Спикер Заксобрания Приангарья рассказал, как застраховать ипподром от посягательств

Без частного инвестора развить спортивный объект не удастся

В свой юбилейный, 120-й год иркутский ипподром привлекал внимание, к сожалению, совсем не праздничными поводами. Несколько месяцев длился конфликт любителей конного спорта и застройщика, который возводил жилые многоэтажки в опасной близости от беговой дорожки. 

Без частного инвестора развить спортивный объект не удастся
Фото: Кирилл Шипицин.

Спор удалось разрешить, а ипподром – спасти от исчезновения, под угрозой которого он оказывается уже не первый год. Городские и региональные власти включились в активную борьбу за сохранение и развитие иркутского ипподрома, одного из старейших в России. Своим мнением поделился спикер Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников. 

Александр Ведерников. Фото: t24.su

– Ипподром не раз оказывался под угрозой коммерческой застройки. В связи с чем эта территория неизменно привлекает строительные компании? 

– Действительно, на территорию ипподрома неоднократно посягали с целью возвести там многоэтажные дома и даже торговый центр. Это, конечно, привлекательно – 20 гектаров земли вблизи к центру города, в транспортной и пешеходной доступности, со всеми коммуникациями. Но мы понимаем, что у этого участка особое назначение – спортивное, и ничего кроме ипподрома здесь строиться и существовать не должно. Собственно, эта позиция уже закреплена правилами землепользования и застройки города Иркутска.

– С учетом нынешнего состояния ипподрома развитие пока сложно представить…

– Сейчас ипподром находится в плачевном положении, и это неудивительно. В течение многих лет ФГУП «Иркутская государственная заводская конюшня с ипподромом» вело убыточную деятельность и накапливало долги. Пережив арест имущества и угрозу банкротства, в 2012 году предприятие попало под приватизацию и было акционировано. Год назад Росимущество пыталось продать 100% акций ОАО «Иркутская заводская конюшня с ипподромом» без обязательства сохранения его профиля, со «свободой» победителя определять дальнейшую судьбу этого объекта, и мы помним, какой мощный протест горожан это вызвало. Тогда удалось спасти ипподром от этих «свободных» торгов, сейчас – от «свободной» застройки многоэтажек прямо на границе с беговой дорожкой. До этого момента много было сделано, чтобы сохранить уникальный спортивный комплекс. Но сейчас не менее важная задача – найти ресурсы на восстановление его нормальной жизнедеятельности. Уверен, что сохранение и развитие ипподрома в нынешних экономических условиях возможно только с привлечением частного инвестора. У нас уже есть положительный опыт поддержки Иркутского ипподрома коммерческими компаниями. Например, ООО «Прибайкалье» (входит в En+ Group. – прим. авт.) в последние годы оказывает помощь по спасению ипподрома: погашена основная кредиторская задолженность, выплачены налоги, проведена реструктуризация долгов...И все это позволило ипподрому выжить. 

– Губернатор предложил придать реконструкции ипподрома статус регионального инвестиционного проекта. Способно ли включение проекта в этот перечень ускорить его реализацию? 

– Если это возможно, то будет неплохо. Необходимо максимально подробно проработать механизм включения ипподрома в список базовых инвестиционных объектов социально-культурного назначения, а также понять, как именно область сможет участвовать в развитии спортивного комплекса. В нынешних экономических условиях едва ли можно говорить об участии в проекте государственными финансами, скорее можно вести речь о налоговых льготах. Существует несколько вариантов, и региональному минэкономразвития совместно с потенциальным инвестором нужно определить оптимальный, чтобы проект получил преференции, ведь в его социальной значимости сомнений нет. Однако на первом этапе предстоит передать ипподром из федеральной собственности инвестору с обязательством сохранить профиль объекта и вложить средства в его реконструкцию по согласованному «на берегу» проекту. Сегодня такая инициатива от правительства области даже более важна, чем придание проекту регионального статуса. Для этого следует подготовить обращение в правительство РФ об ускорении рассмотрения вопроса приватизации пакета акций ипподрома и включения их в прогнозный план приватизации на 2020-2022 гг.

– Каким образом можно обязать частного инвестора строить именно ипподром, а не офисы или жилье на этой территории? 

– Жесткие условия следует прописать в инвестиционном соглашении, на основании которого объект перейдет новому хозяину. В этом случае у инвестора будет обязательство реконструировать ипподром и сохранить его назначение. Обязательно закрепить в условиях приватизации механизм расторжения и порядок возврата акций ипподрома обратно государству, если инвестиционные обязательства нового собственника по развитию его основного профиля не будут выполнены. В противном случае, если акции будут переданы частнику без подобных инвестиционных условий, спортивному комплексу грозит уничтожение: прекращение работы детских и взрослых секций, рост задолженности перед работниками ипподрома, очередное управляемое банкротство и реализация «двухходового» сценария коммерческой застройки. 

– Будет ли этого достаточно, не найдут ли инвесторы очередную лазейку в законах?

– Есть второй рубеж обороны ипподрома от уничтожения. В год своего 120-летия ипподром получил дополнительную гарантию исторической справедливости: он был включен в реестр выявленных объектов культурного наследия. В связи с этим его собственник (Росимущество) при приватизации должен не применять принцип «кто дороже купит», а обязать покупателя выполнить определенные условия (обременения) в отношении имущества и земли. 

Особую роль в подготовке конкурсной документации должно принять на себя правительство области, мэрия Иркутска. Их участие не предусмотрено обычной процедурой, но надо «ломиться в закрытую дверь», чтобы в условиях конкурса были предусмотрены меры по сохранению рабочих мест, ограничению в изменении назначения объекта, а также запрет на прекращение использования такого объекта, требования по проведению ремонтных и иных работ. Надо участвовать в формировании условий договора купли-продажи государственного имущества, который будет заключен по итогам конкурса. В обязательном порядке он должен содержать не только ряд обременений, но и порядок осуществления контроля за их выполнением. Так, в случае неисполнения новым собственником условий конкурса договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке, а с покупателя даже взыщут неустойку. При таком пессимистичном сценарии имущество должно гарантированно вернуться в государственную казну. 

– На президиуме градостроительного совета в середине декабря был презентован эскизный проект реконструкции ипподрома. Как вы оцениваете эти предложения? 

– Мне импонирует подход авторов проекта, иркутских архитекторов, которые выступили за создание многофункционального спортивно-развлекательного центра. То есть город может получить целый комплекс современных спортивных объектов: беговые дорожки, центральную трибуну, крытый манеж, конюшни. Насколько понимаю их замысел, на обновленном ипподроме при определенных условиях можно будет заниматься не только конным спортом, но и проводить велогонки, соревнования по бегу, лыжному спринту и другим видам спорта. Идея однозначно хорошая, осталось найти пути решения и инвестора, чтобы ее реализовать. 

– Почему необходимо сохранить ипподром в городской черте? Согласны ли вы с утверждением, что «город с ипподромом и город без ипподрома – это два разных города»? 

– Будем честны: Иркутск обделен спортивными и культурными объектами, у нас проходит не так много масштабных событий, хотя потенциал огромен, в том числе и по тому же конному спорту. Не стоит забывать и о том, что в регионе сильны традиции коневодства. Да, я часто слышал мнение, что ипподром лучше перенести за город, но согласиться с этим не могу. Сейчас здесь базируется восемь конноспортивных клубов, в которых занимаются около пятисот человек, основная часть – дети. На некоммерческой основе на ипподроме проходят иппотерапию дети-инвалиды. Представьте, сколько людей мы лишим возможности заниматься спортом и общаться с прекрасными животными, если перенесем ипподром за город, куда нельзя будет добраться пешком или общественным транспортом.

Фото: Кирилл Шипицин.
Фото: Кирилл Шипицин.
Я даже не говорю об удобной транспортной доступности для зрителей соревнований. Наличие ипподрома в городе, безусловно, повышает его статус, и в крупном региональном центре, каковым является Иркутск, мы просто обязаны такой спорткомплекс сохранить и восстановить. 
Фото: Кирилл Шипицин.

– Существуют ли позитивные примеры реконструкции ипподромов? Чей опыт Иркутск мог бы использовать?

– Положительный опыт есть, но в нынешней постковидной экономике он для нас неприемлем. У всех на слуху сейчас «Акбузат» – ипподром в Уфе, который всего на несколько лет старше иркутского. В 2005 году правительство Башкортостана приняло решение реконструировать «Акбузат», в последующие годы около полутора миллиардов рублей было направлено на его реконструкцию (80% – из регионального бюджета Башкортостана). В результате был создан современный универсальный ипподром, где проводятся и зрелищные скачки, и испытания лошадей, и соревнования по олимпийским видам конного спорта. Однако такой сценарий с миллиардными объемами государственных инвестиций для бюджета Иркутской области сейчас неподъемен. Развитие крупного объекта возможно только с привлечением частного инвестора. Считаю, что к этому сценарию нужно стремиться иркутскому ипподрому. Благо за его развитие выступают представители региональной и городской власти, коневладельцы, спортсмены и любители конного спорта Иркутской области. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру