Работы в Байкальске под угрозой срыва

Депутаты помогут затопленному городу раздобыть денег

Сильнейшие паводки в Иркутской области затронули не только Нижнеудинск и Тулун, но и Слюдянский район. Больше всего досталось городу Байкальску, известному не только своим горнолыжным курортом, но и, к сожалению, целлюлозно-бумажным комбинатом, отходы которого грозят экологической катастрофой.

Депутаты помогут затопленному городу раздобыть денег
Фото: Кирилл Шипицын.

Чтобы проинспектировать ситуацию в Байкальске, спикер Законодательного собрания Сергей Сокол выехал на место.

Забыли про затопленный Байкальск

– Масштаб разрушения мы увидели. Нужно в скорейшем режиме все восстанавливать, необходимо выделять деньги на восстановление объектов, ремонт по которым уже ведется. Фактически всем занимается мэр, не ощущается помощи областного правительства. Все областное правительство сегодня занимается восстановлением Тулуна, а про Байкальск забыло, – подытожил Сергей Сокол. Что же увидели представители ЗС?

В конце июля в результате сильных дождей реки вышли из берегов, центральная часть города оказалась затоплена, небольшой мост, связывающий город с БЦБК, оказался разрушен. По мосту шли все основные коммуникации: холодная и горячая вода, канализация и теплосети. Пролеты моста рухнули в русло реки, трубы зависли в воздухе, некоторые были повреждены. На несколько дней жители остались без водоснабжения. Лишь после того, как вода спала, коммунальщики с риском для жизни смогли подобраться к месту прорыва. Мост требует капитального ремонта. Сумма нанесенного ущерба составляет 285 262 902 рубля.

– Многоквартирные общежития № 1 и № 2 в аварийном состоянии, после паводка подмыло фундамент и ситуация усугубилась. Общежития № 24 и № 25 в 4 квартале микрорайона «Южный» тоже в аварийном состоянии, там идет разрушение стеновых конструкций, необходимо максимально быстро переселять людей, – перечисляет проблемы мэр Байкальска Василий Темгеневский. Что до моста, то сегодня укрепляют основание, чтобы зафиксировать висящие трубы. Если снова пойдет паводок, то и вторая часть моста может обрушиться, тогда жители всего города останутся без холодной и горячей воды, отопления. Как только закрепят трубы, начнутся гидротехнические испытания.

Во время паводка в Слюдянском районе от каменных селей, вызванных паводком, пострадала и федеральная трасса P-258. На несколько дней было введено ограничение движения для большегрузов от Шелехова до Выдрино. Паводками были повреждены несущие опоры мостов на реках Харлахта и Большая Осиновка, сейчас им требуется капитальный ремонт, и чем раньше, тем лучше. Обрушение мостов грозит полной остановкой движения, и Запад окажется отрезанным от Востока, путей объезда тут нет, с одной стороны скалы, с другой – железная дорога и Байкал.

– Сумма ущерба от паводка – 2,5 миллиарда. Чтобы восстановить действующую инфраструктуру, нам нужно 754 миллиона рублей, чтобы выполнить те обязательства, которые берем на себя по аварийно-восстановительным работам, – добавляет мэр Темгеневский.

Правительство не хочет объявлять ЧС

На носу холода, ждут уже и снега, а восстановительные операции в Байкальске под угрозой срыва. Подрядчики отказываются работать без денег, нечем заправлять технику и платить зарплату рабочим. Каждый день простоя грозит бедой для города.

Депутаты готовы подключиться к решению финансовых проблем города: они добиваются выделения средств на покрытие расходов, бремя которых сейчас в одиночку несет мэрия, и готовы лоббировать получение федеральных средств.

– Глава байкальской администрации говорит, что нужно ввести режим региональной ЧС. Этот вопрос обсуждается уже не одну неделю – и остается без ответа. В Байкальске складированы отходы БЦБК, мы были на картах-накопителях. Работы по ликвидации отходов не ведутся, несмотря на поручение президента, данное четыре года назад. Вода переполнила все карты, и если еще пойдет дождь, девать ее будет уже некуда. Там нужно разбираться не с водой, а с самими отходами, – говорит Сергей Сокол. Депутаты намерены пойти тем путем, каким пошли с «Усольехимпромом», то есть обращаться к премьер-министру страны, в «Росприроднадзор», привлекать внимание к проблеме, которую нужно решать срочно.

– К сожалению, стиль работы регионального правительства, к которому мы не можем привыкнуть, таков: они не говорят ни «да», ни «нет». Деньги нужны прямо сейчас. При профиците бюджета в 13 миллиардов рублей непонятно, чего ждут, – добавляет Сокол.

Чего ждут власти региона, если даже обыкновенный дождь сегодня может принести городу большие проблемы? Чего они ждали все четыре года, зная, что главной проблемой Байкальска являются отходы комбината? Все знают, что если будет сель, то содержимое карт-накопителей окажется в Байкале.

– Нужно концептуально понять, что тут происходит, почему дело не сдвинулось с мертвой точки. Мы проводили заседание Законодательного собрания, посвященное этой проблеме, приезжали представители АО «Росгеология» и «ВЭБ-Инжиниринга», нам удалось раскачать ситуацию. Но потом, по привычной схеме, все «ушло в песок» – и сейчас имеем только письмо губернатора с просьбой о смене подрядчика. Для чего, зачем? Никто сегодня не понимает, что происходит вокруг решения проблемы отходов БЦБК. Непонятно, кто в правительстве отвечает за это. В начале весны мы приезжали в Байкальск с сенаторами, и нам никто не смог ответить на наши вопросы. Областной министр профильного министерства – минприроды – даже не приехал сюда.

Сергей Сокол считает, что вопрос должен курировать премьер областного правительства, как минимум – зампред. Но сегодня никакой работы в правительстве не ведется. Можно помочь восстановлению Байкальска, который пострадал от стихии. Но главное – начать решать вопрос с отходами и селезащитой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру