Война людей и собак: почему не ловят бродячих животных

Исполнение контрактов по отлову контролируют по формальным признакам

Вступило в силу решение Бодайбинского районного суда, который взыскал с администрации города и района компенсации в пользу пострадавшего от укусов безнадзорных собак ребенка и его матери – 17 и 2 тысячи рублей соответственно.

Исполнение контрактов по отлову контролируют по формальным признакам
Фото: питомник "К-9".

Суд принял сторону потерпевших, поскольку чиновники бодайбинской мэрии в предшествовавшее инциденту время не объявляли аукционы на отлов бездомных животных и не заключали соответствующих муниципальных контрактов.

Однако сотрудники администрации не согласны с этим решением, поясняя, что органы местного самоуправления не наделены ни правом, ни обязанностью осуществлять деятельность по обращению с животными без их владельцев. По их мнению, организация отлова и содержания бездомных собак относится к полномочиям региона. О том, кто за что отвечает, мы спросили у эксперта – директора иркутского питомника «К-9» Вячеслава Славина.

– Похожий случай произошел три-четыре года назад в Иркутском районе, в ЖК «Березовый». Мать подала в суд на администрацию Марковского МО, на наш питомник (у нас на тот момент был заключен контракт на отлов бездомных животных с администрацией Иркутского района), на региональную Службу ветеринарии и на правительство Иркутской области, – вспоминает Славин. – Это очень показательная ситуация, которая хорошо объясняет, кто и за что отвечает в данном вопросе. К нашему питомнику у суда не было никаких претензий, поскольку к нам не поступало заявок от жителей данного двора, где эта собака жила довольно продолжительное время. Не было вопросов и к Службе ветеринарии, и к правительству Приангарья. Ведь Служба ветеринарии еще в 2013 году разработала положение «Об организации проведения в Иркутской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных», которому затем был присвоен статус регионального закона. Она же ежегодно распределяет между муниципалитетами правительственную субвенцию на данные цели (в общей сложности порядка 20 млн рублей). Местные же власти, в свою очередь, должны проводить мониторинг обстановки и затем использовать выделенные им деньги, проводя аукционы и заключая контракты. В итоге платить компенсацию пришлось Марковской администрации.

Однако, по словам эксперта, сумма, которая выделяется из областного бюджета на отлов и содержание одной бездомной собаки, смехотворно мала – всего 2,5 тысячи рублей. За такие деньги попросту невозможно отловить зверя, стерилизовать или кастрировать его да еще и содержать в течение месяца, как того требует закон. Поэтому нормальные питомники и приюты (которых и так мало) на такие аукционы не заявляются.

– Однако и в этих условиях муниципалитет должен объявлять конкурс, должен «теребить» вышестоящие власти, требуя дополнительного финансирования – или искать собственные средства.

Кстати, именно так и поступила в нынешнем году наученная горьким опытом бодайбинская администрация: они нашли деньги и заключили контракт с питомником на адекватных условиях: к 2,5 тыс. «областных» рублей муниципалитет добавил 5,5 тыс. рублей собственных. Получилось по 8 тыс. рублей на одну собаку. Эта сумма оправдывает все расходы на отлов, транспортировку и гуманное, без эвтаназии, содержание животных.

Некоторые муниципалитеты области, говорит Славин, и сегодня довольно серьезно относятся к обеспечению безопасности своих жителей. В качестве примера он приводит село Мамоны под Иркутском. Однако хватает и обратных примеров.

– Например, многие муниципалитеты сегодня работают с такой организацией, как печально известное ООО «Пять звезд», чей приют в поселке Карлук пару лет назад был снесен по решению суда: за то, что работал без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов. Тем не менее, согласно отчетам, «Пять звезд» постоянно отлавливает тысячи собак – однако, как вы понимаете, увидеть их в вольерах не представляется возможным. А нынешним летом нам довелось пообщаться с чиновником из администрации Иркутского района, который курирует выполнение контракта по отлову безнадзорных животных. Так вот: этот человек банально не знал, куда помещают пойманных собак – хотя на тот момент контракт действовал уже полгода! – рассказывает Славин. – То есть, процветает сугубо формальный подход к делу: дескать, контракт заключен, процесс идет, и случись что, мы не виноваты...

Но с начала следующего года ситуация начнет выправляться: вступают в силу статьи закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он должен покончить с формализмом в данной сфере, поскольку, согласно его положениям, процесс отлова безнадзорных животных должен будет фиксироваться на видео – как и их возврат на прежние места обитания. Также на каждую собаку необходимо будет заводить учетное дело с ее фото и сведениями, откуда она прибыла, какие ветеринарные и иные мероприятия с ней проводились и, наконец, куда она была передана в итоге (паспортные данные, адрес и телефон нового владельца). Кроме того, контроль за деятельностью питомников смогут осуществлять не только госструктуры, но и волонтеры-зоозащитники.

Впрочем, ситуацию можно изменить и не дожидаясь начала следующего года. О том, как это могут сделать обычные горожане, мы расскажем в одном из следующих номеров нашей газеты.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру