Экономику Иркутской области отдают на откуп банкротам

Проект индустриального парка в Байкальске вызывает много вопросов

Губернатор Иркутской области не так давно презентовал проект индустриального парка «Байкальский» в Култуке, это произошло на экономическом форуме в Сочи. Через месяц власти моногорода Байкальска провели общественные слушания по другому индустриальному парку – по соседству, в Байкальске.

Проект индустриального парка в Байкальске вызывает много вопросов

Называется он «Байкальский чистый продукт». Эти проекты (или прожекты?) фактически дублируют друг друга, их территории находятся поблизости – на расстоянии 49 км, в одном районе. Население в замешательстве: зачем планировать два, если и один потянуть не можете? Складывается впечатление, что власти просто раздают землю в центральной экологической зоне Байкала, практически на побережье, прикрываясь благовидным предлогом развития территории. Интересно, кому раздают?

Близнецы-братья

Проект Байкальского индустриального парка в Култуке до последнего времени оставался в тени таких крупных и сияющих прожектов, как особая экономическая зона «Ворота Байкала». Хотя разрабатывался еще в 2013 году. Но теперь он выплыл – видимо, прикрывать «госплан» больше нечем. Если верить правительству Иркутской области, среди основных целей было создание условий для развития промышленности, внедрение научных разработок вузов региона и обеспечение экологически чистым питанием, лекарствами и сувениркой туристов, посещающих объекты ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала». Это должно было вызвать стремительный рост экономики Байкальска и создание 400 новых рабочих мест в экологичных областях. Под это предназначался земельный участок в центральной экологической зоне на расстоянии 500 метров от Байкала площадью 32,1 га. Первый «результат работы» индустриального парка населению виден уже сейчас – уголовное дело в отношении завода по розливу воды в Култуке и требование снести построенное. Вот такой получился «парк».

О «Байкальском чистом продукте» отрапортовали в мае 2018 года: было объявлено, что Иркутская область в рамках соглашения с Фондом развития моногородов РФ привлечет федеральное финансирование для создания индустриального парка «Байкальский чистый продукт» в моногороде Байкальске. Перспективы этого парка: инвестиционные проекты по розливу воды, производству напитков, выращиванию овощей в закрытом грунте, переработке ягод, дикоросов, созданию чаеразвесочной фабрики. То есть фактически то же самое – экологичное производство экологичной продукции. Объект в Байкальске состоит из 14 участков общей площадью 46,7 гектара. В том числе и на территории БЦБК. Как известно, территория БЦБК не очищена, не рекультивирована и не готова для использования. Зато есть здесь одна интересная деталь – участки находятся не только непосредственно на площадке, но и вне ее.

Это стало одним из главных вопросов на общественных слушаниях, которые проходили в Слюдянке по заказу администрации города и на которых обсуждали проектную документацию инженерной инфраструктуры парка.

На общественные слушания собрались 200 человек.
Вопрос народа о том, зачем вырубать лес (который выполнял защитную санитарную функцию, когда БЦБК работал) и почему бы не использовать промплощадку (как и заявлено, кстати, в проекте), остался без ответа.

Но ведь очевидно: для использования площадки ее нужно привести в порядок, очистить от того, что там оставил БЦБК. А этот процесс тормозится уже несколько лет на уровне правительства Иркутской области. Конечно, любому здравомыслящему человеку понятно, что строить рядом с огромной территорией промплощадки новую промплощадку в Центральной экологической зоне Байкала – это преступление. По-хорошему проект, в который вливаются федеральные средства, должен быть согласован с другими федеральными вливаниями – и все эти деньги должны работать на комплекс мероприятий, которые освободят Байкальск от застарелой проблемы БЦБК и вместе с тем дадут посыл новой, экологически ориентированной экономике. Вместо этого мы видим судорожные попытки, не убрав старое, сделать что-то новое.

Но представители власти заинтересованы в том, чтобы провести этот проект индустриального парка в жизнь. И можно делать прогнозы, в какой именно части он будет реализован.

В территорию индустриального парка входит 20 участков, 7 из которых заняты так называемыми резидентами. Если свободные участки представляют собой в основном заросшую лесом территорию, то с занятыми все очень интересно – они уже имеют историю.

Например, участок под кадастровым номером 38:25:020102:3976 по адресу г. Байкальск, микрорайон Гагарина, 217 и вовсе находится на территории города. Площадь участка – 5400 кв. м. Он предназначен для размещения объектов делового назначения, в том числе офисных центров, рынков и пр. Какое отношение он имеет к зоне БЦБК, остается большим вопросом. Может быть, тот, кто здесь отстроится, просто тоже хочет получать преференции по налоговым льготам? А то и заполучить какую-нибудь инфраструктуру за бюджетный счет?

Занят этот участок ООО «Байкальский Бриз», единственным учредителем которого является Наталья Евгеньевна Кондакова, учредительница еще двух фирм – в Москве и Московской области. По слухам, в этом участке лично заинтересован мэр: на площадке ООО «Байкальский Бриз» находится (и строится) торговый центр «Бриз», в пользу которого участок и причислен к индустриальному парку. Занятно, что рядом находится территория другого «экономического эмбриона» – ОЭЗ «Ворота Байкала». Но, может быть, мэру Байкальска вполне ясно, что эмбриональное состояние «Ворот» затягивается на неопределенный срок – и он подстраховался. «Грубо говоря, он не хочет платить за этот объект налоги», – заявил местный журналист Александр Якимов, бывший на слушаниях, где вопрос с ТЦ «Бриз» и выплыл.

В резидентах и банкроты тоже

Приведем как пример еще один любопытный участок с кадастровым номером: 38:25:020103:13, который значится как «частная собственность», площадью 11 046 кв. км. Как и когда этот участок недалеко от побережья Байкала ушел в частную собственность? Как могли продавать территорию БЦБК?

Дальше – еще интереснее. Согласно данным документации парка, участок закреплен за ООО «Озеро Байкал – Лун Чуан», основной вид деятельности которого – розлив воды, так же, как и еще три других участка в индустриальном парке. Учредителем этой компании является Гао Валентина Николаевна. Она же держит 10% уставного капитала ООО «Сила Байкала» (аренда и управление недвижимым имуществом), основной учредитель которого – китайская торговая компания «ХЭЙЛУНЦЗЯН ЦЗЫХАЙ», зарегистрированная в Поднебесной в 2016 году. Гао является учредителем еще семи компаний, связанных с туризмом, врачебной практикой и лесозаготовками в Тайшете. Это как раз те отрасли, которые интересуют китайский бизнес на территории России.

ООО «Озеро Байкал – Лун Чуан» «прославилось» в Байкальске необыкновенной лояльностью к нему местной власти и мэра. Оно было зарегистрировано в налоговой в 2015 году и через несколько дней после регистрации подало в администрацию Байкальска пакет документов на получение субсидии. И что удивительно, субсидию эту одобрили. «Сумму субсидии скрывали до последнего момента. И лишь в декабре 2015 года благодаря некоторым запросам удалось выяснить, что «Озеро Байкал — Лун Чуан» получает субсидию из бюджета Байкальска на сумму 14,7 миллиона рублей», – сообщал местный депутат Евгений Валов, возмущенный такой протекцией.

На карте отмечен маленький участок, который занимает ООО «Озеро Байкал – Лун Чуан". Вокруг него (справа) расположены несколько крупных участков, отданных под проект.

Впрочем, и ООО филиал «Травы Байкала», резидент парка, тоже получал субсидию в 2015 году – в размере 2 530 000 рублей. Да и резидент «Байкал-Инком», да и «Байкальские макароны» – все они получали весьма крупные суммы на поддержку бизнеса. Всем сестрам по серьгам администрация раздала. Правда, что толку? В 2018 году суд запретил компании «Озеро Байкал» разливать воду для экспорта в Китай: воду компании поставляло ОАО «БЦБК», набирая ее, конечно, в Байкале, но вода не проходила нужного контроля и не соответствовала нормам СанПиН. Очень достойный представитель для индустриального парка, что тут скажешь. ООО «Байкальские макароны» и вовсе обанкротилось. О его ликвидации было объявлено 14 января 2019 года, но из списка резидентов эти самые макароны почему-то не исчезли.

Что нам стоит дом построить

Стоимость работ по проектированию индустриального парка составила 18,1 миллиона рублей, сообщается на сайте госзакупок. Заказчик – администрация Байкальска. Работы для строительства инфраструктуры в пользу индустриального парка, который отчасти представляют сомнительные, а то и ликвидированные предприятия, будут профинансированы правительством Иркутской области и администрацией муниципалитета. Был объявлен проектировщик первой очереди парка – разработчик первого тома ОВОС – ООО «Сиблидер», которое базируется в Иркутске.

О том, что конкретно будут в дальнейшем строить для индустриального парка, на слушаниях сказано не было – пока речь шла об инфраструктуре.

Но в кипе документации есть одна интересная бумаженция: техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду по объекту капитального строительства на восьми примыкающих друг к другу участках. Интересно, что среди них – пять свободных. Цель работ, как указано в документе, – «оценка соответствия намечаемого строительства и эксплуатации жилого дома экологическим требованиям, установленным законодательством РФ». Но с какой стати речь идет о жилых домах, если мы имеем в виду промышленную зону? Это какая-то досадная ошибка? Можно было бы предположить, что ошибки нет, что тихой сапой под видом индустриального парка хотят построить дома. Много чего можно предположить. Кроме того, что этот индустриальный парк, в который вливаются деньги бюджета, будет наконец чем-то важным и полезным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру