Союз спасения: жителям области обещают, что ситуация по БЦБК скоро изменится

Ученые-эксперты готовы выбрать лучшие технологии

Судьба БЦБК и промплощадки «Усольехимпрома» обсуждалась в конце декабря на заседании в Минприроды РФ с участием министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина, временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Кобзева и академика РАН, директора Иркутского филиала Сибирского отделения РАН Игоря Бычкова.

Ученые-эксперты готовы выбрать лучшие технологии
Фото: Кирилл Шипицын.

Первая попытка

Со времени остановки БЦБК в 2013 году утилизация отходов комбината, накопленных в картах-хранилищах, так и не начата. Со времени банкротства «Усольехимпрома» зачистку площадки от загрязнения, в том числе ртутного, тоже не начали. Четыре года предыдущее правительство Иркутской области ходило вокруг да около, умудрившись не сделать по решению этих двух острейших экологических проблем вообще ничего. При том, что федеральным бюджетом были предусмотрены средства на утилизацию отходов БЦБК, а проект ликвидации ртутного загрязнения в Усолье имелся, но возникли трудности с экспертизой, региональные чиновники так и не смогли завести ликвидацию экологического бедствия в Усолье-Сибирском в федеральные программы.

После визита в Усолье главы Росприроднадзора Светланы Родионовой, назвавшей территорию «Усольехимпрома» «вторым Чернобылем» и озвучившей кругленькую сумму, в которую обойдется ликвидация последствий загрязнения, особо ничего не поменялось. Да и как могло поменяться, если главное должностное лицо области, губернатор Сергей Левченко назвал слова Родионовой «безответственными», а чиновники только жаловались, что не могут получить одобрение для проекта у вышестоящего начальства в Москве. Единственное, что удалось буквально продавить депутатам Законодательного собрания Иркутской области – это охрана территории предприятия, которая терпела налеты от предприимчивых граждан, вывозящих оттуда металл, в том числе и химически зараженный.

Что до БЦБК, то все силы были брошены на волокиту, на разбирательства заказчика (правительства региона) с подрядчиком (АО «Росгеология»). Так что дело встало, несмотря на поручение президента, федеральные деньги, активную позицию общественности и ученых, могущих оказать поддержку в решении этой проблемы.

Вторая попытка: экологические проблемы на первом плане

После отставки губернатора Сергея Левченко эти два экологических вопроса снова вышли на первый план – временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Кобзев объявил их первоочередными. 19 декабря новый глава области сообщил, что в регионе создается рабочая группа по ликвидации отходов БЦБК. Она будет базироваться в Байкальске и не только работать над ликвидацией отходов в накопителях комбината, но и заниматься вопросами селезащиты в Слюдянском районе. До этого, напомним, селезащитой занимались только на бумаге – правительство усердно перезаказывало (в 2014 году Институт земной коры выполнил работы, которые через четыре года были заново заказаны институту из Нальчика) первичную документацию, необходимую для разработки проекта.

На заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сразу же был рассмотрен вопрос и по Усолью. В первую очередь – обеспечение мер охраны территории. В конце года контракт с охранным предприятием был продлен еще на два месяца.

Сегодня территория "Усольехимпрома" тщательно охраняется. Фото: usgg.ru
Тем временем рабочая группа (по Усольской промплощадке) будет искать пути решения по ликвидации источников загрязнения. В ее состав войдут представители профильных министерств, муниципальной власти и федеральных ведомств. Уже в январе состоится расширенное совещание по вопросу «Усольехимпрома» – с участием конкурсных управляющих тех предприятий, которые здесь работают. Здесь, на огромной территории общей площадью в 610 га, располагается более 200 промышленных объектов: 140 корпусов цехов (в том числе злополучный цех ртутного электролиза), 60 вспомогательных зданий и сооружений, наземные и подземные коммуникации и коллекторы длиной около 50 км. По территории проходит железнодорожное полотно общей протяженностью более 20 км. 

 

Решается вопрос с «единственным исполнителем»

После назначения 23 декабря членов нового – временного – правительства вопрос о БЦБК и Усолье был поднят сразу же, на том же совещании. Врио в тот же самый день командировал в столицу и.о. министра природных ресурсов от регионального правительства – устраивать встречу с министром природных ресурсов РФ Дмитрием Кобылкиным и другими заинтересованными лицами.

Встреча состоялась. На ней присутствовали также представители научного сообщества – от Сибирского отделения СО РАН был приглашен Игорь Бычков, заместитель председателя СО РАН по научной работе, директор Иркутского филиала.

Академик РАН Игорь Бычков. Фото: special.isu.ru

Оба вопроса – и по Усолью, и по БЦБК – были рассмотрены на встрече. Министр природных ресурсов заявил, что проект ликвидации цеха ртутного производства ОАО «Усольехимпром» будет включен в национальный проект «Чистая страна» на 2020 год. Согласно проекту, срок полной демеркуризации ртутного цеха (с вывозом отходов и рекультивацией земельного участка) составляет три года, а стоимость реализации мероприятия – 1,257 млрд рублей.

По территории БЦБК было затронуто несколько вопросов. Общий и главный – это вопрос о подрядчике. Речь шла о его возможной смене. АО «Росгеология», единственный подрядчик, определенный рамками государственного контракта, так или иначе работы не выполнил: государственный подрядчик и прежнее правительство области не нашли контакта и понимания, в итоге проект завис. Сейчас готовится постановление правительства РФ о смене единственного исполнителя.

– На сегодня не отменено постановление о единственном исполнителе работ, которым была назначена «Росгеология». С другой стороны, есть поручение произвести смену исполнителя. В ближайшее время будут либо подтверждены полномочия «Росгеологии» (что, впрочем, маловероятно), либо – и скорее всего – будет назначен новый исполнитель, – прокомментировал ситуацию Игорь Бычков.

Эксперты РАН оценят технологии

На сегодня есть поручение президента Владимира Путина ВЭБу и правительству Иркутской области – провести конкурсный отбор возможных технологий.

– На заседании в Минприроды и на встрече с министром Дмитрием Кобылкиным было подтверждено, что экспертизу предлагаемых технологий выполнит РАН. Соглашение подписывается между Сибирским отделением и подрядчиком, – говорит Игорь Бычков.

Он предполагает, что по экспертизе надшламовых вод «будет все понятно», поскольку существует много технологий и «не потребуется существенного продвижения в рамках адаптации технологий». Надшламовые воды – это первый этап.

Следующий этап – собственно технологии. Как и планировалось ранее, речь идет о комплексе технологий, которые зависят в том числе и от плана развития города Байкальска (что также заведено в поручения президента). Ведь решение главного вопроса о ликвидации отходов идет параллельно с решением других, в которых заинтересованы жители города. К примеру, ликвидация отходов в карте-золошлакоотвале № 12 Бабхинской площадки позволит использовать ее площадь под строительство мусоросортировочной станции для Байкальска, где возможно перерабатывать некоторые виды отходов. В данный момент карта используется как мусорный полигон.

Относительно выбора технологий перед экспертами Академии наук поставлено два вопроса. Во-первых, им предстоит определить, насколько технически выполнима та или иная предлагаемая процедура, действительно ли она работает, давая тот результат, который объявлен заявителем. Во-вторых, им предстоит оценить, соответствует ли технология нормативно-правовой базе, действующей в Байкальской экологической зоне.

Имен экспертов Игорь Бычков по понятным причинам не называет, сообщив лишь, что это будут не просто ученые, а именно эксперты. Среди них не только сотрудники РАН, работающие в Иркутске. По каждой технологии планируется выслушать два экспертных мнения, а в случае их кардинального расхождения привлекается третий эксперт. Результаты экспертизы будут предоставлены в экспертную группу РАН в Москву, где пройдут окончательные обсуждения. Далее ВЭБ и правительство Иркутской области принимают решение относительно рекомендованных технологий, выбирая наиболее подходящие.

Судя по тому, с какой скоростью пошло дело, можно надеяться, что окончательный выбор технологий не за горами. За одну встречу был решен вопрос о включении проекта ликвидации ртутного загрязнения в нацпрограмму – вопрос, который не двигался в решении четыре года. Что же касается Байкальска, то здесь, вероятно, все пойдет не так быстро. Однако сроки в любом случае сжаты. По мнению Игоря Бычкова, притормозить процесс может лишь то, что новая редакция приказа № 63 «Об утверждении нормативов опасных и умеренно опасных веществ для уникальной экологической системы озера Байкал» пока еще не подписана и находится в Минюсте, действует старая редакция. Но это «ограничение по целесообразности», чтобы в дальнейшем не переделывать уже сделанную работу, подгоняя ее под новые правила. Однако при этом после подписания договора срок для работы экспертов определен совсем небольшой – 35 дней. Ученые, впрочем, не ропщут. Они считают, что времени, конечно, мало, но и дальше тянуть уже нельзя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру