За Байкал ответишь: список поручений президента включает наказание чиновников

Подрядчик для БЦБК будет выбран по конкурсу

Перечень поручений по Байкалу, утвержденный президентом на прошлой неделе по результатам проверки исполнения законодательства по сохранению озера и его экологическому оздоровлению, лишает губернатора Левченко возможности манипулировать ситуацией в важнейших природоохранных вопросах в Иркутской области. 

Подрядчик для БЦБК будет выбран по конкурсу

Оздоровление ситуации на Байкале пойдет вразрез с теми направлениями, которые наметил Сергей Георгиевич. Более того, можно ожидать, что чиновники регионального правительства, которые плохо работали, будут наказаны.

Конкурс – и никаких гвоздей

Согласно поручению президента, самая главная проблема Байкала на сегодняшний день – территория БЦБК и его многомиллионные отходы – будет решаться цивилизованным способом. То есть через конкурсные процедуры. Президент поручил правительству РФ совместно с правительством региона и государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» провести конкурс, направленный «на выбор и реализацию лучших мировых технологических решений по утилизации и обезвреживанию отходов, в том числе предусмотрев возможность участия иностранных компаний, имеющих опыт в данной сфере».

Это как раз то, против чего Сергей Левченко и его правительство активно выступали в последнее время, фактически выдавив из проекта государственную корпорацию «Росгеология». «Росгео» в содружестве с «ВЭБ Инжинирингом», автором первоначального проекта, на базе которого и был заключен договор, вняв требованию общественности, запустила открытый конкурс для отбора подходящих технологий. В конкурсе могли участвовать все желающие. Этим летом на полигоне должна была проходить апробация технологий. Однако правительство региона, которое выступало заказчиком проекта, саботировало свои обязанности заказчика. А затем Сергей Левченко и вовсе сделал заявление о том, что на площадку БЦБК придет другой подрядчик. Речь шла о частной компании «ГазЭнергоСтрой». В небольшом интервью, которое губернатор дал газете «Областная», он заявил о том, что до 15 сентября вопрос о смене подрядчика должен решиться. Цитируем губернатора: «Правительством РФ с моего согласия решение уже принято, что будет новый единый поставщик».

Вот Сергей Георгиевич загнул так загнул: правительство РФ с его согласия приняло решение. Но, очевидно, свято веруя в силу своего «согласия», он заодно написал письмо президенту, где сослался на то, что у частной компании уже есть положительные результаты госэкспертизы для работы на Байкале. Губернатор попросил пересмотреть назначение подрядчика. Ответ президента содержится в перечне поручений: конкурсные процедуры – и никаких гвоздей.

Кроме того, поручением предписано «утвердить перспективный проект развития территорий находящегося в процедуре банкротства ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат». А это отсылает нас к вопросу, который и общественность, и «Росгеология» (будучи подрядчиком) регулярно задавали правительству Иркутской области. В общем виде он звучит так: что вы хотите видеть на освобожденных от отходов и мусора огромных территориях? От ответа на этот вопрос зависело то, каким способом следует их освобождать и под что рекультивировать. Ведь очевидно, что если вы хотите высадить на картах-накопителях деревья, то это одно дело – карты должны быть заполнены подходящим субстратом. А если хотите сделать какой-то водный резервуар, то карты нужно опустошить. Многократные объяснения таких простых вещей не повлияли на заказчика. Вероятно, уже тогда у губернатора была идея насчет смены подрядчика на частную фирму. Теперь правительству региона придется стремительно соображать, какими креативными идеями охватить карты-накопители и территорию промплощадки. Причем идеи эти должны быть еще и согласованы со здравым смыслом, выглядеть как рабочие, а не прожектерские.

До 1 января 2020 года – то есть фактически через три с небольшим месяца – о ситуации должно быть доложено на самый верх. В числе ответственных лиц, кроме Левченко, еще и премьер Дмитрий Медведев, а в придачу – председатель госкорпорации развития «ВЭБ.РФ». Так что заскучать Сергею Георгиевичу они не дадут.

Туристический тормоз

Не будет скучно региональному правительству и лично губернатору при выполнении поручения о проведении оценки потенциального воздействия туризма и туристской деятельности на Байкальскую природную территорию.

Доклад Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ), представители которого побывали на Байкале и получили представление о том, что здесь происходит, весьма скептически описывает развитие туризма.

Представители комиссии СПЧ однозначно указывают, что разработчики Стратегии социально-экономического развития области до 2030 года, рассчитывая на 5 миллионов туристов в год к вышеозначенному времени, забывают о том, что антропогенная нагрузка на природные территории – уникальные, заповедные – также возрастает. Разработчики – это как раз правительство Иркутской области, которое, провоцируя рост турпотока, ничего для развития инфраструктуры не делает. Так, в Листвянке, главном поселке, куда везут толпы туристов, прибывающих в Иркутск, только 20% населения подключено к локальным очистным сооружениям. В большинстве населенных пунктов на побережье их нет. При том, что развивать областные инженерные сети – прямое дело областного правительства. Сетей нет, турбизнес не выполняет предписаний по устройству канализации – в общем, потенциальное воздействие туризма на Байкальскую природную территорию катастрофическое.

К этому мы легко можем прибавить антропогенное воздействие на почвы уникальных территорий вроде Ольхона, распил особо охраняемых земель в нацпарке, мусорную проблему, загрязнение воды сливами судов. Озабочена ситуацией лишь прокуратура, а правительство региона покуривает в сторонке и выдумывает прожекты, которые использует для собственного пиара. Например, прожект особой экономической зоны в Байкальске, где внимание будет уделено туризму. И что? Первый камень пафосно заложен, объявлено о строительстве инфраструктуры – и на этом все закончилось.

А давайте вспомним, например, что в 2017 году департамент контроля и проверки выполнения решения правительства России представил премьер-министру Дмитрию Медведеву отчет. В нем говорилось о том, что за два года у правительства региона не получилось наладить работу объектов канализационно-очистных сооружений города Байкальска, построенных за 129 миллионов рублей в 2015 году в рамках федеральной целевой программы «Охрана озера Байкала». Это о многом говорит.

Или можно вспомнить, что в перечне поручений президента Российской Федерации от 17 августа 2017 года Иркутской области совместно с Минэкономразвития России было и следующее: «Обеспечить установление границ населённых пунктов и лесных посёлков, расположенных на землях лесного фонда и землях ООПТ в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в пределах фактически занятой ими территории». Выполнение этого поручения также должно было повлиять на развитие туристического бизнеса в регионе. По сообщению СПЧ, с Минприроды России не согласовывался ни один генплан населенных пунктов.

Так как будет Сергей Левченко оценивать воздействие туристической деятельности на Байкал? Напишут ли его чиновники в отчете о том, что турбизнес в Иркутской области работает по своим собственным законам и региональное правительство в эту тайную жизнь не вмешивается? Напишут ли о том, что именно правительство региона, игнорируя насущные вопросы в отрасли, тормозит развитие туристической инфраструктуры?

А ведь еще надо будет, согласно поручению, обеспечить «внесение изменений в программные документы и правовые акты в данной сфере, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение поступления налоговых и других обязательных платежей от указанной деятельности в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации». Это при нынешнем положении дел, кажется, вообще за гранью возможного.

Кто не молодец?

Перечень содержит много такого, что в итоге должно привести к оздоровлению Байкала – а также к оздоровлению репутации России на международном уровне. Ведь речь идет о Байкале как об объекте Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Известно, что комиссия ЮНЕСКО имеет очень много вопросов к России именно по Байкалу, и уровень остроты вопросов – на грани того, чтобы включить озеро в список «Наследие в опасности». И если это случится, имидж России пострадает.

Поэтому на уровне правительства РФ, выполняя эти поручения, оценят и деятельность Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, и организацию работы контрольно-надзорных органов на Байкальской природной территории. Необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти на Байкальской природной территории, разобраться с механизмами государственного экологического мониторинга, утвердить порядок предупреждения и реагирования на риски нарушения экосистемы озера, обеспечить регулярный анализ запасов промысловых видов, оценить результаты их воспроизводства, соответствие нормативам систем водоотведения для населенных пунктов, внести изменения в документы относительно строительства и модернизации очистных сооружений – ну и так далее.

А заканчивается список поручений одним очень деликатным пунктом – поручением, за исполнение которого отвечают генпрокурор Юрий Чайка, директор ФСБ России Александр Бортников и министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Заключается это поручение в том, чтобы «дать правовую оценку деятельности работников организаций и должностных лиц органов исполнительной власти всех уровней, включая контрольно-надзорные органы, на Байкальской природной территории».

Вот этот пункт, как нам кажется, многое может расставить по своим местам. Например, мы узнаем, кто же все-таки не провел в Байкальске «неотложные селезащитные и противопаводковые работы». Или получим наконец представление о том, кто в ответе за то, что работы на картах-накопителях БЦБК так и не начаты. Эти моменты в поручении президента вынесены в отдельные подпункты – наряду с общими и обширными вопросами об организации туризма и исполнении законодательства РФ, в том числе программы «Охрана озера Байкал на 2012-2020 годы». До 1 марта силовые структуры должны найти виноватых. Впрочем, тут к бабке не ходи…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру