Иркутское счастье снова откладывается: стратегию завернули

Стратегия развития Иркутской области снова отправлена депутатами на доработку

«Регион, в котором хочется жить» – лозунг стратегии, ничего не скажешь, сформулирован броско. Вот только до сих пор, несмотря на то, что работа над документом ведется уже несколько лет, не ясно, что именно будет предпринято для того, чтобы этот лозунг стал чем-то большим.

Стратегия развития Иркутской области снова отправлена депутатами на доработку

Чем-то реальным для каждого жителя Иркутской области. В ходе слушаний на площадке областного парламента 18 апреля депутаты рассмотрели обновлённую версию стратегии и снова были вынуждены признать: подход областного правительства к важнейшему для региона документу остался формальным. Видна небрежность в работе с цифрами. А за набором популистских тезисов слабо просматривается конкретный и эффективный план достижения всеобщего иркутского счастья.

Без всякой определенности

Как напомнил депутатам спикер Законодательного собрания Сергей Сокол, проект стратегии развития Иркутской области рассматривается уже три года, однако за это время документ так и не достиг степени готовности, позволяющей его принять. По мнению депутатов Заксобрания и представителей широкой общественности, к настоящему моменту так и остаются неучтенными многие пожелания и рекомендации, полученные при предыдущем рассмотрении стратегии еще в прошлом году. Однако общественность и народные избранники последовательны и настойчивы в своих требованиях.

Именно депутаты вынесли проект стратегии на серьёзное публичное обсуждение, в то время как разработчики не особо стремились афишировать его в общественном пространстве. Раньше гражданские сообщества были слабо вовлечены в этот вопрос.

– Крайне важно понимать, что публичные обсуждения и та серьезная доработка, которую мы сейчас проводим, направлены на то, чтобы сделать Иркутскую область комфортной для жизни людей, интересной для инвесторов и привлекательной для высококлассных специалистов-профессионалов… Стратегия должна работать на развитие Иркутской области и реальное улучшение качества жизни. Не стать пустой бумажкой, принятой для галочки, которая будет пылиться где-то на полке, — заявил Сергей Сокол. Коллеги по депутатскому корпусу его поддержали: каждому жителю области стратегия должна дать четкое понимание, как планировать свое будущее, каждый предприниматель должен иметь возможность сверить свои проекты с вполне определенными планами, которые строят органы власти.

Определённости проекту как раз и не хватает. Обобщая поступившие замечания к документу, Сергей Сокол заметил, что проблемы развития региона правительством проанализированы в отрыве от общероссийской ситуации и без учета межрегионального взаимодействия Иркутской области с другими субъектами. Также при разработке проекта не учтены стратегии развития муниципальных образований, отсутствует встроенность мероприятий стратегии в нацпроекты и другие федеральные целевые программы.

– Федеральному центру не будет виден потенциал Иркутской области для решения общероссийских задач. А это очень важно с точки зрения взаимодействия с Федерацией. В том числе и в возможности получить финансовую поддержку из центра по национальным проектам, – подчеркнул Сокол.

Правительство области выбирает экстенсивный путь развития

Кроме того, по мнению спикера ЗС, в стратегии не обозначен переход Иркутской области от экономики природных ресурсов к экономике интеллекта и информационных технологий. Ближайшие десять лет правительство по-прежнему предлагает эксплуатировать имеющееся у региона ресурсы. Между тем у региона «есть очень многое, чтобы идти интенсивным, а не экстенсивным путем».

Так каким именно должен быть этот путь? Рассматривая стратегию, Сергей Сокол попросил депутатов и присутсвующих на слушаниях экспертов быть максимально конструктивными и объективными. Многие охотно высказали свои предложения. С разных ракурсов стратегию оценили председатели и заместители председателей профильных комитетов и комиссий.

В частности, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, инициировавшая множество поправок к проекту стратегии, настаивает на пересмотре деления Иркутской области на опорные территории развития, а также включенности районов в тот или иной блок. Ее поддерживает и депутат от Усть-Илимска Артем Лобков. Его удивляет, что крупнейший северный город включен в Усть-Илимско-Катангскую ОТР, где основными мероприятиями развития обозначены строительство трассы «Вилюй» (не имеющей к городу никакого отношения!) и железнодорожной магистрали «Нижневартовск-Нижний Яр-Усть-Илимск», проектирование которой в программе развития АО «РЖД» запланировано на 2032 год.

У председателя комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении Виктора Побойкина тоже есть замечания к стратегии. В проекте, например, не учтены конкретные точки роста в муниципальных образованиях. Для Черемховского района это, очевидно, развитие угольной промышленности и перспективы, связанные с месторождением магнезита, где сосредоточено около 75% от всего запаса России.

Парламентарии в своих предложениях обратили внимание и на вопросы развития образования. Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова считает, что остается непонятным, каким образом будут достигаться показатели по стопроцентной обеспеченности детскими садами или по 75%-му охвату услугами дополнительного образования. «Вместе с тем именно образование определяет в большей степени качество жизни, влияет и на демографическую ситуацию», – отметила депутат.

Несомненно, значимыми для населения всегда были и будут вопросы здравоохранения. И на них остановился председатель профильного комитета Александр Гаськов. Он не готов одобрить соответствующий раздел стратегии, который в настоящий момент не учитывает национальных целей. Депутаты, например, не нашли ответа на вопрос, каким образом будут созданы условия для привлечения врачей и младшего медицинского персонала в наши лечебные учреждения, в то время как обеспеченность больниц и поликлиник кадрами – один из важнейших для здравоохранения показателей.

Зампредседателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Виталий Перетолчин тоже хотел бы ясности: в стратегии заявлено, что вредные выбросы предприятий должны быть снижены не менее чем на 20%, но за счет каких мероприятий – не оговаривается. И председателю комиссии по контрольной деятельности Тимуру Сагдееву не хватило конкретики: он раскритиковал слабую позицию по вопросам, связанным с защитой интересов коренных малочисленных народов.

Как проконтролировать стратегию?

Более 300 замечаний поступило к стратегии экономического развития и от представителей бизнес-сообщества. Как сообщил президент союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири» Алексей Соболь, большая их часть была учтена при подготовке поправок к стратегии. Вместе с тем большое количество вопросов еще требует доработки. Так, внимание необходимо уделить развитию торговли как основной сферы деятельности малого и среднего бизнеса и сферы, обеспечивающей занятость населения, а также улучшению инвестиционного климата в регионе. Кроме того, по мнению эксперта, требуется предусмотреть механизм промежуточного контроля за ходом реализации стратегии и анализа ее эффективности.

Учитывая выявленные существенные недостатки стратегии, по итогам обсуждения депутаты рекомендовали правительству Иркутской области доработать проект. Вице-спикер Законодательного собрания Александр Ведерников подчеркнул, что депутатский корпус готов принять самое активное участие в данном процессе. Цель у властей на самом деле должна быть общей.

– Иркутская область обладает потенциалом, с которым она должна занимать совершенно другое место, – подытожил Сергей Сокол. – И совершенно по-другому должны здесь жить люди…

Наталья Дикусарова, председатель комитета по бюджету:

Фото: babr24.ru

– Меня не устроили место и судьба двух моих территорий – Тайшетского и Чунского районов. Мои поправки рассматриваются уже полтора года, и я считаю теперь делом чести, чтобы все они были удовлетворены. Я настаиваю на более внимательном подходе к развитию территорий.

Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству:

Фото из открытых источников.

– Должна констатировать: печально то, что мы пропустили создание опорного вуза, не попали в списки федеральных вузов. И перспектива в этом направлении не просматривается в стратегии.

Лариса Егорова, председатель комиссии по регламенту:

Фото из открытых источников.

– Стратегия больше похожа на отчет. Да это и есть отчет. В разделе «Молодежь» меня зацепила фраза, которую я не могу не зачитать: «Таким образом, поддержка и поощрение талантливой молодежи региона оказываются в достаточной мере». Хотелось вопрос молодёжи адресовать: какая «мера поддержки» для них достаточна?

Сергей Сокол, спикер ЗС:

Фото из открытых источников.

– Стратегия должна работать на улучшение жизни жителей области, а не приниматься «для галочки».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру