Кошмар на улице Пискунова: власть дает иркутянам уроки бомжевания

137 семей должны будут заплатить 350 миллионов за то, что их выгоняют из квартир

14 февраля жители одиннадцатиэтажного дома № 40 на улице Пискунова вышли на митинг против решения суда о сносе здания.

137 семей должны будут заплатить 350 миллионов за то, что их выгоняют из квартир

Люди, доведённые до отчаяния, пытались привлечь внимание к своей проблеме: дом, в котором они живут, признан судом незаконным и опасным, подлежит сносу за счёт собственника. Поскольку дом не был сдан согласно всем правилам и нормам, за снос должны будут заплатить 137 живущих в нём семей. А стоимость этого мероприятия оценена в 350 миллионов рублей. Даже на минуточку встав на место живущих в доме людей, понимаешь – это просто потрясающей абсурдности ситуация. Вот собрал ты денег, влез в ипотеку, прошёл несколько кругов проверок и одобрений, въехал в свою квартиру и обустроился, а теперь – катись куда хочешь, да еще и отдай 3 миллиона за то, что тебя дома лишат! Ипотеку твою при этом никто не отменял. Жутко…

Жители многоэтажки, приговоренной к сносу, вышли на пикет

Жители многоэтажки, приговоренной к сносу, вышли на пикет

Смотрите фотогалерею по теме

Филькина грамота

Строительство спорной многоэтажки на Пискунова началось в 2008 году. Застройщиком выступила компания ООО «МетРоссо», учредителем которой являлся индивидуальный предприниматель Евгений Кузнецов. Строительство компания вела на собственной земле, на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 18.08.2008 №38 АГ 866191. Дольщики, покупавшие квартиры в доме на стадии котлована, ссылались впоследствии на некое разрешение на строительство, предоставленное им застройщиком: за № 18/08, выданное организации ООО «МетРоссо» 25 октября 2008 года неким Архитектурно-строительным отделом международной академии общественных наук. Так что и право собственности на землю, и разрешение вроде были.

Правда, Служба стройнадзора позднее сообщила, что разрешение было выдано Федеральным предприятием «Межрегиональный фонд при международной академии общественных наук» за подписью начальника архитектурно-строительного отдела указанной академии. Однако по Градостроительному кодексу РФ, никакие федеральные предприятия не имеют права выдавать разрешения на строительство, поскольку это прерогатива муниципальных властей. То есть по факту разрешение оказалось филькиной грамотой.

Администрация Иркутска заявляет, что никакого разрешения застройщику на возведение многоэтажки выдано не было, да и сам участок предназначался для индивидуального жилищного строительства. Стройнадзор также объявил, что застройщик не предоставлял ни проект, ни заключение госэкспертизы на соответствие проекта строительным нормам. В связи с этим возникает вопрос: так почему же государственные органы сразу не запретили строительство? Не увидели грандиозную стройку прямо возле Нового моста?

Власти утверждают, что ещё на стадии строительства – в сентябре 2008 года – они пытались через суд запретить застройщику проводить строительство и наложить обеспечительные меры в виде запрета совершать работы на объекте, но по каким-то причинам этого сделано не было. Застройщик тем временем работал, и очень даже быстро – за какие-то пару лет дом был практически построен. И тут – крайне вовремя для строителей – Арбитражный суд Иркутской области принимает решение: в иске администрации к застройщику отказать! Это было в июне 2011 года. Доводы администрации об отсутствии разрешений и нарушении строительных правил и норм суд во внимание, видимо, не принял.

За ООО «МетРоссо» признано право собственности на объект незавершённого строительства, расположенный по адресу: г. Иркутск, улица Пискунова, 40, обеспечительные меры в виде запрета ООО «МетРоссо» и иным лицам совершать любые действия по строительству объекта отменены. Обрадовавшись, застройщик кинулся доделывать дом.

Стройнадзор сейчас говорит, что с самого начала было понятно, что этот дом небезопасен для будущих жильцов. Вот только почему они не били во все колокола? Почему не публиковали данные обследования, не предупреждали население, настоящих потенциальных покупателей?

Застройщик действовал стремительно, осознавая в том числе нежелание судов выдавать постановления на снос домов, в которые уже заселились люди. Вспомним дом на улице Бородина, 45, который также был признан опасным – но здание стоит, люди живут, никто сносить не торопится. Кстати, его также строило «МетРоссо» под руководством господина Кузнецова, так что опыт строительства незаконных домов у него есть. И еще какой!

Господа ответчики

В 2013 году мэрия Иркутска и «МетРоссо» пошли на мировую. Застройщик взял обязательство исправить недочёты, а мэрия сняла все запреты на совершение сделок с квартирами. Покупатели получили возможность зарегистрировать право собственности на свои квартиры (правда, как на доли в объекте незавершённого строительства) и прописаться в них. А потом чиновники вдруг снова решили, что с данным домом слишком много проблем – и опять обратились в суд с заявлением об отмене соглашения с застройщиком. Надо отметить, что застройщик немало поспособствовал такому повороту событий – ни один из выявленных Стройнадзором недочётов не был исправлен. Но вот ведь анекдот: проведённая в 2013 году экспертиза признала дом безопасным.

А в 2016 году компания «МетРоссо» прекратила свое существование. Застройщик обанкротился, фирму ликвидировали. Именно в том году люди особенно активно покупали квартиры в этом доме. И именно тогда администрация Иркутска вдруг решила, что дом надо-таки сносить, и подала соответствующий иск в суд, а ответчиками по делу назначили… собственников квартир. Не застройщика, не чиновников, допустивших такую ситуацию, а добросовестных приобретателей.

Три года люди надеялись, что суд пойдёт им навстречу. Несколько раз они просили судью назначить инструментальную экспертизу, но судья не соглашался. Экспертиза в доме проведена только визуальная, при этом некоторые эксперты говорили, что имеющиеся недочёты можно устранить. Однако для суда были предоставлены данные, что дом крайне опасен при возможном пожаре или землетрясении.

– Мы прожили в этом доме уже немало, перенесли столько землетрясений, паводков, наводнения, когда сильные дожди были. Наш дом как стоял, так и стоит, но суд аргументированно доказывает, что в этом доме проживать нельзя, – говорит жительница дома Мария Шипицына.

Точку в деле Иркутский областной суд поставил 26 декабря 2019 года. По постановлению суда дом нужно снести за счёт собственников, а самих жителей – выселить в никуда. Интересно получается: все предыдущие судебные решения, показывающие, кто имеет большую степень вины в сложившейся ситуации, суд почему-то во внимание не принял. А ведь если бы Арбитражный суд в 2011 году встал на сторону администрации, этой 11-этажной проблемы в городе не было бы…

Народное сопротивление

Сегодня, когда ситуация перестала быть контролируемой и люди выходят на митинг, требуя справедливости, хочется разобраться: а кто же все-таки виноват в сложившейся ситуации? У проблемы, как известно, всегда есть фамилия. Почему чиновники Стройнадзора, которые твердят о том, что дом изначально был незаконным, не настояли на том, чтобы остановить стройку? Почему они не показали свои бумаги Арбитражному суду в 2011 году, когда дом ещё можно было снести и высудить у застройщика деньги первых дольщиков? Почему они не контролировали застройщика с момента заключения между ним и мэрией мирового соглашения, по которому он обязался устранить все недочёты? Почему администрация Иркутска не приезжала постоянно на стройку – ведь там есть люди, которые отвечают за градостроительство и получают за это приличную зарплату? Кто не проконтролировал и не заставил? Кто перекладывает свою ответственность на людей, которые теперь здесь живут?..

Хочется надеяться, что ответы на эти вопросы однажды дадут правоохранительные органы. Сегодня жителей больше беспокоит другой главный российский вопрос: что делать? На митинге в защиту прав жителей, который состоялся на прошлой неделе, было высказано несколько предложений по улучшению ситуации. Так, депутаты городской думы пообещали юридическую помощь при составлении кассационной жалобы, которую нужно успеть подать до 26 марта. Помощник депутата Госдумы Александра Якубовского, также присутствовавший на встрече, сообщил, что вопрос дома № 40 на Пискунова буквально 14 февраля рассматривали в правительстве, и есть шанс на положительное решение. Сам депутат Якубовский в своём телеграм-канале написал, что берёт ситуацию под свой контроль и готов помочь во всех юридических вопросах.

Жители утверждают, что на исправление строительных недочётов потребуется от 40 до 70 миллионов рублей. И тогда дом простоит ещё долгие годы. Средства на достройку можно получить, продав пустующие квартиры, которые никому не принадлежат (они принадлежали застройщику «МетРоссо», но данной компании уже нет). Или можно воспользоваться средствами из Фонда помощи обманутым дольщикам, который создаётся в Приангарье и уже готов финансировать недострой на улице Сергеева в Иркутске.

Достраивать дешевле, чем сносить – эту мысль жители дома на Пискунова, 40 постарались отразить в своей резолюции, которую они направят губернатору Игорю Кобзеву и мэру Иркутска Дмитрию Бердникову. Люди надеются, что власть услышит их до того, как все коммуникации дома по исполнительному листу обрежут под контролем судебных приставов. До этого осталось четыре месяца…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру