Иркутская старина снова оказалась в зоне конфликта

Повесть о том, как поссорились Служба по охране памятников и ее общественный совет

В декабре в Иркутске в очередной раз обменялись колкостями общественники, которые входят в состав совета при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, и собственно сама Служба.

Повесть о том, как поссорились Служба по охране памятников и ее общественный совет

На колкости можно было бы не обращать внимания, если бы они не вышли на уровень федеральный. Общественники даже написали письмо президенту Владимиру Путину, в котором заявили о непрофессионализме Службы, проявленном при подготовке проекта зон охраны объектов исторического поселения.

Конфликт интересов

До декабря 2020 года Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области и ее общественный совет находились в состоянии «холодной войны». Дело в том, что в конце марта 2020 года Служба расформировала общественный совет до окончания срока его полномочий, собираясь до 22 мая утвердить новый состав совета. Текущий состав был избран в декабре 2018 года и должен был проработать до декабря 2020 года. Поводом для расформирования стало то, что ряд членов совета, в том числе его председатель Надежда Красная, занимаются проведением экспертизы памятников, результаты которой потом рассматривают коллегиально. При этом сами участники распускаемого совета заявили, что и архитекторы, и реставраторы, отвечающие за сохранение культурного наследия, всегда состояли в совете, и никто никогда не видел в этом нарушений – то есть конфликта интересов.

«Актуализация» общественного совета, по информации Службы, была нужна во исполнение распоряжения тогда еще врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, который поручил разработать концепцию сохранения деревянных памятников истории и культуры Иркутской области. Также изменить состав совета требовалось по причине того, что «членом общественного совета не могут стать депутаты и госслужащие, люди, по основной работе как-либо заинтересованные в деятельности общественного совета, а также люди, состоящие в других общественных советах».

Тогда Служба не дала никаких комментариев по факту роспуска совета. А вот члены совета оказались более разговорчивыми – и практически единогласно заявили, что роспуск производится по причине того, что члены совета «стали неудобными» и «залезли в финансовые вопросы» Службы.

7 апреля члены совета потребовали у руководства Службы объяснений. Они прислали Виталию Соколову подписанное всем членами совета письмо, «ноту протеста», в котором указали на нарушение действующего положения об общественном совете при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области и потребовали отменить неправомерное распоряжение о роспуске совета. Если же распоряжение не отменится, члены совета пообещали уведомить о сложившейся обстановке Общественную палату Иркутской области и правительство региона.

15 апреля глава совета Надежда Красная заявила, что роспуск наблюдательного органа был произведен для того, чтобы «избавиться от авторитетных специалистов из-за их позиции в вопросах, касающихся защиты памятников».

Надежда Красная. Фото: irk.kp.ru

Немногим позднее члены совета написали обращение на имя врио губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с просьбой разобраться в ситуации и рассмотреть правомерность роспуска совета. А 21 апреля вышло распоряжение руководителя Службы по охране объектов культурного наследия Приангарья об отмене расформирования совета.

Но и после этого работа Службы и ее общественного совета в нормальное русло войти не смогла. К тому же коронавирус внес свои коррективы в совместную деятельность. А тем временем настал декабрь – месяц, в котором должно было состояться избрание нового совета.

Огласили весь список

На пресс-конференции 15 декабря председатель пока еще действующего совета Надежда Красная заявила, что совет не устраивает непрофессиональная разработка проекта зон охраны исторического поселения Иркутска. Проект этот делает ООО «Наследие», основателем и руководителем которого является экс-вице-мэр и ярый общественный охранитель памятников культуры и истории в Иркутске Дмитрий Разумов.

Надежда Красная заявила, что непрофессионализм заключается в том, что за два года разработки данного проекта к работе ни разу не привлекали общественников, экспертов, архитекторов, историков и археологов. Таким образом, у проекта нет аналитической основы, из-за чего исторические границы могут быть определены неправильно. Служба за два года ни разу не обсудила материалы проекта со своим советом и даже не показала уже имеющиеся наработки. Однако Надежда Красная заявила, что, по имеющейся у нее информации, из границ исторического поселения «выкидывается» несколько кварталов. В частности, это территория чаеразвесочной фабрики, ТЭЦ и часть бульвара Гагарина – «родная планировочная структура города».

Отметим, что этот исторический квартал не первый год вызывает бурные споры. В документах он называется «кварталы № 62-63», и именно здесь было запланировано строительство суперэлитного жилого комплекса, холлы которого должны были украшать скульптуры Даши Намдакова. Однако застройщики столкнулись с противодействием общественности, которая прямо указала, что заложенная в проекте комплекса этажность противоречит законам. В общем, споры были ожесточенными, дело дошло до суда, о разрешенной этажности спорят до сих пор, стройку под шумок отложили.

Еще одной темой письма Путину, как сообщила Надежда Красная, стал вопрос об «уничтожении» объектов культурного наследия, «необоснованном невключении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия».

На той же пресс-конференции выступил и заведующий лабораторией археологии пединститута Иркутского госуниверситета Евгений Инешин.

Евгений Инешин. Фото: irk.kp.ru
Он сообщил, что план зон охраны объектов культурного наследия Иркутска разрабатывался в 2008 году с учетом мнения специалистов. Инешин выразил недоумение по поводу необходимости разработки нового плана, на который будут тратиться бюджетные 11 миллионов. Также эксперта удивило, что в новый проект не вошли территории военного госпиталя конца XIX века, а также крупнейший в России могильник каменного века в районе стадиона «Локомотив».
Общественники недоумевают, почему в новый план зоны охраны объектов не вошел, например, крупнейший в России могильник каменного века. Фото: moi-goda.ru

Надежда Красная также раскритиковала решение по выводу части зданий из комплекса бывшего ИВВАИУ.

«Это комплекс военных училищ — юнкерское и кадетское. По юнкерскому училищу принято решение эти объекты восстановить и приспособить под Суворовское училище. Мы рады этому, мы это приветствуем. Но под видом уточнения состава памятника выводится корпус кадетского училища — Ш-образное здание, занимающее гектар, кирпичное, на гранитном цоколе», – рассказала эксперт.

Надежда Красная считает абсурдным, что по плану на месте корпуса планируется построить школу. Проектировщики заявили, что реставрировать здание долго, проще снести и построить новое. Также из комплекса вывели несколько 2-3-этажных зданий, по которым общественники писали письма с просьбой не принимать экспертизу, показывавшую отсутствие культурной и исторической ценности данных зданий, но Служба этим письмам не вняла.

Ответка: обсуждать нечего

В тот же самый день, когда общественники заявляли о претензиях к Службе – 15 декабря – пресс-конференцию в онлайн-формате провел руководитель Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Соколов. Он, в свою очередь, ответил на критику общественников и конкретно на слова Надежды Красной. Было очень забавно наблюдать эту пикировку, проходящую с разницей в несколько минут.

Так, Соколов пояснил, что разработку нового проекта зон охраны действительно ведет ООО «Наследие», которое выиграло конкурс. При этом «Наследие» само решает, каких экспертов привлекать для работы. Отвечая на претензию по поводу отсутствия обсуждения проекта, Соколов заявил, что «обсуждать нечего», поскольку самого проекта еще нет. Когда он будет готов – это должно было быть сделано до конца 2020 года – будет запланировано и обсуждение. То есть Служба, по словам Соколова, хотела бы провести обсуждение в начале 2021 года, и принять участие в нем смогут все желающие – не только общественный совет, но и профессиональное сообщество.

Пока же Соколов заметил, что действующий состав общественного совета свои полномочия прекращает, поскольку истек срок его работы. До 22 ноября 2020 года принимались заявления от желающих войти в этот орган, однако действующие члены совета, по словам Соколова, заявлений не подавали.

Новый состав общественного совета при Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области утвержден накануне новогодних праздников, приказом от 25 декабря 2020 года. В него, в частности, вошли гендиректор Ассоциации регионального отраслевого объединения работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» Александр Домбровский, гендиректор АО «Агентство развития памятников Иркутска» Петр Елизаров и даже экс-вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов, начальник иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» Максим Мирочник, председатель Иркутского регионального отделения «Союза архитекторов России» Руслан Хотулев и другие. Надежда Красная и Алексей Чертилов в новый состав совета не вошли, хотя никто не станет спорить с тем, что именно они сегодня – одни из тех немногих, кто досконально знает проблемы старого Иркутска.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру