Самолеты, которые служили курсантам ИВВАИУ, отправлены на металлолом

Наш корреспондент увидел лишь пару самолетов и забытый двигатель

Почти 80 лет собиралась техника для училища ИВВАИУ. Курсанты разных поколений учились на современных им образцах техники и вооружения. После расформирования ИВВАИУ в 2009 году был заброшен не только городок училища, но и самолеты, настоящие, которые использовались как учебные пособия.

Наш корреспондент увидел лишь пару самолетов и забытый двигатель

Почти 80 лет собиралась техника для училища. Курсанты разных поколений учились на современных им образцах техники и вооружения.

«Начиная с апреля 1932 года на аэродроме было комендантское здание, сохранившееся и поныне, и ангар с самолетами. В 1935 году, после проведения спецнабора, в училище стало 7 батальонов (21 рота) и одна рота авиамехаников. На учебном аэродроме к этому времени было около полутора десятков самолетов, они размещались на площадке рядом с аэродромом ГВФ. Курсанты первых наборов отсыпали и выравнивали места стоянок, оборудовали вспомогательные помещения и сооружения, собирали прибывающие самолеты», – пишет в социальных сетях пользователь под ником Аnthrax_urbex.

На портале «Авиафорум» пользователи приводили список экспонатов: в нем к 2009 году значились «практически единственный в России самолет радиоэлектронной разведки Ил-76 МД», «единственный печально знаменитый «гагаринский» Миг-15 УТИ, вся линейка сверхзвуковых Ту-22 вместе с самым первым Ту-22М-1». И так далее.

Кладбище забытых самолётов: в Иркутске не будет музея авиации

Кладбище забытых самолётов: в Иркутске не будет музея авиации

Смотрите фотогалерею по теме

В 2010 году после расформирования училища остро встал вопрос, что же делать с брошенной техникой. Было принято решение создать музей, часть техники для которого был готов предоставить даже Иркутский авиазавод. «К сожалению, несколько самолетов успели разрезать на металл. И тогда многочисленная ветеранская общественность авиации поставила вопрос перед губернатором о создании музея. Через полтора года вышло постановление правительства РФ о том, чтобы передать музею десять единиц техники. Министерство культуры и архивов области стало нашим учредителем», – рассказывал журналистам Олег Торский, назначенный директором музея. Но прошло уже 10 лет, а музей остался на бумаге, так и не появившись в реальности.

…Тогда, на оптимистической волне, Юрий Гуртовой, заместитель губернатора Иркутской области, заявлял: «Музей авиации, который мы создаем по инициативе губернатора области, сможет сравниться с лучшими музеями этого рода в стране. Кроме тех 10 самолетов, что ИВВАИУ передает нам, там расположатся еще два Ту-22, которые ДОСААФ выкупило как металлолом. Но утилизировать их общество не будет, а передаст в музей. Вот вам уже 12 самолетов!»

Он упоминал, что в ДОСААФ есть еще и МиГ-15, а в Обществе содействия армии и флоту возьмутся за восстановление Ту-124, который находился в Иркутске-2, в парке «Комсомольский». Дирекция парка хотела распилить «Тушку» на металлолом. Но была, по словам Гуртового, достигнута договоренность, что дирекции парка дадут «равноценное количество металла», а самолет заберут для музея.

На словах все было хорошо, но бюрократические препоны помешали хорошему делу. Все пошло не по плану. Титанические усилия по спасению самолетов от распила не увенчались успехом. Хотя к созданию музея авиации подключился лично экс-начальник ИВВАИУ 1991-2000 гг. генерал Александр Барсуков, который участвовал в разработке его концепции. Генерал получал обещания, но все вылилось в поток отписок.

Появилась информация о распиле некоторых самолетов. Журналисты (в частности, портала «ИркСиб») начали выяснять обстоятельства дела, поинтересовались, что с музеем. И получили комментарий Барсукова: «Предпосылки для создания музея хорошие. Мы подготовили документы, в том числе письмо от имени губернатора в Министерство обороны России. Через несколько месяцев пришел ответ от первого заместителя министра обороны, который написал, что разрешает создать музей и поручил в установленном порядке оформлять землю под него. Очень активно начались работы. В прошлом году на День авиации должны были его открыть. Но почему-то не получилось».

Рассматривалось несколько площадок для музея, в том числе и на территории аэропорта. Идеально бы было сделать ее в историческом месте – на учебном аэродроме ИВВАИУ по улице Ширямова. Рассматривали как запасной вариант площадку малой авиации аэропорта «Иркутск» – как раз напротив. «Все самолеты сейчас стоят на аэродроме, где есть вся инфраструктура для их обслуживания: ремонтная мастерская, пульт управления с необходимой электрикой и бойлерной. Загвоздка в том, что это федеральная земля, которая принадлежит Министерству обороны РФ, а музей – областной», – так описывал бюрократическую коллизию Торский.

В итоге металлолом для кого-то оказался дороже памяти, а бюрократическая возня – важнее музея. На дворе 2020 год, и через колючую проволоку видны лишь три самолета, которые частично разобраны, посреди аэродрома лежит двигатель. А ведь после расформирования училища аэродромная коллекция составляла 25 самолетов. Куда делись остальные? Местные жители из окон домов видели, как их безжалостно распиливали на металлолом и под покровом ночи вывозили. На вопрос, кто распиливает самолеты, прямого ответа никто не дал. Ветеранские организации пытались остановить процесс, но тщетно.

Оставшиеся машины тоже вряд ли уцелеют – куда их теперь, кому они нужны? Музей из них уже не сделаешь.

Фото автора.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру