Индустриализация по-губернаторски: сравниваем взгляды Ножикова и Левченко

Как иркутские губернаторы поддерживали развитие промышленности

В своем последнем инвестиционном послании губернатор Левченко объявил в Иркутской области «масштабную индустриализацию». Стратегическими направлениями он назвал развитие газовой, газохимической отрасли, золотодобывающей промышленности и глубокой переработки леса.

Как иркутские губернаторы поддерживали развитие промышленности
На развалинах Усольской промышленной площадки (на фото – территория "Усольехимпрома") должен был возникнуть ТОСЭР – территория опережающего экономического развития. Сергей Левченко охотно пиарил этот проект, уверял, что дело в Усолье идет. Но судя по тому, что самые громкие происшествия в Усолье – это бесконечные пожары на химпромовской территории, которую правительство области не может взять под контроль, дело экономического роста сильно тормозит даже в особо выделенных зонах. Фото: usgg.ru

Какие реальные дела со стороны региональной власти могут стоять за подобными декларациями, если вся промышленность существует в частном или же получастном виде? А если мы вспомним, что некоторые весьма крупные налогоплательщики переводят компании в другие регионы, впору серьезно задуматься о политике регионального правительства в отношении производственных и добывающих компаний. Двадцать лет назад условия были другие – частный капитал только-только расправлял крылья, и тогда имело смысл говорить о «масштабной» индустриализации, которая могла сработать на пользу народа. Давайте вспомним, как понимал индустриализацию первый народный губернатор Иркутской области Юрий Абрамович Ножиков.

Газ: государственный подход

Несмотря на тяжелое экономическое положение начала 90-х Юрий Абрамович горячо поддерживал идею газификации региона. Газовый проект имел очень большое значение для Иркутской области. Предоставляя серьезные экономические преимущества, он еще и решал задачи по оздоровлению экологической обстановки.

В первом квартале 1992 года консорциум предприятий «Байкалэкогаз» завершил технико-экономическое обоснование освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Для дальнейшей реализации проекта по инициативе областной администрации в апреле 1992 года была создана и зарегистрирована компания «РУСИА-Петролеум».

«Иркутскэнерго» заявило о намерении перевести теплоисточники с угля на газ. АНХК тоже нацелил свои мощности на потребление газового сырья. К переходу на голубое топливо готовились промплощадки Саянска и Усолья. Эти намерения подкреплялись делами: часть выручки предприятий решением трудовых коллективов направлялась «РУСИА-Петролеум». Колоссальные средства шли на геологоразведку. В результате компания обеспечила прирост запасов природного газа на Ковыкте с 346 млрд до 2 трлн кубометров.

К большому сожалению, со сменой губернатора уникальное начинание так и не было доведено до конца.

Золото для региона

В 1992 году администрация Иркутской области и Госкомимущество РФ вступили в стадию жестких разногласий. Конфликт был вызван разными подходами к приватизации госпредприятия «Лензолото» и освоению крупнейшего золотоносного месторождения Сухой Лог. Вариант акционирования предприятия, предложенный областными властями, не позволял частным инвесторам полностью забирать себе все доходы. Согласно протоколу о намерениях, подписанному главой администрации области, президентом австралийской корпорации «Стар» и гендиректором «Лензолото» 3 апреля 1992 года, создаваемое акционерное общество обязывалось платить в местный бюджет немалую сумму в размере 20-25% от объёма добычи полезных ископаемых.

Однако в августе того же года распоряжением Госкомимущества «Лензолото» было преобразовано в акционерное общество без учёта интересов области. Региональные власти оспорили это решение в Верховном суде РФ. Затянувшееся противостояние прекратилось лишь осенью 1994 года. Тогда было принято соответствующее постановление правительства и внесены изменения в учредительные документы «Лензолота», предусматривающие передачу из государственного пакета в распоряжение областной администрации 10 процентов акций. Немного, но хоть что-то.

Приватизация приватизации рознь

Конституция РФ 1993 года провозгласила принцип совместного разграничения государственной собственности между Российской Федерацией и её субъектами. Однако, по мнению Юрия Ножикова, именно в вопросах собственности российское правительство неоднократно нарушало основной закон.

Губернатор Ножиков неоднократно призывал президента России Бориса Ельцина пересмотреть законодательство по приватизации госпредприятий в пользу субъектов Федерации, чтобы обеспечить им большую экономическую самостоятельность. Ножиков доказывал, что идея приватизации без принятия должных мер может быть дискредитирована. Сложившаяся практика управления приватизацией в регионах напрямую из Москвы пагубно отражалась как на экономике территорий, так и страны в целом. Например, действия центральных властей при акционировании предприятий федеральных форм собственности в Иркутской области наносили региону огромный ущерб, что выражалось в остановке ряда важнейших производств и росте социальной напряженности. А ведь именно эти предприятия формировали большую часть экономики нашего региона.

В своем обращении к жителям региона в 1995 году Юрий Абрамович заявлял:

«Решения о продаже пакетов акций крупнейших предприятий области, относящихся к федеральной собственности, принимаются федеральными властями без участия территории, а ведь эти предприятия имеют для нас огромное социальное значение. Это ущемляет интересы жителей, так как продается и та часть собственности, которая должна принадлежать области. Из 1931 государственного предприятия на территории области в ее собственность передано всего 398. Практически все зависит от федеральных министерств и ведомств. При этом федеральными органами без участия области приняты решения об отнесении наиболее крупных предприятий к исключительно федеральной собственности. Такой порядок разграничения фактически закрепляет монополию и тормозит ход экономических преобразований».

…В это же время Сергей Левченко поддерживал приватизацию очень по-коммунистически: участвовал в приватизации предприятия «Ангарскстальконструкция», где был директором. Что и говорить, в его случае приватизация удалась на славу – теперь «Стальконструкцией» руководит сын Левченко. Это семейное предприятие.

Спасение Усть-Илимского ЛПК

Советская административно-командная система сменилась административно-финансовой олигархией. Но Юрий Абрамович продолжал бороться за судьбу предприятий Иркутской области. Некоторые из них ему удалось вернуть к жизни.

1988 год. Юрий Ножиков представляет программу развития "Братскгэсстроя".

В начале 90-х годов Госкомимущество РФ провело приватизацию Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Несмотря на протесты администрации Иркутской области единый производственный комплекс был разделен на 42 конкурирующих друг с другом акционерных общества, что привело к резкому спаду производства на градообразующем предприятии и, как следствие, социально-экономической катастрофе.

В условиях создавшегося исключительно сложного положения область была вынуждена снять часть бюджетных средств в размере 1,5 миллиарда рублей с других территорий как финансовую помощь Усть-Илимску.

Юрий Абрамович взял на себя обязанность собрать Усть-Илимский ЛПК в единое целое, объединив в холдинг. Он выезжал в Усть-Илимск на переговоры с руководителями всех предприятий и лично убеждал каждого директора, предлагал им обменяться акциями. И ему это удалось! Лесопромышленный комплекс ожил.

А в 1994 году Юрий Ножиков обратился в Сибирское отделение Российской академии наук с предложением создать в Иркутске Институт химии возобновляемого сырья: «Такой институт в совокупности с Институтом леса и древесины им. Сукачева сможет охватить весь комплекс теоретических прикладных исследований в области биологии леса, его сохранности, химии, биохимии и химической переработки древесины».

Однако опять-таки следующие губернаторы Иркутской области важную инициативу Ножикова не поддержали. И до сих пор комплексное использование древесного сырья в Иркутской области остаётся на крайне низком уровне.

Компетенция и ресурсы

Нынешний же губернатор Левченко известен своей страстью к громким заявлениям и абсолютной инфантильностью в решении реальных вопросов.

Фото из открытых источников.
16 мая он прочитал свое инвестиционное послание. В нем первое лицо области официально провозгласило в регионе «полномасштабную индустриализацию», итоги которой можно будет оценить через 5 лет. Интересно, кто будет их оценивать и принимать дальнейшие решения, если через год истекает срок полномочий действующего губернатора? Кому достанется это неблагодарное наследство – подводить итоги «масштабной индустриализации»? Следующему губернатору? Очень удобно давать обещания в пустоту.

Если кто не в курсе, в Иркутской области уже работает госплан. С 1 января. Штука только в том, что этот госплан – подробный, расписанный по этапам, с конкретным указанием сроков и объемов, – никому не встречался ни в печатном, ни в электронном виде. Но, по заявлению губернатора, он есть и – опять же по мнению губернатора – успешно работает. Прямо как в старом анекдоте: «Ты суслика видишь? – Нет. – А он есть».

По словам Левченко, за 5 лет планируется создать не менее 100 новых предприятий, а объём инвестиций за это время должен достигнуть 1 триллиона рублей, будет создано 16 000 рабочих мест, а налоговые поступления в бюджет составят не менее 230 миллиардов рублей! Хочется аплодировать стоя! Но почему-то на ум приходит встреча проходимца Чичикова и «реформатора» Манилова. С какого «потолка» берутся эти цифры?

Кстати, если кто-то думает, что «крупномасштабную индустриализацию» придумал Левченко, то он ошибается. Практически все пункты, озвученные нынешним губернатором, присутствовали в проекте «второй индустриализации» авторства его предшественника Сергея Ерощенко. Что может говорить только о том, что своих идей у нынешней администрации нет. А жаль…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру