Иркутянка ждёт квартиру уже 11 лет

Ни мэрия, ни служба судебных приставов не решили ее проблему

Когда человек лишается единственного жилья – это всегда трагедия. Когда жилье погибает от стихии, есть какие-то способы в конце концов восстановить свою недвижимость. Когда дом отнимают мошенники – нужно искать помощи у правосудия. А что делать человеку, которому не могут – или не хотят? – помочь те, кто по закону поставлен помогать?

Ни мэрия, ни служба судебных приставов не решили ее проблему
Сегодня район Нижней Лисихи не узнать. Он застроен новыми домами. А когда-то здесь стояли бараки. И в одном из них, в общежитии N3 по ул. Кирзавод, проживала Дина Соловещук. Фото: vss-tb.ru

Обещанного три года ждут

Дина Александровна Соловещук – обычная иркутянка. Мать-одиночка, старший сын вырос, обзавелся семьей, младший заканчивает учебу. Она – единственная, кто не получил квартиру при расселении общежитий бывшего кирпичного завода.

В далеком 1989 году Дина Соловещук вместе с мужем и маленьким тогда еще сыном получила комнату под номером 7 в общежитии № 3 Иркутского кирпичного завода по улице Кирзавод в Иркутске. В 1990 году она, работница кирпичного завода, получила и прописку в этой комнате. Когда брак ее распался, она и сын остались жить здесь.

Потом кирпичный завод, что называется, реорганизовали, но люди оставались в своих комнатах, продолжали жить.

А в 1996 году соседи Дины Соловещук стали радостно собирать вещи: участок, на котором стояли их бараки, городская власть передала в аренду строительной компании «Виктория». Строители намеревались бараки снести, а на их месте поставить многоэтажки. И одним из условий передачи земли в аренду стало расселение жильцов сносимых бараков за счет застройщика.

Дине Александровне с сыном должны были выделить двухкомнатную благоустроенную квартиру – как полагается по закону. Женщина радовалась будущему переезду, однако шли годы, соседние бараки сносились, люди переезжали – и только Дина Соловещук, а также ее немногочисленные соседи все ждали и ждали. За это время Дина Александровна родила еще одного ребенка, застройщик ПАО «Виктория» сменил учредительные документы и стал ЗАО «Виктория-Лисиха». Квартиру женщине все не давали, и семья продолжала жить в том же бараке, вокруг которого шла стройка. И так – до августа 2008 года.

А в августе Дина Александровна однажды вернулась домой и увидела, что его, дома, больше нет. Барак снесли. Без предупреждения. При сносе семья лишилась всех своих вещей, которые были попросту уничтожены. Женщина отправилась к застройщику, но ей сказали, что квартиру надо еще подождать.

Но ведь надо было где-то жить. И Дина Соловещук сняла квартиру. А подождав еще некоторое время, женщина обратилась с иском в суд. Октябрьский районный суд ее право на получение квартиры от ЗАО «Виктория-Лисиха» признал и вынес решение предоставить Дине Соловещук и ее детям благоустроенную двухкомнатную квартиру в черте Иркутска площадью не менее 36 квадратных метров.

Получив решение суда, Дина Александровна отправилась к судебным приставам, которые должны были проследить за тем, как ответчик исполняет это решение. Лично отдала им данный документ и снова стала ждать. Вот только приставы не торопились возбуждать исполнительное производство. По никому не ведомым причинам оно было возбуждено только через полгода после вынесения судом решения.

И в течение двух лет приставы так и не обязали застройщика предоставить иркутянке квартиру. На это бездействие обратил внимание суд, который в 2011 году признал его, бездействие, незаконным. Вот только пока приставы ждали неизвестно чего, компания-застройщик была признана банкротом.

С банкрота, как известно, взять нечего. И исполнительное производство по взысканию с ЗАО «Виктория-Лисиха» квартиры для Дины Соловещук было прекращено. Правда, документы об этом производстве были-таки переданы конкурсному управляющему, который занимался составлением реестра кредиторов застройщика.

Дина Соловещук больше не хотела ждать. Она неоднократно обращалась в суд, и в итоге в 2014 году Октябрьским судом было вынесено решение о взыскании с компании «Виктория-Лисиха» денежных средств в сумме 2,273 миллиона рублей. Но женщина получит эти средства лишь после удовлетворения требований всех остальных кредиторов компании-банкрота, которым «Виктория-Лисиха» должна почти 54 миллиона рублей. И вероятность выплаты, и размер ее ничтожно малы.

Кто виноват и кто заплатит?

За это время Дина Александровна сменила несколько съемных квартир. Сейчас женщина, которой в ноябре исполнится 50 лет, живет вместе с младшим сыном в дачном домике на 4-м километре Мельничной Пади. И это жилье она арендует. Платит за аренду, ездит на работу, следит за чужим домом. И не теряет надежды добиться получения своей квартиры.

Однако чиновники всех рангов и мастей только разводят руками. А в последнее время, по словам иркутянки, ее даже перестали записывать на прием в мэрии Иркутска. Правда, ее поставили на очередь как нуждающуюся в жилье, но за шесть лет эта очередь так и не продвинулась. Реально эта очередь – очередь в никуда.

Такая же ситуация в службе судебных приставов. Дина Александровна пыталась попасть на прием к руководителю УФССП по Иркутской области. Когда на другом конце линии услышали ее фамилию, то пообещали записать и перезвонить – и до сих пор (уже полгода) ей так никто и не звонил.

Отчаявшись, Дина Соловещук подала иск в суд с требованием компенсации морального вреда. Ответчиком по иску выступало региональное УФССП. Вот только суд не признал, что бездействие приставов причинило женщине и ее семье моральный вред.

В администрации Иркутска тоже считают, что они ни в чем не виноваты: в те годы в Иркутске другие люди находились у власти, и именно они должны были проследить за тем, чтобы Дина Соловещук получила причитающуюся ей квартиру. А они помочь женщине ничем не могут.

И никто не может. Все сроки уже упущены. С застройщика что-то получить практически невозможно. А в 2020 году младший сын Дины Александровны станет совершеннолетним, и чиновники от правосудия и власти вообще могут спокойно «умыть руки» – ведь в семье не будет несовершеннолетних, которым необходимо жилье.

Дина Соловещук и ее сыновья до сих пор прописаны в комнате № 7 третьего общежития по улице Кирзавод. Общежития и в помине нет. На этом месте стоят красивые 15-этажные дома. И у них совершенно другой адрес. Но это опять же никого не волнует.

А на днях Дине Александровне позвонили хозяева дачного домика, который она снимает. И сообщили, что дом и участок они продали. Так что семейству снова нужно искать жилье. Мотаться по углам тяжело, а при общей несправедливости ситуации – тяжело особенно.

Юристы говорят, что перспектив получить моральную компенсацию практически нет. Но бороться будут до последнего, поскольку был прецедент – решение Конституционного суда в пользу гражданина, взыскавшего с приставов деньги. Прецедент – всего лишь рекомендация для суда, ну хоть что-то, хоть какая-то надежда. Что же до получения вожделенной квартиры по очереди, то Дине Александровне нужно жить и ждать очень долго. Недавно пресса писала о том, что жительница Улан-Удэ ждет квартиру 55 лет. В Иркутске ситуация вряд ли лучше. Вот Дина Александровна и спрашивает: может ли в правовом государстве быть так, чтобы человека незаконно лишили жилья и никто за это не ответил и сделать было бы ничего нельзя?..

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру