Вернуть преподавателей и восстановить репутацию намерены в БГУ

Новый руководитель Виктор Игнатенко обещает навести в нархозе порядок

В Байкальском государственном университете наконец подул ветер перемен. Смены руководства университета, в последние годы славившегося лишь скандалами, с нетерпением ждали все.

Новый руководитель Виктор Игнатенко обещает навести в нархозе порядок
Фото: i38.ru

Порой начинало казаться, что злоупотребления без наказания – так многие видели формулу персонального управления бывших и. о. ректоров Татьяны Музычук и Александра Суходолова – перечеркнули возможность всякой справедливости и нормально выстроенного образовательного процесса в этом вузе. Вопросы, конечно, остались. Например, почему так долго решали управленческую проблему – ведь еще несколько лет назад преподаватели вуза начали бить во все колокола? Не слишком ли велика цена промедления – множество поломанных человеческих судеб, потеря вузом активов и репутации? К счастью, эта печальная страница в истории университета уже перевернута: и. о. ректора БГУ был назначен доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Виктор Игнатенко, до этого работавший уполномоченным по правам человека в Иркутской области.

Ему мы адресовали главный вопрос: что день грядущий БГУ готовит?

– Виктор Васильевич, вам нужно пожелать терпения, которое необходимо капитану, ставшему за штурвал корабля, получившего ощутимую пробоину. Какие основные направления вы собираетесь заложить в фундамент развития вуза?

– 11 августа 1930 года в Иркутске по постановлению СНК СССР был открыт Финансово-Экономический институт. Он прочно занял свою нишу в системе образования нашего региона. Что касается подготовки специалистов, то она уже давно сосредоточилась на трех основных направлениях: экономике, управлении и праве. Эта оправдавшая себя с годами практика держалась на опыте и высоком профессионализме преподавательской школы. Я и в будущем не вижу смысла менять вектор выбранного ранее направления. 90-летний юбилей постараемся встретить достойно. Это генеральная репетиция к 100-летию со дня открытия БГУ.

– В чем, по-вашему, главные трудности в восстановлении доброго имени университета?

– Нужно в первую очередь опустить шлагбаум перед двойными, а то и тройными стандартами, царившими в последнее время в университете. Неукоснительное соблюдение закона в осуществлении управленческих функций – вот основа ежедневной повестки дня. Каждый сотрудник, независимо от должности и научных регалий, должен быть уверен, что его трудовые права не будут нарушены. А для этого прежде всего необходимо самому быть честным в работе с людьми.

– Команда единомышленников, с которой вы начнете писать новую страницу в истории университета, уже подобрана? Если так, то я хочу понять суть вашей «формулы управления». Какие главные слагаемые ее составляют?

– Начну с команды. Где-то в середине мая я уже понял, что судьба еще раз сделала крутой вираж и мне не избежать перемен на очередном витке жизни. Поэтому первые консультации с теми, кого решил пригласить на руководящие должности в БГУ, я провел где-то в конце мая. Теперь о том, какие критерии отвечают моей мотивации в подборе единомышленников. Или, проще говоря, каковы слагаемые «формулы управления». Они предельно просты: профессионализм, порядочность, дисциплина.

– У вас нет ощущения, что эти слагаемые в последние годы снизили свой КПД и интеллектуальный ресурс – во всех отраслях и областях? Где же разумный выход? С чего следует начать?

– Думаю, прежде всего надо как раз устранить основательные претензии к менеджменту, появившиеся в последние годы. Решить кадровые вопросы. Тщательно отладить разбалансированные механизмы управленческой работы. Пока нестыковки видны невооруженным взглядом.

Фото: irktoday.ru
Взять, к примеру, университетский сайт. Это же продукт позавчерашнего дня. Его никак нельзя назвать функциональным инструментом. Где внедрение новых современных технологий? Остро чувствуется необходимость модернизации студенческой деятельности и всего учебного процесса. Поэтому есть только один выход – все подразделения до упора загрузить продуктивной работой. Обещаю коллективу, да и себе, что так и сделаю. И буду тщательно следить за ее качественным исполнением.

– Продолжим тему качества. Почему в последние годы даже на уровне серьезных экспертных оценок прочно укоренилось суждение, что качество образования проседает?

– Это сложный вопрос. Здесь кратко ответить трудно. Если тезисно, то выглядит это примерно так. По советским стандартам у нас было очень хорошее образование. Его признавали одним из лучших в мире. А потом, когда в начале 90-х на страну обрушился ураган реформ, зачастую непродуманных и разрушительных, все сразу почувствовали, как экономика начала работать на холостых оборотах. В одночасье у государства стало ощутимо не хватать денег на образование. Вузам сказали: «Зарабатывайте сами». Диктат «его величества рубля» привел к тому, что одни стали притворяться, что учатся, другие – что преподают. Дикий рынок губительной коммерциализации всего и вся сыграл с образованием злую шутку. Я убежден, что государство должно выделять из ВВП на образование значительно больше средств, чем оно это делает сегодня. И уж ни в коем случае эти средства не должны быть финансовой проблемой родителей. Один умный человек как-то заметил: «Кто не хочет вкладывать в школу и университет, потом начнет вкладывать в колонию и тюрьму».

– В БГУ время разбрасывать камни закончилось, теперь пришла пора их собирать. В вашей первоочередной повестке дня значится ли тема возвращения высококвалифицированных кадров, оказавшихся за бортом университета по прихоти прежнего руководства?

– Разумеется, значится. Кстати, я уже вернул некоторых. Готов и дальше рассматривать все поступающие предложения, связанные с назначением на соответствующую должность. Для этого у нас проводятся конкурсные процедуры. И те, кто хочет работать, должны их успешно пройти в соответствии с требованиями к преподавательской и научной деятельности.

– Не секрет, что в последние годы БГУ потерял немало профильных активов. Есть ли какая-то возможность их восстановить? Или поезд уже ушел?

– Эту работу мы начали. Но здесь необходим аудит. Специалисты уже подобраны. Упомянутый аудит пока проводим камеральным способом на базе имеющихся документов. Постараемся вернуть потерянные активы. Мне пришлось отменить некоторые решения предыдущих ученых советов. И от отдельных незаконных приказов, изданных в последние месяцы, тоже возникла необходимость отказаться.

– Кстати, появилась информация, что в кассу БГУ главным бухгалтером была возвращена крупная сумма, превышающая предельный уровень ее зарплаты. Насколько достоверен данный факт?

– Полностью достоверен. В июне она действительно вернула в кассу университета большую сумму денег, выплаченную ей неправомерно в качестве премии.

– Еще немного пройдемся по тонкому льду этой темы. Имеют ли место и другие подобные нарушения в работе бывшего руководства БГУ?

– Сейчас идет проверка. И пока она не закончена, некорректно говорить о каких-либо злоупотреблениях без конкретных документов на руках. Но со всей уверенностью могу сказать: если подобные незаконные выплаты обнаружат, я приму все меры для их возвращения в университет. Это также касается и незаконного отчуждения имущества. И тут нет полной ясности. Куда, например, исчезла часть вузовских автомобилей, закупленных ранее? Есть еще вопросы и по ряду других имущественных объектов. Сейчас мы всем этим занимаемся.

– Как вы думаете, сколько времени понадобится вам и вашей команде, чтобы окончательно ликвидировать тот морально-нравственный урон, который был нанесен БГУ прежним руководством, и вернуть университету репутацию?

– Полагаю, до конца года управимся. И увидим реальные позитивные результаты работы новой команды. Надеюсь, потеплеет и психологический климат. Ну а секреты новых проектов я пока раскрывать не буду.

– Как думаете, существенные репутационные потери, в частности, скандалы, связанные с многочисленными увольнениями высококвалифицированных преподавателей, могут негативно отразиться на нынешней приемной кампании?

– Если я вас правильно понял, вы хотите узнать, сохранился ли у выпускников школ интерес к поступлению в наш университет? Не будем забывать, что в этом году коронавирус внес свои существенные коррективы как в учебный процесс, так и в работу приемной комиссии. Мы предложили дистанционный способ приема документов. На нашем сайте подробно все изложено. Более того, сотрудники приемной комиссии обстоятельно отвечают на телефонные запросы, работают и в режиме sms-общения. Одним словом, мы готовы к приему абитуриентов. А насколько они готовы к обучению в нашем университете, очень скоро узнаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру