Бывшие слуги народа: как поживают чиновники администрации Левченко

Что мы можем о них вспомнить хорошего?

12 декабря 2019 года Иркутская область потеряла очередного губернатора – он добровольно покинул свой пост.

Что мы можем о них вспомнить хорошего?

Сергей Левченко зарекомендовал себя как губернатор весьма специфический, тяготеющий и к советской лозунговой системе с ее «догоним и перегоним», и, несмотря на призывы к социальной справедливости, к капиталистическим замашкам, судя по тому, как велся его сыном-депутатом семейный бизнес. Большой политический опыт Левченко сделал свое дело – хорошую мину жители области наблюдали даже и при скверной игре, в самые острые моменты, связанные с деятельностью правительства в лесной сфере, с потерей аэропорта, со скандалом в Фонде капремонта и лифтовом хозяйстве, и так далее. Чиновники правительства, вероятно, вдохновленные позицией губернатора, тоже, похоже, играли в свои недетские и, как нам кажется, небезобидные для бюджета игры. Руководитель аппарата, «серый кардинал» Дмитрий Чернышов, вокруг фигуры которого накалялись антикоррупционные страсти, министры Сергей Шеверда, севший за незаконные санрубки в заказнике Туколонь, и Олег Ярошенко, с именем которого связывали «оптимизацию» иркутского здравоохранения, и другие – что поделывают сегодня эти бывшие слуги народа, как поживают? Не то чтобы мы по ним особенно скучали, но все же.

С видом на…

Последним в общественном поле засветился Виктор Кондрашов, экс-заместитель председателя правительства, экс-глава КРИО, Корпорации развития Иркутской области. Виктор Иванович, как можно сделать вывод из видео, попавшего в телеграм-каналы, живет припеваючи и совершенно этого не стесняется. Ролик демонстрирует, как господин Кондрашов печет блинчики в солидной обстановке загородного дома. Затем наблюдаем красивый вертолет, затем – модный снегоход на берегу Байкала, на снегоходе – Кондрашов с тем самым блинчиком и стаканчиком кофию. Бывший чиновник доволен приятным завтраком на берегу Байкала… Мы рады за него. Но давайте вспомним, какие же достижения в качестве областного чиновника числятся за ним? Сложно сказать. Разве что если посчитать за достижение возбужденное Следственным комитетом после антикоррупционной проверки в 2018 году уголовное дело: зампред решил выступить «решалой» в конфликте предпринимателей, в деле фигурировали 10 миллионов рублей, следователи посчитали, что чиновник превысил должностные полномочия. Что еще можно вспомнить? Да больше, пожалуй, и нечего. Ну разве что покинутый военными городок Чистые Ключи: в бытность Кондрашова директором КРИО правительство строило грандиозные планы, намерено было развивать территорию и даже выделяло на это деньги. Бывший военный городок в итоге бросили, судя по обстановке, ничего там так и не изменилось.

…А вот интересно, завтракает ли экс-руководитель аппарата правительства Левченко Дмитрий Чернышов с видом на горы в коммуне Джеммано в Италии? История с итальянским домиком семейства Чернышовых, купленным на деньги Дмитрия Викторовича в 2013 году, всплыла для внимания антикоррупционных органов – но закончилась ничем. Смысл этой истории уже даже не в том риторическом вопросе, откуда деньжата у человека, который не ворочает капиталами и бизнесом не занимается. У ангарских депутатов, кстати, есть возможный ответ – они публиковали его и в СМИ: в 2013 году Александр Пашков, будучи депутатом городской думы Ангарска, расследовал причины упадка МУ «Ангарский трамвай», который, по мнению Пашкова, и стал дойной коровой для некоторых причастных лиц. Главный вопрос в том, что отец Дмитрия Викторовича, который значился собственником, еще в 2016 году умер, но по документам… платил за недвижимость все это время и налоги, и коммуналку. Мы с вами, конечно, понимаем, что покойный платить ничего и никому не мог, значит, это делал кто-то другой. Сын? Но Дмитрий Викторович ничего такого, никакой унаследованной собственности не декларировал, перед налоговой всегда отчитывался скромно. Например, с 2015 по 2017 годы вместе с супругой заработали чуть более 11 миллионов наших деревянных.

Когда история с итальянским домиком всплыла и ее со смаком рассказали самые разные СМИ – и местные, и федеральные, – многие поинтересовались, а не является ли это коррупционным нарушением, вроде как сокрытием собственности, все же речь идет о высокопоставленном чиновнике. Антикоррупционная комиссия, которая возглавляема была – вы не поверите – собственно Дмитрием Чернышовым, по его же личному требованию к губернатору, проверила его же на коррупционность. Нашла ли что-нибудь? Дмитрий Чернышов проверил Дмитрия Чернышова – и ничего вызывающего не нашел. Губернатор Левченко, в фирме жены которого работал когда-то Чернышов, подчиненного терзать подозрениями не стал, дал народу ответ, что все нормально, зарубежной недвижимости у подчиненного нет. В последующем антикоррупционная комиссия к этому вопросу больше не возвращалась. Хотя активные граждане – например, депутат Александр Куранов – пытались задавать вопросы. Куранов даже написал письмо тогдашнему генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить итальянскую недвижимость заместителя губернатора, сделав особый акцент на источник средств для покупки особнячка. «Антикоррупционную комиссию Дмитрия Чернышова беспокоит, не получают ли муниципальные депутаты доходы от владения надувными лодками, но при этом почему-то они не видят проблем с коррупцией, когда у их начальника в Италии особняк за 520 тысяч евро», – комментировал ситуацию Куранов. Вот интересно, почему? И кому же сегодня принадлежит «итальянский домик» Чернышова?

След серого кардинала

В феврале 2020 года портал «Альтаир» опрашивал бывших чиновников, в том числе и Дмитрия Викторовича, чем они занимаются «после правительства» и чем намерены заниматься дальше. Бывший министр здравоохранения Ярошенко уехал в Москву нянчить внука, экс-министр образования Валентина Перегудова погрузилась в нацпроекты, бывший глава минимущества Сухорученко тогда в соцсети заявил, что «Добби свободен». Шеверда, соответственно, сидел. А вот Дмитрий Чернышов не открыл тайны, сказав, что прокомментирует свое положение дел позже. Загадочно? Не то слово.

Через месяц пресс-секретарь Левченко Павел Добродеев выложил интервью с Чернышовым, которое записывалось для свежеиспеченной передачи «Столичный разговор», но не было размещено. В этом интервью экс-чиновник усиленно критикует строителей. Политическая звезда Чернышова, который, может быть, когда-то и грезил о политической карьере (во всяком случае в интервью он говорит о том, что мог бы выиграть выборы мэра Ангарска в далеком 2012 году, так как у него якобы была высокая, едва ли не стопроцентная, узнаваемость), после этого интервью, вероятно, вообще закатилась. В такой сложный момент, когда область поднимала из руин Тулун и реконструировала Нижнеудинск, «катить бочку» на строителей, которым предстояло восстанавливать территории, было, очевидно, совершенно негосударственно. Новый глава региона Игорь Кобзев пытался консолидировать силы, а подобные интервью могли только нарушить и без того хрупкое, едва установленное равновесие.

Впрочем, в администрации Левченко Чернышов не позиционировал себя как публичного политика, всегда «подруливал» процессами кулуарно, за что получил звание «серого кардинала». По этому интервью можно сделать вывод, что Дмитрий Чернышов остался в весьма дружеских отношениях с бывшим боссом (впрочем, так было и до губернаторства Левченко – Дмитрий Викторович некогда работал юристом на его жену в страховой компании «Диана»). В интервью он выразил открытую поддержку Левченко.

Чем сегодня занимается «серый кардинал»? Если верить телеграм-каналам, он пытается активно участвовать в некоторых процессах, например, в том, что происходит вокруг земель хозяйства «Искра».

Где барон, а где наивный гражданин

А что же экс-губернатор? Кстати будет вспомнить и скандал с еще одним загородным домиком – теперь губернаторским, на «иркутской Рублевке», в Ново-Разводной. На участке в 25 соток разместились трехэтажный особняк, гостевой домик и дом для персонала, который должен обслуживать это хозяйство (исходя, очевидно, из равенства, братства и социальной справедливости – все-таки домик главы местного отделения КПРФ). Недвижимость и участки долгое время не отражались в декларациях о доходах, дом, как говорил Левченко, строился 20 лет и не был введен в эксплуатацию. Редакция газеты «Восточно-Сибирская правда» даже попросила считать этот материал «официальным обращением к прокурору Иркутской области… о проведении прокурорской проверки указанных в статье обстоятельств». Прокуратура сообщила, что материалы переданы в администрацию президента. Проживает ли Сергей Георгиевич в этом самом недострое сегодня – большой вопрос.

Левченко обкомит, что в преддверии выборов в Государственную Думу особенно актуально. Последняя «активность» КПРФ – небольшой фильм, выложенный 8 декабря на частном канале в YouTube. Главные «говорящие головы» этого фильма – клубничный король России Грудинин и экс-мэр Ангарска Владимир Жуков, осужденный за растрату бюджетных средств к условному сроку в 4 года. Грудинин и Жуков в политике, конечно, фигуры разноуровневые, но оба – политические игроки, оба обижены властью. Политика – дело грязное, это факт. Но в фильме оба представлены исключительно жертвами режима, а вовсе не проигравшими. Еще двумя жертвами показаны Сергей Левченко и его сын Андрей Левченко. Где-то вдалеке мелькает и Олег Хамуляк – директор той самой «Звезды» (аффилированной с Левченко), которая, не имея ресурсов, «подняла» денег на лифтовых контрактах.

Хамуляк во всей этой истории – и во всем фильме, как нам кажется, – единственный пострадавший: простой, самый рядовой гражданин, согласившийся порулить «Звездой» в пользу семейства. Во всяком случае он не политический игрок. Создатели фильма напирают на то, что пока этот зицпредседатель Фунт сидел под домашним арестом в Москве, его супруга (инвалид, с которой он, кстати, некрасиво поступил и развелся) отсудила у него то имущество, на которое претендовала при разводе (в том числе жилье, за которое они расплачивались вместе, но которое Хамуляк почему-то не захотел с ней делить мирно, заселив в квартиру новую жену). Решение суда выдается за политическое: Хамуляк сравнивается с клубничным бароном Грудининым: «Приговор дословно совпадает по делу о разводе Павла Грудинина». Только вот объем имущества у одного и у другого сильно разный. И заинтересованность в процессе тоже несравнимая: Грудинин – кандидат в президенты, а Хамуляк просто на работу в «Звезду» устроился.

«Все потеряли и будем влачить жалкое существование», – вещает Грудинин, не поясняя, что в его понимании означает слово «жалкое». Полагаем, что это то самое существование рядовых российских граждан, которые перебиваются чем могут. Грудинины такое существование влачить, сами понимаете, не могут, ибо – выше этого.

«Заложники Киевской Руси»

Грудинин называет Левченко одним из лучших губернаторов России – основываясь исключительно на аргументах левченковской пропаганды, и заявляет, что сына Левченко «взяли в заложники», припоминая времена Киевской Руси, когда ордынским ханам, если верить истории, в залог отправляли княжеских детей. Подтасовка, на которой делается любой пиар, здесь расцвела, как лучшая грудининская клубника. Тем более, что Андрей Левченко был задержан и этапирован в Москву только после того, как следствие установило его причастность к «Звезде», и это было существенно позже того, как папа написал заявление об увольнении.

Мы не станем припоминать времена, когда работягам семейного предприятия Левченко ЗАО «Стальконструкция» Левченко-младший не платил зарплату, как он пытался рассчитаться с налоговой деньгами со счетов банка «Солидарность» – при том, что дело шло к банкротству, так как он оказался должен другой бизнес-структуре большие миллионы. Но когда пишут или говорят, что дело против Андрея Левченко «выдумано», хочется припомнить ангарских пенсионеров, мамочек с колясками, жизнь которых благодаря «Звезде» была сильно осложнена – лифтов в девятиэтажках не было, они стояли. «Звезда», по мнению следствия, поживилась деньгами из Фонда капремонта многоквартирных домов. Поэтому-то «политзаключенного», который пострадал «за народ» или «за идею», из Андрея Сергеевича никак не выйдет. Даже если папа и партия приложат к этому все усилия.

Мы видим это уже и на уровне рядовых партийцев. Например, чего стоит заявление Шелеховской партийной организации КПРФ о деле Левченко, опубликованное на сайте иркутского обкома: «Само «дело» абсолютно рядовое, таких дел по стране – сотни. Но Андрея притащили из Иркутска самолетом. Держат в самом суровом московском СИЗО-1. Занимается этим делом центральный аппарат СК». Заметьте, говорят, что дело – рядовое. Действительно. И как тут не вспомнить эпизод истории, карамзинский ответ на вопрос эмигрантов о том, что происходит на родине. «Воруют», – ответил Карамзин.

Конечно, Сергей Левченко, изображая «жертву режима», сегодня пытается сделать невозможное: повлиять на судьбу сына, поднять рейтинг КПРФ для грядущих выборов. Ноябрьские муниципальные выборы КПРФ, можно сказать, проиграла (в том числе из-за внутренней борьбы в обкоме – клану Левченко многие перестали доверять). Поэтому приходится, образно говоря, «вертеться ужом», «бить плавниками» – например, критиковать областное правительство и депутатов ЗС за бюджет «как в девяностые», игнорируя реалии ковидной жизни. Похоже, бывший губернатор сам стал заложником – политической игры, из которой ему по собственному желанию уже не выйти.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру