«Вишневый сад» по-иркутски: на месте зеленой зоны появится коммерческая застройка

Чиновники вознамерились уничтожить лесной пояс вокруг Иркутска

Чеховская пьеса в четырех действиях давно актуальна на территории Иркутского района – история с генеральным планом Марковского МО, который сегодня ставит под угрозу экологическое благополучие Иркутска, началась в 2012 году.

Чиновники вознамерились уничтожить лесной пояс вокруг Иркутска

В 2019 году администрация решила внести очередные изменения в генплан 2012 года. Но общественность обнаружила, что вносимые изменения так называемого плана перспективного развития являются миной замедленного действия не только для жителей Марковского городского поселения, но и областного центра.

Действие первое. Опасное одобрение

Почему история с ежегодным внесением изменений в генплан Марковского поселения 2012 года сегодня становится горячей темой? В мае 2019 года, после принятия думой очередного внесения изменений, общественники увидели, что марковская администрация, полностью ликвидировав в генплане, на огромной территории поселения, все зеленые зоны и леса, умудрилась получить в Рослесхозе одобрение переноса зеленой зоны… в национальный парк к берегам Байкала. Одобрение выдал перед самым увольнением московский покровитель местного министра лесного хозяйства Сергея Шеверды. Ныне нет во власти ни министра, ни его покровителя, а немыслимое согласование изменения генплана осталось.

Участники группы общественного контроля (куда входят такие известные защитницы природы, как Любовь Аликина и Юлия Карельченко) рассказывают:

– В микрорайоне Березовый, который относится к Маркова, нет школы и детского сада. При внесении изменений в генплан в 2014 году глава обещала построить школы и детсады, люди поверили, но никаких социальных объектов так и не ввели, зато все участки, запланированные под социальные объекты, перешли в руки местных строителей для возведения многоэтажных домов. Мы пришли к главе Маркова и об этом сказали. Галина Шумихина нам ответила: «У нас нет земли для постройки этих социальных объектов. Все продано». Но мы же видели, что земля есть, лес стоит и поля, и стройки никакой нет.

Группа общественного контроля действует на основании ФЗ-212, который говорит, что граждане РФ имеют право контролировать все, что происходит на территории их проживания. Естественно, что активисты, обеспокоенные подобным ответом чиновницы, решили начать свое расследование. Что же обнаружилось в результате?

Граница города Иркутска с Марковским МО проходит по микрорайонам Синюшина гора, Университетский, Первомайский, Юбилейный, Академгородок. Активисты увидели, что в новом генплане, утвержденном депутатами Марковской думы в мае 2019 года, лес в Юбилейном полностью уходит под уничтожение, остатки леса в Первомайском и Университетском тоже. В итоге 998 га федеральных лесов (774 га из которых – зеленая зона пригорода Иркутска) попадает под застройку.

– На минуточку – это федеральный лесфонд! – возмутились общественники.

Ведь изменение границ зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, Лесным кодексом РФ не допускается (ч. 6 ст. 105). На территории зеленой зоны, защищенной Лесным кодексом, нельзя строить, а можно отдыхать, собирать грибы-ягоды. По федеральным нормам город – в данном случае Иркутск – должен сохранять определенный объем зеленых насаждений на каждого жителя. Но как раз те самые территории, важные для Иркутска, чиновниками Марковского МО запланированы под застройку разной этажности. С легкой рукой депутатского корпуса все это было узаконено.

Действие второе. Прокуратура нам поможет

Как же так получилось? Марковская администрация, понимая, что изменения, которые требовалось утвердить и принять, не всем понравятся, поскольку они не вполне согласуются с нормами экологического, лесного, водного, градостроительного законодательств, оповещение сделала, но, по мнению общественников, недостаточное. А дума, приняв генплан, сработала как «карманная», считают активисты поселка Маркова.

Следом на публичные слушания, согласно Градостроительному кодексу, должны были выносить правила землепользования и застройки – ПЗЗ, вторую часть генплана, которая логически вытекает из первой части. Но марковская администрация нарушила процедуру оповещения граждан, а точнее – просто не выпустила своевременно газету с уведомлением о проведении публичных слушаний.

Понимая, что после принятия ПЗЗ исправить ситуацию будет практически невозможно, общественники обратились в прокуратуру Иркутского района с просьбой проверить легитимность публичных слушаний.

– Эту жалобу мы подавали совместно с представителями Иркутска – с председателем думы Евгением Стекачевым, поскольку под вырубку попадала зеленая зона микрорайонов Иркутска. И прокуратура признала, что слушания были проведены с нарушениями, их признали не состоявшимися. Сегодня все это «висит» в таком формате: слушания признаны не состоявшимися, но документы на всё подготовлены.

Действие третье. Куда смотрел Левченко?

По марковской теме общественники неоднократно обращались к губернатору Сергею Левченко, ныне – бывшему. Общественники рассказывают, что просили принять во внимание тот факт, что руководитель Марковского МО находится под следствием по делу о незаконном оформлении земельного участка и продаже его с подделкой документов (часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса). Они надеялись, что губернатор отстранит чиновницу от должности.

– Мы собрали огромное количество подписей, были оформлены петиции на специальных сайтах. Однако Левченко устранился, предложив решать этот вопрос местным депутатам, – говорят общественники.

Между тем в вопросе согласования марковского генплана окончательный вердикт должна была вынести именно область. Поэтому возникает странное ощущение некой заинтересованности прежней областной власти в том, чтобы марковские чиновники довели дело, как говорится, «до ума».

– И генплан, и ПЗЗ должны были быть проверены всеми министрами области, особенно там, где пересекаются интересы разных министерств – лесного хозяйства, сельского хозяйства, имущественных отношений, экономического развития. В данном случае это тем более необходимо было сделать, потому что в генеральном плане присутствовали федеральные леса, являющиеся частью зеленой зоны города Иркутска.

Тема генплана Марковского МО тесно переплетается с проектом «Зеленый пояс», который был утвержден федеральным правительством для всех регионов в целях сохранения лесов вокруг городов. В 2018 году правительство Левченко заказало проект «Зеленый пояс». И в этом проекте как раз исчезла та самая буферная зона, которая защищает жителей Иркутска, Иркутского района от выбросов «ИркАза», Ново-Иркутской ТЭЦ, от воздействия золоотвала. «Растворились» защитные леса, предназначенные для защиты от вредных воздействий на земли особого режима использования в границах зон санитарной охраны Ершовского водозабора.

– Задание по «Зеленому поясу» готовило минприроды. Министр Крючков осуществлял функции заказчика, поручив это подведомственным органам. А генплан проверяла главный архитектор области Екатерина Протасова, которая занимает должность руководителя Службы архитектуры области.

Общественники считают, что большинство градостроительных работ в области проводится через аффилированную фирму, где гендиректором значится Протасова М. В. Здесь и возникает конфликт интересов между исполнителем и приемщиком работ: градостроительные документы Марковского МО (генплан, ПЗЗ, проекты планировки и межевания) разрабатывала фирма «Мастер-план» с директором Протасовой М. В.

К тому же, как видно из данных публичной кадастровой карты, эти 794 га уже нарезаны участками от 40-100 га. Получается, лесную зону уже распределили для 7-8 интересантов?

– Если зайти в кадастровую карту и кликнуть на любой участок, можно увидеть, что они уже либо в долгосрочной аренде, либо в частной собственности. Получается, что чиновники всех уровней – от Марковского МО до областных, включая тех, кто выполнял поручения Левченко и кто подписывал этот генплан и ПЗЗ, действовали в коммерческих интересах? Все эти чиновники до сих пор работают в областном правительстве, – этот факт возмущает активистов.

Если сейчас не остановить этот процесс, считают общественники, жители Маркова и Иркутска останутся за бортом. То есть без леса, без чистого воздуха и без единственного источника питьевого водозабора.

Фото: irk.sibdom.ru

Действие четвертое. В надежде на Кобзева

Группа общественного контроля обратилась к новому руководителю региона Игорю Кобзеву с просьбой о личном приеме для обсуждения жизненно важных вопросов: «Просим защитить интересы неопределенного количества лиц, интересы Российской Федерации и наши лично, так как в границы лесопаркового зеленого пояса города Иркутска не включены земельные участки, которые и являются защитными, буферными зонами зеленого пояса города Иркутска, а площадь включенных в границы лесопаркового зеленого пояса ничтожно мала».

Общественники попросили провести проверку всего пакета документов по исполнению контракта № 05-66-57-13 /19 от 17.04.2019 г. «Создание лесопаркового зеленого пояса вокруг города Иркутска». Они также попросили главу региона проверить и само распоряжение правительства Иркутской области от 5 октября 2018 г., «которое вообще не отражает реальной действительности по лесопарковому зеленому поясу, который как буферная зона должен защищать город Иркутск и иные населенные пункты». В него, по мнению общественников, не вошли настоящие зеленые зоны, леса, городские леса.

Принципиальная позиция активистов принесла первые обнадеживающие результаты: 20 января состоялось совещание по вопросам лесопаркового зеленого пояса вокруг Иркутска и Ершовского водозабора Иркутского водохранилища. Туда были приглашены Любовь Аликина, Юлия Карельченко, Анна Янчуковская. Министерству природных ресурсов и экологии в целях решения вопросов, связанных с границами лесопаркового зеленого пояса вокруг города Иркутска, поручили создать рабочую группу. До 1 марта будет проведен анализ на предмет соответствия генеральных планов муниципальных образований и поселений нормам законодательства. Минлес должен проверить, как пользователи лесных участков соблюдают договоры аренды. Предстоит направить в прокуратуру материалы по используемым земельным участкам, состоящим на государственном кадастровом учете и пересекающим земли лесного фонда в границах зеленой зоны – для проверки законности их предоставления. Также поручено провести осмотр территории земель лесного фонда в интересующих границах – на наличие или отсутствие лесных насаждений. Службе архитектуры и минимущества поручено в том числе обосновать расширения территории застройки Марковского МО Иркутского района и проанализировать деятельность разрешенного использования лесных участков, расположенных в границах зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения «Водозабор Ершовский».

Возникает вопрос: как быстро «переобуются» чиновники, работавшие в команде Левченко, для выполнения принятых решений. И как они, интересно, будут объяснять свои прежние действия Игорю Кобзеву, которому сегодня приходится с этим наследием разбираться, что называется, «с колес». Так что ждем новой постановки старой пьесы. И пусть она будет со счастливым концом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру