимнологического института, готовится установить экспериментальные автоматические системы мониторинга определения уровня рек. Это и для науки будет очень хорошо, и на практике позволит предупредить негативные последствия. 

Иркутская наука еще 50 лет назад начала исследование тектонной физики разломных зон, а также системы разломов. (Напомним, именно в зоне Байкальского разлома сейчас происходят землетрясения). Первоначально изучение велось исключительно в научных рамках. Сейчас накопленный опыт начинают активно использовать на практике, например, при разработке Ковыктинского газового месторождения в Приангарье и серии других нефтегазовых месторождений Иркутской области. Решается вопрос о том, чтобы сделать обязательным метод тектонофизического анализа при разработке таких месторождений по всей России.

Директор Института земной коры, профессор РАН Дмитрий Гладкочуб объясняет, что метод позволяет оценить запасы месторождений и безопасно разведывать и эксплуатировать их. Так, разломные зоны, которые могут быть на месторождениях, приводят к авариям, потере буровых растворов, непредвиденным горным ударам и т. д. А если воспользоваться наработками иркутских ученых, то проблем можно избежать и свести потери к минимуму. 

Запреты на строительство научных объектов сняты

Иркутский филиал СО РАН также начал выполнять крупный проект, связанный с организацией и развитием комплексного мониторинга Байкальской природной территории. В разработке проекта принимали участие 14 институтов Сибири. Исследования ведутся во всех направлениях и имеют практическую ценность. Так, уже получены результаты по мониторингу ледового покрова на Байкале и на реке Селенга. 

Очень часто для ведения наблюдений ученым нужно строить станции, устанавливать оборудование и обустраивать пункты наблюдений. И зачастую в оптимальных местах этого делать нельзя – в частности, на Байкале, где необходимо цифровизировать систему мониторинга. В настоящее время в России идет реализация крупнейшего проекта – национального гелиофизического комплекса РФ. И по некоторым направлениям сняты ограничения, в том числе и законодательные, на размещение станций мониторинга в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. В конце 2020 года было принято постановление, в котором отдельной строкой сняты запреты на строительство научно-исследовательских объектов. Две крупные установки национального гелиофизического комплекса будут построены на берегах Байкала, и одна из них разместится неподалеку от острова Ольхон. 

Еще одна работа иркутских ученых будет расширена в 2021 году: мониторинг ледового покрова на реках. В начале 2020 года были установлены цифровые станции, которые ведут онлайн-мониторинг состояния льда. Таких станций было две – на Байкале в районе переправы «МРС – Ольхон» и на реке Селенга. Станции позволили отслеживать с определенным интервалом нарастание толщины льда и его плотность. 

На следующем этапе работы ученые будут наблюдать, как лед разрушается и тает. После этого создадут модель разрушения льда на реках. Ученые утверждают, что можно прогнозировать события с точностью 3-4 дня – это даст властям территорий возможность подготовиться к возможным чрезвычайным ситуациям. 

У популяции омуля «демографическая яма»

В 2020 году Лимнологический институт СО РАН провел работу по гидроакустическому учету численности популяции байкальского омуля. Работы проводились в акватории озера Байкал в районе дельты реки Селенга. Выяснилось, что в популяции омуля на этой территории преобладают старые особи, 7-9 лет. Молодняка, по словам Андрея Федотова, практически нет. Ученые называют эту ситуацию «демографической ямой». При этом ученые отмечают, что пищевая база для рыбы в месте исследования вполне достаточна.

Фото: open2.irkobl.ru
Данные, полученные иркутскими исследователями, переданы во Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии.
В 2021 году работы по гидроакустическому учету омуля на Селенгинском мелководье будут проводиться совместно с Росрыболовством. Сроки исследования – последние числа мая, 5-6 дней. Район исследований – около 300 километров. Об этом сообщил директор Лимнологического института, доктор геолого-минералогических наук Андрей Федотов.

На следующий год лимнологи запланировали масштабный гидроакустический учет по всему Байкалу. После этого, по словам Федотова, можно будет говорить о количестве рыбы в Байкале. При этом, по словам лимнологов, следует обязательно учитывать климатические условия, которые оказывают влияние на поведение и размножение омуля. В некоторые годы рыба может вообще не выходить на нерест. Соответственно, не появляется молодняк и возникают вот такие «ямы». 

Также для оценки числа рыбных ресурсов иркутские ученые начали делать ДНК-исследование окружающей среды. В воде прекрасно сохраняются следы рыб, и такие опыты лимнологи проводят уже в течение двух лет. 

Пандемия усугубила состояние Байкала

Чтобы вести качественный мониторинг состояния Байкала, ученым требуется установить систему датчиков и станций. Сейчас исследования проводятся с помощью рейдов четыре раза в год. Установленная в Больших Котах станция позволяет делать замеры раз в 10 секунд и передавать результаты онлайн в научный центр. Вторую такую же станцию планируется установить в Листвянке. Она в том числе будет фиксировать антропогенную нагрузку. 

Иркутские ученые уверены, что сейчас нужно особое внимание уделять новым загрязнителям природы – это антисептики и антибиотики, которые получили широкое распространение в период пандемии. Речь идет в том числе и об «Анавидине», а также о новых очистителях и растворителях. Первые же эксперименты показали, что «Анавидин» угнетает водоросли. А компоненты антибиотиков не разлагаются и не расщепляются в очистных сооружениях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру